В Ленобласти начнут развивать ресторанный бизнес

В ковидных условиях внутренний туризм продолжает развиваться. Вот и Ленобласть этим летом принимала гостей из многих регионов нашей страны. И все бы хорошо, но в отличие от многочисленных достопримечательностей предприятиями общепита регион похвастать не может. В некоторых отдаленных уголках путешественники не могли выпить нормальный кофе, а то и вовсе оставались голодными. Проблему заметили петербургские рестораторы, а заодно увидели в ней огромный потенциал.

В Ленобласти начнут развивать ресторанный бизнес  | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Красная книга шефов

Безусловно, в таких крупных центрах, как Выборг и Гатчина, гостей накормят и, возможно, даже чем-то удивят. Но стоит отъехать чуть дальше, про вкусные обеды и ужины придется забыть. Автопутешественников спасают заправочные станции, где обычно есть хотя бы кофемашина и относительно свежая выпечка. Но есть места, где шеф-повара, профессиональные бармены и бариста занесены в красную книгу.

Так, в прекрасном городе Ивангороде после осмотра знаменитой старинной крепости поужинать оказывается непростой задачей, особенно если в это время проходит какой-нибудь фестиваль. В день нашего приезда, например, один из местных ресторанов обслуживал свадебное торжество. Гости, курившие у входа, сказали, что кроме этого ресторана в городе есть еще только одно заведение, где «нормально покормят». В названном ими пабе нас действительно достойно обслужили, только вот самостоятельно мы бы его никогда не нашли – небольшое заведение находится в стороне от дороги, вывеска у него незаметная, да и в Интернете оно практически не светится. Получается, про него знают только местные, а голодные туристы проезжают мимо.

Небогаты на кафешки и поселки Подпорожского и Кировского районов. А в Приозерске мне на глаза попалось кафе с пиратским названием. Пыльный интерьер заведения, судя по всему, не обновлялся со времен лихих 1990-х. Видавшая виды папка меню хранила метафоричные названия блюд типа «русалка под соусом», за которыми скрывались стандартные столовские котлеты, гречка с подливкой и компот из сухофруктов. При этом список сказочных яств в меню завершало суровое предупреждение про обязательные чаевые в размере 10% от заказа. Мрачная сотрудница за барной стойкой всем своим видом показала, что это не шутка, а обязанность каждого посетителя, даже если он не сделал заказ. Одним словом, из этого «притона» я сбежала и была очень рада, когда на соседней улице заметила знакомую вывеску известной ресторанной сети.

Кто с едой придет, тот и заработает

Проблему с дефицитом точек общепита в Ленобласти заметили не только туристы, но и петербургские рестораторы, которые решили попытать коммерческого счастья на обделенной соседней территории. Об этом говорили на очередном деловом мероприятии объединения предприятий общественного питания «Рестоград».

«Сегодня для развития ресторанного бизнеса в Петербурге наступил предел, рынок переполнен, возможностей для его развития все меньше, – объясняет исполнительный директор «Рестограда» Александр Ружинский. – А поскольку инвестиционные ресурсы, которые генерирует отрасль, не могут находиться без дела, прозорливые рестораторы серьезно смотрят в сторону Ленобласти, которая имеет огромный потенциал. Качественных предприятий общепита в регионе явно не хватает, а региональная исполнительная власть готова идти навстречу бизнесу».

Конечно, прежде всего рестораторы ориентируются на крупные населенные пункты, расположенные не очень далеко от Северной столицы, – Всеволожск, Выборг, Гатчину, Кингисепп, Сосновый Бор. Это связано с логистикой и организацией управления.

«Производственные мощности нашей компании организованы таким образом, что доставка пока возможна в радиусе 150 – 200 км от города, – говорит совладелец и гендиректор сети «Теремок» Виталий Свидовский. – Наши рестораны уже представлены в Гатчине. На сегодняшний день нам интересны Усть-Луга, Кингисепп».

