В России незаконно находятся более 700 тысяч граждан стран СНГ

Передо мной сидит человек, который уже 26 лет живет в Петербурге без всяких документов. Если, конечно, не считать таковыми копию свидетельства о рождении на узбекском языке и выданного в 1982 году свидетельства об окончании межшкольного учебно-производственного комбината №3 Кувинского района Ферганской области. Зовут его Паркидин, но представляется мужчина как Федя. Он до сих пор — гражданин Советского Союза. Правда, беспаспортный.

В России незаконно находятся более 700 тысяч граждан стран СНГ | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Еще с советских времен возил он фрукты-овощи на продажу в Россию, пока в 1993 году его полностью не обобрали. Перекупщики забрали у него весь груз, а денег не дали ни копейки. Даже билет до дома купить было не на что. Кое-­как вывернулся: устроился подсобником на рынок.

Потом нашел работу на строительстве коттеджей, дело пошло хорошо, и возвращаться на родину он раздумал. Все это время у Феди на руках был старый советский паспорт — узбекское гражданство он получить не успел. Но летом 1995 года попал в милицию, где его «серпастый» и канул в безвестности.

Все последующие годы Федя, по сути, тестирует нашу жизнь — позволяет ли она существовать без документов? Оказывается, позволяет. Не сказать, чтобы это было очень легко и приятно, но и не совсем уж невыносимо.

Работать без паспорта? Да не проб­лема! Работодателям никакие его документы были не нужны, ибо платили ему «по-черному». Более того, Федор даже умудрился закрутить собственный бизнес — наладился отыскивать на брошенных предприятиях элементы водозапорной арматуры, восстанавливать их и продавать. Ни покупатели, ни деловые партнеры (а их набралось уже немало) его личностью не интересуются — ну Федя и Федя.

Когда же в кармане появляются деньги, все остальное решается прос­то. Федор снял квартиру, женился (разумеется, без регистрации) и даже завел ребенка. Сейчас он ходит в школу, а у Феди уже новая подруга. Время от времени она намекает ему, что надо бы пойти в загс, но он только разводит руками.

— Неужели за эти годы ни разу не понадобился паспорт? — задаю я законный вопрос. — Ну хотя бы в поликлинику сходить…

— У меня со здоровьем все в порядке, — улыбается он. — Но вот теперь ковид, нужна прививка, а то не пустят никуда. Не знаю, что делать…

Парадокс: чтобы остановить Федин эксперимент, потребовалась пандемия. Впрочем, так ли удачен он был? Можно ли назвать нормальной жизнью существование, при котором человек не может получить образование, найти достойную работу, в конце концов, съездить на родину, где растут его дети, стареют и уходят в мир иной родители… Да, Федя выжил как биологическое существо, но как элемента социума его просто нет. Человек-тень!

И сколько у нас таких Федь в России? По оценке первого замми­нистра внутренних дел РФ Александра Горового, сейчас на территории страны незаконно находятся более 700 тысяч граждан, прибывших из стран СНГ. Этот гигантский «остров беззакония» — не только черная налоговая дыра или потенциальный источник инфекций (что ныне более чем актуально), но и рассадник преступности, вплоть до терроризма.

Ну и что же что нашли «пальцы» нелегала на брошенном оружии или видеокамера «срисовала» его порт­рет. Ведь этого человека нет ни в одной базе данных и идентифицировать его по таким следам невозможно. И даже если его завтра схватят за руку, он может представиться кем угодно…

Разумеется, государство наше с нелегалами борется. Любая проверка документов на улице (а к представителям азиатских республик полиция подходит особенно часто) — и человек за решеткой. Месяц на установление личности — и выдворение с запретом въезда. Но беда в том, что слишком многим эти люди нужны. Шутка ли, гигантская армия дешевой и бесправной рабочей силы! Ни тебе Трудового кодекса, ни техники безопасности и уж тем более разных социальных гарантий…

Сейчас государство взялось переломить такое отношение, причем с помощью самих нелегалов. Ведь наверняка многие из них, как и Федор, были бы и рады выйти на свет — покидать Россию им не хочется, здесь худо-бедно жизнь наладилась, а на исторической родине их, скорее всего, никто не ждет.

Разумеется, добрая Россия пошла навстречу таким людям. 24 августа минувшего года вступили в силу изменения в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся лиц без гражданства. Теперь они могут получить временное удостоверение личности, которое позволит таким людям выйти из «серой зоны», а потом спокойно (на это отводится 10 лет!) решать проблему со своим правовым статусом. Разумеется, им это будет выгодно — их права станет охранять закон. Но он же охраняет и нас — от тех «гостей», которым по разным причинам тень нравилась больше света.


#закон #документы #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 7 (7090) от 18.01.2022 под заголовком «Гражданин Советского Союза».


Комментарии