В Мариуполь из Петербурга отправлен груз особого назначения
Со двора Александро-Невской лавры вновь отправляли грузовик с посылками не объявленной, но при этом большой ценности: церковная мебель и утварь, книги, предметы, необходимые для совершения богослужений, и то, что в миру назвали бы расходными материалами — свечи, ладан, лампадное масло и уголь, а также крымское богослужебное вино для евхаристии. Машина едет в Мариуполь — город-побратим Петербурга, в восстановлении которого активно участвует Северная столица. Это уже второй этап благотворительного проекта «Храмы Петербурга — храмам Мариуполя», реализуемого по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и при поддержке Законодательного собрания (в рамках первого наши храмы к Рождеству собрали и отправили в город-побратим похожий груз для 12 приходов).
ФОТО Pixabay
«В трудные времена люди всегда ищут духовной поддержки и утешения в церкви, и сейчас очень важно оказать мариупольским храмам поддержку в налаживании нормальной богослужебной жизни, чтобы духовенство могло совершать богослужения и таинства, так необходимые обездоленным и страждущим людям», — пояснили смысл акции в Петербургской епархии.
Первыми из здания с табличкой «Древлехранилище и библиотека» Александро-Невской лавры волонтеры бережно выносят объемные, но легкие и хрупкие на вид короба, окутанные пленкой. Это жертвенник и престол — основные принадлежности храма, без которых невозможно служить литургию. И сами конструкции, и вышитое золотое и красное облачение для них были изготовлены для Свято-Преображенского храма Мариуполя в мастерских лавры по всем канонам.
— Надеюсь, на них будут молиться уже в эту Пасху, — говорит епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры.
По его словам, такая помощь нужна не только мариупольцам, но и петербуржцам, прихожанам.
— Сердце радуется от того, что призыв о помощи находит отклики у многих. Мне кажется, отзываются прежде всего те, кто сам прошел через трудности, через восстановление. Люди, которые начинали с руин, понимают, что даже самая малая помощь дорогого стоит. В Евангелии сказано: лепта бедной вдовы дороже золотого динара. И в нашем деле это видно очень явственно и четко, — говорит епископ Назарий.
— Многие люди хотят чем‑то быть полезными, и наше благочиние радо поучаствовать в том, чтобы праздник Пасхи в Мариуполе состоялся и чтобы пасхальная радость нас всех объединила, — подключается к разговору протоиерей Никита Зверев, благочинный Царскосельского округа, настоятель собора святой Екатерины в Царском Селе. — Радует, что многие храмы, приходы, к которым мы обратились, с готовностью откликнулись. Собрано много утвари и того, что необходимо для нормальной литургической жизни в приходах. Чтобы приходы жили, могли принимать людей. Чтобы люди, приходящие на службу, могли участвовать в таинствах и благодарили Бога за то, что они не одни. И еще знали, что есть люди, которые всегда рядом (пусть и не территориально, но по крайней мере едины с ними духом).
Именно Царскосельскому благочинию наряду с Александро-Невской лаврой в «подшефные» достался один из самых пострадавших от бомбежек и обстрелов храм Мариуполя — Свято-Преображенский. Он, как и Свято-Успенский, был разрушен в ходе артиллерийских обстрелов и полностью отстроен заново. Но храм — это не только стены… Теперь его нужно наполнить церковной жизнью, а для этого требуются иконостас, престол, жертвенник, иконы, да много чего. Наиболее значительные посылки получат не самые крупные, но самые пострадавшие.
— На первом этапе проекта мы помогли двенадцати храмам, послав необходимое им к Рождеству, сейчас к Пасхе посылаем уже пятнадцати, — рассказала нашей газете руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова (пресс-центр взял на себя координацию всей работы). — Тогда в сборе богослужебной помощи приняли участие около 20 храмов Петербурга. В этот раз вдвое больше: это Александро-Невская лавра, Константино-Еленинский монастырь, Воскресенский Новодевичий монастырь, Казанский кафедральный собор, Исаакиевский собор, храм Спаса Нерукотворного в Парголове, храм Всех петербургских святых в Левашове, храмы Центрального, Красногвардейского, Василеостровского, Царскосельского, Калининского, Фрунзенского, Красносельского и Курортного благочиний, а также благотворительный фонд «Иоанновская семья» и Союз православных предпринимателей Петербурга.
