В Шлиссельбурге заложили кили двух судов нового поколения

В Шлиссельбурге на Невском судостроительно-судоремонтном заводе произошло событие, весть о котором облетела, пожалуй, все новостные ленты. На верфи этого городка, стоящего возле истока Невы, впервые в постсоветской России заложены кили двух научно-исследовательских рыбопромысловых судов (НИРС) нового поколения.

В Шлиссельбурге заложили кили двух судов нового поколения | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

На скорейшем обновлении такого флота Росрыболовства руководитель этого федерального агентства Илья Шестаков (он же заместитель главы Минсельхоза РФ) настаивал давно. Слабое научное обеспечение рыбного промысла, убеждал он, пагубно сказывается на работе отрасли. Одни научные суда так состарились, что уже не могут выходить в море и подлежат списанию. Другие держатся из последних сил, а если не сегодня завтра и они выйдут из строя, что тогда?

Рыбохозяйственная наука в лице Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) тоже бьет во все колокола. Без хорошо оснащенных судов нельзя проводить исследования, подтверждающие запасы морских биоресурсов. А работать вслепую, рискуя подорвать ресурсную базу, тоже недопустимо. Это противоречит национальному законодательству.

Допустимый улов живых ресурсов каждая морская страна, положим, определяет в своей исключительной экономической зоне самостоятельно. Но в открытом море, где действует Конвенция ООН по морскому праву, требуется соблюдать правила общемирового регулирования по сохранению и управлению запасами ресурсов, подлежащих добыче.

Без серьезных исследований, словом, рыбакам не ступить и шагу. Даже во время путины научные помощники предоставляют оперативную информацию о скоплении косяков промысловых видов рыб...

Несколько лет назад дело, казалось бы, сдвинулось. Ученые представили федеральной власти документы, обосновывающие необходимость строительства по современным проектам хотя бы пяти среднетоннажных «нирсов». Концепция развития отраслевой науки в РФ до 2020 года предусматривала создание основы для инновационного рывка в развитии рыбохозяйственного комплекса. Научно-исследовательский флот Росрыболовства уже к прошлому году должен был основательно обновиться. Этого, однако, не произошло.

В России сейчас строится около ста промысловых судов, отмечает Шестаков. Но если не будут приняты решения о том, какой объем квот можно им предоставить, то они попросту не смогут выйти в море. А в основе квотирования лежит научное обоснование. Росрыболовство настаивало на срочной постройке десяти новых «нирсов» – семи среднетоннажных и трех крупнотоннажных. Однако средства из госказны были выделены пока на два таких судна...

На исходе прошлого года Невский судостроительно-судоремонтный завод, выиграв конкурс, заключил с ВНИРО контракт стоимостью 5,8 млрд рублей на строительство двух «нирсов» проекта 17050. Работа над ними будет идти в рамках Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года, утвержденной главой государства в октябре 2020-го, и комплексной Программы социально-экономического развития Арктической зоны, одобренной правительством РФ в марте нынешнего года.

Первые отечественные суда такого формата получили имена ученых, которые руководили некогда этим научно-исследовательским институтом и внесли в укрепление отечественной отраслевой науки существенный вклад. Новинки будут называться «Профессор Анатолий Елизаров» и «Профессор Петр Моисеев».

Проект действительно интересный. Разработало его с учетом последних технических достижений и международных стандартов петербургское проектно-конструкторское бюро «Петробалт». А техническую документацию подготовили инженеры-конструкторы ленинградского судостроительного завода «Пелла» в кооперации с авторами-петербуржцами.

Это будут среднетоннажные научно-исследовательские суда с неограниченным районом плавания. Они смогут работать в любых климатических условиях – хоть в тропиках, хоть среди арктических льдов, практически по всему Мировому океану, осуществляя комплексные рыбохозяйственные и океанографические исследования.

Как ожидается, такие суда длиной 62,8 метра ледового класса Ice3, которые предстоит построить к 2023 году, будут оснащены новейшей системой позиционирования, измерительным и гидроакустическим оборудованием, а также системами, способными «видеть» биомассу рыбных стай под водой и контролировать их миграцию. Каждое судно рассчитано на 26 человек (экипаж и научная группа).

Там будут размещены современные лаборатории, ориентированные на гидрологические и гидробиологические исследования, позволяющие оценивать состояние биоресурсов и вести экологический мониторинг. А также СТD-зонды двух типов для измерения таких важных параметров воды, как температура, давление и электропроводность. Незначительный уровень шумности судна повысит достоверность измеряемых данных, а подруливающее устройство поможет ему разворачиваться на 360 градусов и маневрировать в сложных условиях плавания...

По словам Ильи Шестакова, в ближайшее время будет размещен заказ на строительство еще пяти таких судов. Какими они будут, пока трудно сказать. Но известно, что нижегородское ЦКБ по судам на надводных крыльях имени Р. Е. Алексеева подготовило проект крупнотоннажного судна подобного типа. И хотя разработка легла под сукно из-за отсутствия финансирования, видимо, три таких судна проекта 23460, оборудованных еще круче (с вертолетом на борту, батискафом и телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом), для Росрыболовства все же будут скоро построены.


#судно #Шлиссельбург #Россия #рыболовство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7061) от 30.11.2021 под заголовком «На разведку рыбных мест».


Комментарии