«Наши рестораны уже успешно работают в Кудрове, в Гатчине. Для развития последующих проектов рассматриваем Тосно, Кингисепп, где планируем строить небольшие объекты», – рассказывает гендиректор сети ресторанов восточной кухни «Пхали-Хинкали», соучредитель ресторанов «Хачо и Пури» Максим Кораблев-Дайсон.

По мнению рестораторов, для развития общепита необходима прежде всего инфраструктура. Особый интерес вызывает Усть-Луга, где сейчас идет строительство масштабного торгового порта, рядом с которым в ближайшей перспективе появится город-спутник на 35 тысяч человек. Внимательно следят рестораторы и за строительством первого в Балтийском бассейне глубоководного универсального морского портового комплекса «Приморский УПК», рядом с которым должен появиться квартал на 12 тысяч человек.

Жить стало вкуснее

Судя по тому, что рестораторы готовы развивать новые проекты, ресторанный рынок после коронавирусного нокаута потихоньку приходит в себя.

«Ситуация на рынке стабилизируется, – подтверждает Виталий Свидовский. – Устраняя проблемы, возникшие в период коронавирусных ограничений, мы договариваемся с поставщиками, чтобы сдерживать цены».

«Основной проблемой остается инфляция, которая влечет за собой индексацию, – подтверждает и Максим Кораблев-Дайсон. – Вторая проблема – дефицит кадров, причина которого в том числе – отток иностранных специалистов. На данный момент нам не хватает 10% сотрудников. Но самое сложное даже не набрать персонал, а обучить его».

В ответ на инициативы предпринимателей председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти Светлана Нерушай заверила, что условия для предпринимательской деятельности в Ленинградской области есть.

«Регион заинтересован и с нетерпением ждет представителей ресторанного бизнеса с их предложениями, – отметила она. – Несмотря на то что масштабных льгот для предприятий общепита у нас пока не предусмотрено, мы готовы обсуждать условия для каждого проекта в индивидуальном порядке».

А первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Тимофей Котов пообещал поспособствовать предпринимателям в подборе персонала.

Не отходя от фермы

Еще одна актуальная тема, волнующая петербургских рестораторов, – сотрудничество с фермерами Ленинградской области. Эти два рынка сегодня работают параллельно, хотя и нуждаются друг в друге.

По словам рестораторов, о многих фермерских хозяйствах ничего не известно. Они практически не представлены в интернет-пространстве и соцсетях. Не исключено, отсутствие публичности связано с тем, что некоторые фермеры уходят от налогов. Те же хозяйства, которые как-то заявляют о себе, не всегда могут обеспечить стабильные поставки и выдерживать стандарты качества. При этом ценник у них высокий, а рестораторы хотят приобретать продукцию по средним рыночным ценам.

И все-таки движение в этом направлении есть. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов ЛО и СПб заключила договор с петербургским «Гостиным двором» о создании в универмаге фирменной точки продаж фермерской продукции. А в области стали появляться интересные эксперименты в виде ресторанов при фермерских хозяйствах. В качестве примера можно привести ресторан фермерской кухни «Молоко» в деревне Порошкино Всеволожского района. Мясо птицы, говядина, рыба, молоко, сыры и молочные продукты поставляются на его кухню прямиком с ферм, которые расположены в Волосовском и Тихвинском районах.

В ресторане усадьбы «Марьино», что в деревне Андрианово Тосненского района, готовят блюда из продуктов приусадебной фермы. А ресторан с деревенской концепцией «Фермер» ждет гостей в поселке Доможирово Лодейнопольского района.

Остается добавить, что сегодня для организации подобных объектов для туристов на территории ферм в рамках ведомственного проекта «Развитие сельского туризма в РФ» предусмотрены специальные гранты.


#общепит #Ленобласть #рестораторы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7012) от 20.09.2021 под заголовком «Рестораторы уходят в область».


Комментарии