Союз православных предпринимателей «закрыл» серьезную позицию, которая никак не закрывалась, — приобрел евхаристический набор для одного из храмов. Завязались прямые контакты: Казанский кафедральный собор помогал кафедральному собору Мариуполя — по просьбе мариупольского настоятеля отправили большое напрестольное Евангелие в красивом окладе. Михайловскому собору и Свято-Владимирскому храму большую помощь оказали Исаакиевский собор и Спасо-Парголовский приход.…
Родоманова тоже отмечает искренний отклик верующих петербуржцев на призыв епархии:
— Они писали в соцсетях, спрашивали: куда мы можем прийти, принести собранное? Кто‑то в этот раз не был включен в программу, но, напрямую созвонившись с мариупольскими настоятелями, включались в сбор дополнительно к той помощи, которая уже была между нашими храмами распределена. Например, вчера нам привезли шесть огромных коробок, часть с конкретным адресом, на остальных просто написано: «Храмам града Мариуполя». Мы рады, когда нас спрашивают: куда принести иконку? Пусть небольшой дар, но от сердца…
Но вообще здесь придерживаются адресного подхода. Помощь собирается строго по запросам настоятелей. Ведь у каждого храма — своя ситуация, и пострадали от военных действий все в разной степени.
— Мы быстро сдружились с батюшкой Иоанном, еще когда готовили первый сбор, — рассказывает Александра Попович, сестра милосердия Покровского сестричества Красносельского благочиния. Подопечный Свято-Троицкий храм, где служит протоиерей Иоанн, получит помощь уже во второй раз. Он расположен недалеко от больницы, так что батюшка Иоанн окормляет также тех, кто лечится в ней.
— В прошлый раз наша помощь была только от прихода Покрова Божией Матери, но теперь к сбору присоединилось все Красносельское благочиние, и мы смогли собрать для Свято-Троицкого храма даже больше, чем сами рассчитывали, — рассказывает сестра Александра. — Отец Иоанн составил очень скромный список из самого-самого необходимого. Он мечтал о семисвечнике для престола, о новой дароносице и литературе, также нужна была кое‑какая оргтехника для прихода — причтовый дом, в котором размещалась воскресная школа, был полностью разрушен. Когда оказалось, что мы собрали больше денег, мы не стали ничего придумывать сами, а позвонили ему и спросили, что еще нужно. Он неуверенно так говорит: «Праздничное кадило… Это можно?». Мы в епархиальном магазине нашли такое красивое, такое звонкое кадило — когда его увидели, чуть сами не прослезились… Показали батюшке Иоанну, он глазам своим не поверил. Говорит: «Мы теперь будем ждать ваших посылок с трепетом и нетерпением, как дети ждут новогодних подарков, и с таким же радостным чувством, как в детстве, будем открывать коробки, присланные из Петербурга». Дополнительно удалось собрать детскую духовную литературу, Библию с красивыми иллюстрациями — книги, которые не найти в Мариуполе. Надеемся, что летом отец Иоанн сумеет приехать в Петербург, и мы наконец повидаемся с ним.
В отличие от Рождественского благотворительного сбора с организацией и составлением списка нужд сейчас все было гораздо проще, говорит Наталья Родоманова:
— На этот раз у нас уже были телефоны всех настоятелей, мы созванивались, они выбирали, что нужно, на сайте магазина церковной утвари Софрино и присылали ссылки. Но не все удалось пока получить и отправить, кое‑что мы пока только заказали, ждем..
Многочисленные коробки, упаковки, сумки, а также большой замотанный в пленку семисвечник в машину грузят уже из вагончика за строительным забором, где идет реконструкция собора. На некоторых упаковках написано крупно «Хрупкое», на других — «Не переворачивать!». Ребята-волонтеры расставляют и раскладывают все под руководством водителя Андрея — нужно, чтобы ничего не повредилось в дороге. Отсюда машина направляется в Смольный собор — там ждут крупногабаритные грузы: бак для водосвятия на 250 литров, купель для крещения, аналои, запрестольный крест-икона, а также евхаристический набор, облачения для священников, дароносица и плащаницы…
От Смольного собора грузовик сразу отправляется в путь — непростой и неблизкий. Водитель Андрей надеется, что за два дня доедет до места.
— С Божьей помощью, — добавляет Наталья Родоманова. — Будем молиться, чтобы у него в пути все было хорошо.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (7391) от 07.04.2023 под заголовком «От храма — храму, от сердца — к сердцу».
Комментарии