В поисках своего пути. В Венесуэле состоялись выборы в национальную ассамблею
25 мая в Боливарианской Республике Венесуэла состоялись выборы в законодательный орган власти — национальную ассамблею. Судя по предварительным результатам, большинство мандатов сохранила партия власти.

ФОТО aboodi vesakaran on Unsplash
Непреходящая конфронтация
С того момента, как в 1999 году Уго Чавес в первый раз был избран главой государства и вскоре после этого в Венесуэле были запущены процессы Боливарианской революции, в общественно-политическом плане Венесуэлу лихорадит. Ведь Чавес и его актуальные наследники повели венесуэльское общество на разрыв с традиционным капиталистическим порядком в самых разных его ипостасях — политической, экономической, социальной. Этот процесс в Венесуэле приветствовали многие, но немало оказалось и тех, кто не принял Боливарианскую революцию.
Как отмечает французский политолог и эксперт по Латинской Америке Жан-Жак Курляндски, и «сегодня Венесуэла остается жестко разделенным обществом — на тех, кого относят к «чавистскому народу», и на противников чавизма и нынешней власти»… При этом политический раздел в венесуэльских реалиях дополняется и сопровождается мощным пластом социально-классового противостояния.
Отметим, что и в ряде других латиноамериканских стран имеет место очень жесткая внутриполитическая борьба между левыми и правыми политическими силами; Венесуэла здесь вовсе не представляет исключение. Однако венесуэльская специфика заключается, в частности, в том, что оба противостоящих социально-политических лагеря, скажем так, «не видят» и игнорируют друг друга.

Так, с точки зрения Унитарной демократической платформы (УДП), объединяющей широкие круги антиправительственной оппозиции от левоцентристских партий до правых антикоммунистических сил, власть президента Николаса Мадуро вообще не легитимна, поскольку, мол, правящие силы грубо сфальсифицировали результаты президентских выборов 2024 года, на которых, с точки зрения оппозиции, на самом деле победил ее кандидат ныне находящийся вне Венесуэлы Эдмундо Гонсалес.
В свою очередь в глазах активистов правящей Единой социалистической партии Венесуэлы (ЕСПВ), в оппозиционном лагере тон задают «фашисты» и «наймиты американского империализма», представляющие антипатриотическую силу. Очевидно, что при такой ситуации о политических компромиссах в современной Венесуэле говорить не приходится.
Кризис не преодолен
К сложной внутриполитической ситуации добавляются социальные и экономические проблемы, оценка масштаба которых опять же зависит от того, к какому политическому лагерю относится тот или иной эксперт. Представители правой и центристской оппозиции фокусируют внимание общественности на том, что «социалистический эксперимент» обанкротился, поскольку большая часть населения пребывает в бедственном состоянии. Так, по данным независимых экспертов ООН, около 80 % жителей Венесуэлы живут в состоянии бедности. Тот факт, что в общей сложности не менее 7 млн венесуэльцев за последние годы уехали из страны, связан не столько с политическими, сколько именно с социально-экономическими факторами. И это работает явно в минус действующей власти.
С другой стороны, ее сторонники из числа экономистов указывают на то, что проявления финансово-экономического кризиса прямо пропорциональны тому режиму санкций, которые вводил против Боливарианской Республики Вашингтон. При этом сторонники власти отмечают, что правительство Н. Мадуро сумело понизить уровень инфляции, в Венесуэле снижается безработица, государство оказывает реальную социальную поддержку наиболее нуждающимся группам населения, которые, к слову, продолжают оставаться классовой опорой чавизма. Власти находят средства на развитие систем образования и здравоохранения.
В условиях провозглашенной администрацией Дональда Трампа «тарифной войны», направленной, в частности, и против латиноамериканских государств, некоторое время назад правительство объявило о «чрезвычайном экономическом положении». Как отмечает вице-президент республики Дэлси Родригес, это поможет «венесуэльскому народу преодолеть трудности и поддержать работоспособность производственного мотора страны».
В авангарде борьбы с империализмом
Внешняя политика Каракаса на современном этапе в полной степени имеет черты преемственности с той линией, которую в начале 2000‑х годов определил Уго Чавес. Мадуро открыто заявляет, что «Соединенные Штаты желают свержения законного президента и контроля над нефтяными запасами страны». На международном уровне правящая ЕСПВ играет ключевую роль во Всемирной антиимпериалистической платформе, глобальной организации части радикальных левых сил, жестко ориентированных прежде всего против североамериканского империализма.
Будучи адептами «боливарианской дипломатии», венесуэльские власти активно поддерживают интеграционные процессы внутри Латино-Карибской Америки (ЛКА). Но и здесь также идеологический аспект явно присутствует. У Венесуэлы сложные отношения с теми латиноамериканскими странами (Аргентина, Эквадор), у власти которых стоят правые круги. Наоборот, государства, объединенные в Боливарианский альянс для народов нашей Америки, — Куба, Боливия, Никарагуа, — выступают как главные союзники Каракаса в зоне ЛКА. Конечно, сегодня политические и экономические претензии Венесуэлы на статус региональной державы, будем откровенны, более скромны, чем в чавесовский период, но свою роль в латиноамериканской политике Венесуэла продолжает играть.
