В Стране басков и Каталонии состоялись выборы в региональные парламенты

В апреле и мае в Стране басков и Каталонии состоялись выборы в региональные парламенты. Их результаты говорят о подвижках в политическом соотношении сил в этих автономных сообществах Испании.

В Стране басков и Каталонии состоялись выборы в региональные парламенты | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Угроза не исчезла

После завершения франкистского этапа истории Испания, оставаясь унитарным королевством, тем не менее совершила несколько этапов по пути децентрализации. Сегодня это государство состоит из 17 автономных сообществ, некоторые из которых (Каталония, Страна басков, Галисия) представляют собой так называемые этнические регионы. В них активно действуют политические силы, настроенные на отделение этих территорий от Испании и соз­дание собственных государств. Особенно остро такая проблема стоит для Каталонии и Страны басков.

Ни в Стране басков, ни в Каталонии идея отделения не пользуется поддержкой большей части жителей.

Еще в конце 1970‑х гг., когда новая демократическая конституция признала автономные сообщества, у испанских регионов появились собственные статуты. С тех пор они не раз видоизменялись, как правило, расширяя полномочия сообществ. Статуты, в частности, определили систему власти в Каталонии и Стране басков, оговорили разделение властей, согласно которому региональные правительства формируются по результатам избираемых на пропорциональной основе представительных органов власти. Также они определили статус судебной системы этих автономных сообществ. Регионы получили не только свои органы власти, флаги и гербы; каталанский и баскский языки тоже обрели официальный статус.

Права автономных сообществ в Каталонии и Стране басков за последние 45 лет обновлялись и расширялись. В целом сегодня к ним относятся такие сферы, как местное самоуправление, обустройство территорий, урбанизм, региональная инфраструктура (включая развитие дорог и портов), сельское хозяйство. Также к компетенции автономных органов власти относятся области культуры, исторического наследия, функционирования научных учреждений, строительства, охраны природы, социального обеспечения, спорта. И хотя ни Каталония, ни Страна басков де-юре не являются «субъектами федерации», в целом все‑таки можно сказать о том, что те права и возможности, которые имеются у их исполнительной и законодательной властей, вполне походят на права регионов европейских федеративных государств.

Богатые регионы

Наверное, можно согласиться с точкой зрения профессора социологии Автономного университета Барселоны Жозепа-Марии Антентаса, который отмечает, что помимо исторических, культурологических и национальных особенностей в XXI веке стремление к независимости Каталонии и Страны басков во многом обуславливается «мощным экономическим рывком и высокими социальными стандартами жизни» в обоих автономных сообществах. Если общая численность двух национальных регионов немногим больше 10 млн жителей (всего в королевстве проживают 48,5 млн человек), то реальный экономический вес Каталонии и Страны басков для Испании в процентном отношении выше.

Так, в Каталонии вырабатывается 21 % от валового внутреннего продукта (ВВП) королевства, а в Стране басков — около 15 %. На оба сообщества приходится чуть ли не более половины всех иностранных инвестиций, привлекаемых в национальную испанскую экономику. Экономическая инфраструктура двух «национальных» регионов представляет собой, по меркам Европейского союза, современную высокотехнологичную систему. К традиционным отраслям хозяйства (торговле, аграрному сектору, рыболовству) добавляются такие высокопроизводительные отрасли, как производство современных станков, автомобилестроение, фармацевтика, химическая индустрия, биотехнологический сектор.

С точки зрения реальных доходов населения Страна басков и Каталония уступают в «государстве автономий» разве что столичному мадридскому региону. Их показатели (ВВП 32 – 35 тысяч евро на душу населения) опять же, по меркам ЕС, позволяют отнести оба сообщества к зажиточной части Европы. В то же время уровень безработицы, как общей, так и «молодежной», здесь явно ниже средних показателей по Испании. Стоит отметить, что управляющие сообществами силы (а это или автономисты, как в Стране басков, или открытые сторонники независимости, как в Каталонии) в последние годы активно принимали разнообразные законодательные акты, направленные на повышение социальных стандартов в своих регионах.

Безусловно, в пользу экономики двух рассматриваемых регионов, расположенных в северной части Испании, работает и туристический фактор. Внутренний и внешний туризм приносит как казне автономных сообществ, так и их жителям немалые дивиденды. Природа и в отношении Каталонии, и в отношении Страны басков сделала возможным самый разнообразный туризм: морской, горный (включая наличие в обоих сообществах высококлассных горнолыжных курортов), культурный, исторический, гастрономический и т. д. В Барселону, Бильбао и другие известные северо­испанские города, расположенные в Каталонии и Стране басков, ежегодно из разных государств приезжают миллионы иностранных туристов. Соответственно, и транспортная инфраструктура в двух регионах находится на высочайшем уровне.

Настрой на диалог

При наличии собственных отличительных особенностей все же попытаемся выделить основные общие черты, которые проявились при анализе итогов региональных выборов в Стране басков (21 апреля) и Каталонии (12 мая). Во-первых, в обоих случаях мы можем констатировать потерю позиций правящих в регионе партий. Так, если возглавляющая в Стране басков правительство центристская Баскская националистическая партия (БНП), потеряв 4 пункта, с 34,9 % голосов все же сохранила статус первой по популярности политической силы в своем сообществе, то формировавшая каталонский женералитат (правительство) левоцентристская партия Республиканская левая Каталонии (РЛК) заняла лишь третье место с 13,7 % голосов.

