В России набирает популярность индустриальный туризм

В последнее время в России набирает обороты индустриальный туризм. В Северной столице более 750 крупных и средних предприятий, из них полторы сотни имеют собственные музеи, а около пятидесяти регулярно организуют экскурсии. При этом у данной отрасли имеется огромный потенциал, который только предстоит раскрыть.

В России набирает популярность индустриальный туризм | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Промышленный туризм начал активно развиваться за рубежом еще в 1990-е годы, а на сегодня у 80% европейских предприятий разработаны масштабные программы для туристов. К примеру, в Великобритании кондитерскую фабрику Cadberry ежегодно посещают около полумиллиона человек. В Германии туристов ждут на заводах «Порше», «Ауди», «Мерседес-Бенц», ­«Фольксваген» и BMW. Во Франции успешно возят группы на парфюмерную фабрику «Фрагонар». В США — на винокурню Jack Daniel’s.

«В России индустриальный туризм начал развиваться только сейчас», — отметила на XIV Петербургском международном инновационном форуме-2021 директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запада Ирина Семенова.

В числе таких успешных практик можно назвать Калининградский янтарный завод. В Петербурге и Ленобласти популярностью пользуются проекты пивоваренной компании «Балтика», Императорского фарфорового завода, ювелирного предприятия «Русские самоцветы», завода Hyundai («Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус»), ­петродворцового часового завода «Ракета» и др.

Но в целом в Северной столице, как и по всей стране, пускать туристов на свои производственные площадки готовы далеко не все предприятия. Одних сдерживают риски, связанные с техникой безопасности, другие боятся раскрытия коммерческих тайн. Большинство же просто не видит выгод от вложений в запуск экскурсионных программ, организация которых действительно дело затратное. Но зарубежная практика показывает, что со временем некоторые предприятия получают от экскурсий даже больший доход, чем от реализации своего продукта.

Прошлым летом Агентство стратегических инициатив  при поддержке Минпромторга запустило акселератор по промышленному туризму и разработало методологию развития этой сферы с целью вовлечения как можно большего количества предприятий.

«Промышленный туризм становится важным элементом социально-экономического развития территорий, а также эффективным способом решения бизнес-задач для предприятий различных отраслей, — говорит глава Минпромторга Денис Мантуров. — Его развитие способствует продвижению локальных брендов и региональных товаров, повышению инвестиционной привлекательности регионов. Открывая двери и вступая в прямой диалог с потребителем, демонстрируя свои достижения, технологические процессы, ­качество продукции и экологичность производств, предприятия формируют новый имидж современной российской промышленности. Кроме того, промышленный туризм становится механизмом профориентации, формирования кадрового резерва и удержания в регионе квалифицированных специалистов».

К концу прошлого года экспертный совет акселератора отобрал 245 предприятий из тридцати регионов. Представители рабочих групп победивших в конкурсе компаний стали участниками ­обучающих модулей, а созданные в регионах маршруты проходят тщательную экспертизу.

«Тема развития промышленного туризма вызвала большой интерес среди регионов России, — отметил Сергей Рыжов, гендиректор компании «Майе Маркет», которая стала оператором акселератора. — В обучающей программе приняли участие представители более 360 предприятий из всех федеральных округов страны. Наибольшее число заявок (25,9%) поступило от предприятий пищевой промышленности, 12% — машиностроения, 11% — легкой промышленности. От Северо-Западного федерального округа пришло 55 заявок. Среди них в том числе и компании с опытом в этой сфере, которые надеются сделать процесс более эффективным.

«На нашем предприятии мы проводим экскурсии порядка семи лет. Помимо стандартной экскурсионной программы предлагаем мастер-классы, в том числе и детские. В год принимаем порядка 2,5 тысячи туристов, — рассказывает первый заместитель генерального директора ИЮЗ «Русские самоцветы» Дмитрий Мазаников. — Однако создание таких услуг — сложное и ответственное дело со множеством нюансов. Мы работаем с драгоценными металлами и камнями, поэтому на производство нельзя заходить в своих ювелирных украшениях, которые надо оставлять в специальных ячейках хранений. Туристам это не нравится. С другой стороны, экскурсионные группы отвлекают от работы мастеров. Поскольку мы коммерческая структура, то хотели бы фильтровать туристические потоки по маржинальности. Для нас важно, чтобы после экскурсий люди делали покупки в нашем салоне, который является финальной точкой всех экскурсий. С этой точки зрения наиболее предпочтительная аудитория — иностранные туристы, которые после экскурсий делают дорогие покупки».

С подобными проблемами сталкивается большинство индустриальных предприятий. Индустрия готова принимать туристов, но не надо забывать, что предприятия — это не туристические ­объекты. Поэтому необходима продуманная госпрограмма по стимулированию компаний, чтобы они хотели это делать и делали это ­качественно.

Что ж, судя по запуску акселератора, чиновники готовы к такому стимулированию. Будем ­надеяться, в скором времени появятся грамотные решения, которые сделают симбиоз индустрии и туризма наиболее эффективным.


#туризм #развитие #Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 8 (7091) от 19.01.2022 под заголовком «Экономика промышленных зрелищ».


Комментарии