Отметим также, что оппозиционные силы подвергают резкой критике «боливарианскую» внешнюю политику. В их глазах правые страны ЛКА, так же как и США или Евросоюз, не должны априори рассматриваться как силы «неприятельского лагеря».
Кампания на фоне заговора
Завершившаяся голосованием 25 мая предвыборная кампания показала, что градус напряженности в венесуэльском обществе остается повышенным. Большая часть оппозиции отказалась от участия в парламентских выборах, мотивируя свое решение «нелегитимностью» Н. Мадуро и полным контролем правящих сил за процессом подсчета бюллетеней. Как отмечает профессор СПбГУ и главный редактор журнала «Латинская Америка» Виктор Хейфец, говоря о тактике лидеров оппозиции, «они считают, что должен быть сначала решен вопрос с президентством, а потом все остальное».
Не только правая оппозиция в своей основе бойкотировала выборы 25 мая. Избирательный альянс, ориентированный на Коммунистическую партию Венесуэлы, также в свою очередь отказался от участия в кампании, обвинив власти в отсутствии честных и прозрачных условий для подлинно свободных выборов.
Власти в этой ситуации используют метод «кнута и пряника». С одной стороны, наиболее «ответственным» оппозиционным лидерам, в частности, бывшему в прошлом кандидатом в президенты Энрике Каприлесу и экс-генеральному секретарю партии «Справедливость прежде всего» Томасу Гуниапе было возвращено право баллотироваться на выборные должности.
Но при этом на фоне электоральной кампании продолжались задержания оппозиционных активистов. А 19 мая власти объявили о раскрытии заговора, участники которого планировали организовать теракты против избирательных участков в день голосования; были задержаны несколько десятков человек, включая иностранцев. Н. Мадуро поспешил заявить, что наемники, в основном граждане Эквадора, действовали по указке колумбийских наркокартелей и (почему‑то) албанской мафии. «Мы сумели сохранить политическую стабильность в нашем обществе», — заявил накануне выборов президент Мадуро.
Так или иначе, возглавляемый социалистами левый Большой патриотический полюс, согласно предварительным данным, получил 25 мая около 83 % голосов на выборах национального собрания, что дает правящей партии и ее союзникам более чем комфортное большинство в законодательном органе. Также у левых будет 23 из 24 губернаторов штатов, которых на региональном уровне тоже избирали 25 мая. Правда, тот факт, что в выборах приняли участие менее 43 % избирателей, все же несколько омрачает триумф для Н. Мадуро и его соратников.
В контексте региона
Результат парламентских выборов в Венесуэле никак не меняет соотношения сил в Боливарианской Республике. При этом высокий уровень конфронтационности между «социалистическим» и «демократическим» лагерями, это очевидно, сохранится минимум в краткосрочной перспективе.
А как можно оценить происшедшее в региональном или континентальном контексте? Понятно, что противостояние, которое наблюдается между левыми и правыми силами в Венесуэле, оказывает прямое и существенное воздействие на общую политическую борьбу в Латинской Америке. Сегодня в ЛКА имеют место противоречивые процессы, соотношение сил достаточно подвижно: где‑то поднимаются левые, в других местах видим явный правый поворот.
Очевидно, что для консервативных кругов латиноамериканского пространства «венесуэльский режим» представляет собой одного из главных политических противников. Здесь можно в качестве примера привести постоянные речи против «коммунистической диктатуры», которые раздаются в адрес венесуэльской власти из уст самого правого на латиноамериканском пространстве президента, главы Аргентины Хавьера Милея.
С другой стороны, не все однозначно и в левом спектре. Напомню, что еще двадцать лет назад говорили применительно к левым экспериментам в ЛКА о «пути Чавеса» и «пути Лулы». Первый подразумевал радикальные реформы на пути преодоления капиталистических порядков, второй делал акцент на политику социального реформизма. Но при этом в те времена Бразилия и Венесуэла поддерживали друг друга, и в определенной степени эти два пути взаимно дополняли друг друга.
Сегодня ситуация гораздо более сложная и противоречивая. Как отмечает испанский историк Сигфридо Перес де Рамирес, «после недавних президентских выборов в Венесуэле Лула и его окружение фактически отвернулись от Мадуро». Многие умеренные левые в ЛКА считают, что венесуэльские социалисты, по сути дела, оказались замешаны в фальсификациях результатов президентских выборов в пользу Н. Мадуро.
Вряд ли «финальный результат» голосования 25 мая будет одинаково воспринят во всем левом движении Латино-Карибской Америки. Однако вполне возможно, что отдаление венесуэльских социалистов, в частности от левого центра в Латинской Америке, сейчас лишь усилится…
Читайте также:
Никушор Дан одержал победу на выборах президента Румынии
Заигрались с санкциями. Вместо спасения своей экономики ЕС грозит России полным торговым эмбарго
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 96 (7918) от 30.05.2025 под заголовком «Венесуэла в поисках своего пути».
Комментарии