Второй общий момент: по сравнению с иными регионами королевства общенациональные партии в Стране басков и Каталонии уступают по уровню влияния региональным политическим игрокам. Прежде всего это относится к правым силам (так, ведущая в стране оппозиционная сила — Народная партия — получила в Стране басков 9 %, а в Каталонии 11 % голосов, крайне правая партия «Вокс» — «Голос» провела в баскский парламент лишь одного человека). Что же касается социалистов, то они вышли в Каталонии победителями с почти 28 % голосов, в Стране басков у местной организации Испанской социалистической рабочей партии 14 % голосов и статус младшего правительственного партнера БНП.

В целом можно сказать, что партии, выступающие за повышение политического и экономического статуса своих регионов, пользуются в обоих сообществах высокой поддержкой. Однако тут надо учитывать, что в Стране басков основная борьба шла между ориентированной на автономизм БНП и левонационалистической коалицией «Единство Страны басков», «Бильду» (32,1 % голосов), выступающей за независимое баскское государство «на принципах социальной справедливости». В какой‑то мере можно говорить о том, что их «матч» завершился вничью: и БНП, и «Бильду» провели в региональный парламент равное количество депутатов. Но, скорее всего, в Стране басков сохранится правительственная коалиция БНП и социалистов.

В Каталонии же регионалистские партии в основном привержены делу отделения от Испании, они требуют от Мадрида согласия на проведение юридически обязывающего референдума о государственной независимости автономного сообщества. Правда, после голосования 12 мая вряд ли такая опция станет реальной в ближайшей перспективе. В целом стремящиеся к независимости каталонские партии набрали на выборах 43 % голосов и потеряли абсолютное большинство в автономном парламенте. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня ни в Стране басков, ни в Каталонии идея отделения не пользуется поддержкой большей части жителей.

Еще один общий момент для двух североиспанских сообществ — и в Стране басков, и в Каталонии имеется «социальное» левое большинство, поскольку и там и там за партии левой ориентации отдали голоса более половины избирателей. Конечно, существуют глубокие различия между теми левыми, которые хотят сохранить регионы в составе единой Испании, и левонационалистическими партиями, нацеленными на независимость. Впрочем, в каталонской ситуации вполне можно представить вариант формирования смешанного широкого левого правительства, где будут представлены и те и другие.

В любом случае очевидно: будущие правительства Каталонии и Страны басков будут настроены на конструктивный диалог с центром. С учетом тех льгот, что при действующем левом правительстве имеют оба сообщества, скорее можно будет рассчитывать на бóльшую гармонию во взаимоотношениях между Мад­ридом и регионами.

Диалектика отношений

К сказанному выше стоит добавить, что «этнический фактор» играет непосредственную роль в общенациональной политике. Дело в том, что действующий состав совета министров Испании во главе с социалистом Пед­ро Санчесом работает сегодня при поддержке «националистических» депутатов в испанских генеральных кортесах, а именно — благодаря голосам 12 каталонских и 11 баскских депутатов от четырех регионалистских политических сил. Вне зависимости от идеологической ориентации эти партии одобряют курс коалиционного левого кабинета. Они категорически не желают возвращения к власти в Мадриде правых сил, которые в свою очередь упрекают левых в «потворстве сепаратизму».

Конечно, такая поддержка чего‑то стоит. Решение о праве применять в стенах парламента каталанский, баскский и галисийские языки, с огромным трудом принятый в нижней палате парламента законопроект об амнистии руководителям «каталонского бунта» 2017 года, пунктирные послабления баскскому и каталонскому сообществам в вопросах налогообложения и т. д. — на все эти уступки левое правительство пошло именно потому, что постоянно нуждается в «националистических» голосах при принятии различных законов.

Как отмечает историк Педро Гонсалес де Молина, «отношения центрального правительства с националистами носят диалектический характер: они нужны друг другу, но вместе с тем в самой Каталонии или Стране басков это очевидные политические конкуренты, они в значительной степени оспаривают схожую электоральную базу». Для Педро Санчеса и его партии наиболее удобными партнерами в «националистическом» лагере выступают БНП в Стране басков и РЛК в Каталонии. И наоборот: отношение к «Бильду» и особенно к партии «Вместе за Каталонию» — настороженное. Если бы эта партия бывшего президента каталонского правительства Карлеса Пучдемона, объявившего накануне голосования: «Господа мадридцы, готовьтесь, потому что мы идем!», — смогла формировать каталонский женералитат после 12 мая, политические отношения Мадрида и Барселоны непременно обострились бы. Сегодня такой вариант (притом что партия «Вместе за Каталонию», набрав 21,6 % голосов, превратилась в ведущую силу сепаратистского лагеря) выглядит маловероятным. Вроде бы нынешнему испанскому кабмину можно расслабиться. Но не надо забывать, что без семи голосов от партии Пучдемона кабинет Санчеса «зависает» в нижней палате парламента…


#Каталония #страна Басков #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 88 (7664) от 17.05.2024 под заголовком «Сепаратизм отступает».


Комментарии