В Кронштадте «омолаживают» газотурбинные двигатели и агрегаты

Число «омолаживаемых» под Петербургом газотурбинных двигателей и агрегатов в последние нескольких лет растет ежегодно на 15 - 20%, и это неудивительно. Кронштадтский морской завод (КМЗ), где их восстанавливают, остается единственным в России предприятием, освоившим ремонт таких установок некоторых модификаций. Они применяются не только на военных кораблях, но и на газпромовских станциях по перекачке сырья.

В Кронштадте «омолаживают» газотурбинные двигатели и агрегаты | Фото: Pixabay / Femida

Фото: Pixabay / Femida

Это сложное производство КМЗ освоил полвека назад при содействии украинских партнеров, которые разрабатывали и изготавливали судовые газотурбинные двигатели (ГТД). Кронштадтский завод стал, по сути, филиалом научно-производственного комплекса «Зоря - Машпроект» (город Николаев), занявшись ремонтом таких механизмов, нереверсивных и с газовым реверсом, для кораблей Балтийского и Северного флотов.

Один из конструктивно измененных (конвертированных) двигателей ДР59Л, довольно надежных, с высоким числом оборотов, решили использовать у себя газовики. А когда в кризисный послесоветский период гособоронных заказов поубавилось, КМЗ взялся за подобные установки, которые мало отличались от судовых, и крупные газоперекачивающие агрегаты (ГПА). Первый из таких двигателей кронштадтцы отремонтировали четверть века назад.

Правда, обновленные турбины поначалу уходили в газотранспортную систему без заводских испытаний: тестовый стенд, имевшийся на КМЗ, применялся лишь для обкатки дизельных двигателей. Но судоремонтники его переделали и с 2009 г. стали испытывать у себя также и оборудование, предназначавшееся газовикам. Параллельно шли работы «под ключ» по восстановлению флотских двигателей второго и третьего поколений (включая их монтаж и наладку), сервисному обслуживанию и т. д.

Не сказать, что все шло как по маслу. Но если возникали трудности с поставками комплектующих по снятому с производства «железу», заводчане выходили из положения, подыскивая аналоги и согласовывая замену. Так, в 2014-м, после известных крымских событий, КМЗ поручили возвращать к жизни газотурбины ДТ59 и ДО63 для всего Военно-морского флота РФ. Вырос и объем заказов, связанных с ремонтом газпромовских двигателей, работающих отдельно и в составе перекачивающих агрегатов чуть ли не по всей стране - от Северо-Запада до Дальнего Востока.

На обновление каждого из них, учитывая внушительные габариты и сложную «начинку», уходит обычно не меньше полугода, а ремонт огромных ГПА занимает еще больше времени. Почти все операции, кроме специализированных, скажем, по напылению деталей, заводчане выполняют при этом не только самостоятельно, но качественно и в срок. Поэтому газовики, имея свое ремонтное предприятие под Тюменью, куда основная часть ГТД раньше и поступала, начали отдавать больше подобных заказов кронштадтцам.

В прошлом году КМЗ отремонтировал 18 единиц такого оборудования, а к 2024 г. намерен увеличить объем работ по этому направлению вдвое, до 1 млрд рублей, отмечает Анатолий Белоев, гендиректор КМЗ. Общая выручка завода к тому времени может составить, согласно пятилетней стратегии его развития, 4 млрд рублей. Но для этого потребуется расширить производство, запустив еще одну, третью, линию для разборки-сборки газотурбинных установок и ввести новый испытательный участок.

Речь идет не только о детищах советской кооперации, ресурс которых подходит к концу, но и о двигателях отечественного производства, куда более современных. Такое смещение акцентов предусматривает, что закономерно, и заводская программа ремонта ГТД для военных моряков.

#корабли #завод #производство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6681) от 19.05.2020 под заголовком «Газовый «ключ» Кронштадта».


Комментарии