В Кобоне открыли памятник «Неизвестному водителю»

«Стоит полуторка на камне // Пуста шоферская кабина...» - эти строки стихотворения Александра Городницкого впервые прозвучали на открытии памятника «Неизвестному водителю» в Кобоне (во время войны маленькая рыбацкая деревня на берегу Ладоги стала главным перевалочным пунктом Дороги жизни). А на самом монументе запечатлены другие стихи барда, написанные шесть лет назад. Их заглавие и дало ему название.

В Кобоне открыли памятник «Неизвестному водителю» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сам Александр Моисеевич не смог приехать на открытие памятника, который он же и задумал: еще весной застрял в Гамбурге из-за пандемии и до сих пор не может оттуда выбраться. Но связь с Россией держит постоянно, общаясь каждое воскресенье со своими друзьями и почитателями через Интернет...

На церемонии открытия выступил еще один человек, стоявший у истоков создания этого памятного знака, - Никита Владимирович Благово, директор музея истории школы Карла Мая.

- Не могу сказать, что я в деталях помню, как меня эвакуировали в апреле 1942-го через Ладогу, как мы добрались до Кобоны, - рассказал Благово. - Но хорошо помню, что меня тогда удивило: дверца в кабине водителя во время движения по Ладоге была открыта, и он левой ногой стоял на подножке, а правой давил на газ... Погода, к счастью, была пасмурной, вражеские самолеты не летали, не бомбили и не стреляли. Смутно помню, как мы отогревались в кобонской церкви. И не могу забыть главное ощущение: мы спасены...

На создание памятника, установленного возле музея «Кобона: Дорога жизни», ушел год. Как рассказала Елена Пахорукова, директор Фонда Александра Городницкого, не было потрачено ни копейки государственных средств. Все было выполнено исключительно на добровольные пожертвования. Они приходили со всей страны, от Калининграда до Владивостока, и это вовсе не красивая фигура речи. А авторы памятника - скульптор Александр Таратынов и архитектор Денис Ридер - от гонорара вообще отказались.

Композиция необычная: перед нами - силуэт полуторки из истертого и ржавого металла. Водительская дверца открыта, в ее проеме видна та самая церковь, в которой во время блокады помещался эвакопункт. Фигуры водителя нет, он как будто бы только что вышел и скоро вернется. А возле символической кабины - закутанный мальчик как символ всех спасенных ленинградских детей. Наверное, многие узнают в нем себя. Об этом говорится и в стихах Городницкого, о том же сказал, выступая, и Никита Владимирович Благово. А для меня в этом мальчике - образ моего отца, которого вместе с мамой и братом эвакуировали из Ленинграда через Кобону, и тоже весной 1942-го...

- История Дороги жизни только теперь раскрывается перед нами в полной мере, - сказал заведующий кобонским музеем Сергей Марков. - Так, до сих пор неизвестно, сколько полуторок ушло под ладожский лед. Нередко можно услышать: это были тысячи машин! Но провалившиеся и утонувшие - не одно и то же. В недавно найденном в архиве дневнике Михаила Нефедова, начальника военно-автомобильной дороги № 101 (именно так официально называлась Дорога жизни), есть такие данные: за зиму 1942 года удалось поднять 273 провалившиеся под лед машины.

Исторический факт: за время блокады через Кобону прошли около миллиона человек. И основная тяжесть работы легла именно на шоферов. Исследователь Николай Миронов, который уже несколько лет занимается сбором сведений о блокадных водителях, в разное время работавших на Дороге жизни, сообщил, что у него есть данные на 6066 человек, из них 5707 мужчин и 359 женщин. Две из них до сих пор здравствуют: одна - в Омске, другая - в Старом Осколе. Через социальные сети Миронов разыскивает потомков шоферов и просит прислать их фотографии. Так что сегодня известны и собраны вместе фотопортреты уже почти двух тысяч водителей.

- В феврале 1942-го мне было десять лет, - рассказал на церемонии открытия памятника капитан 1-го ранга в отставке Александр Федурин. - На ладожской трассе двигатель нашей полуторки заглох, и только благодаря другим шоферам, подсадившим нас в свои машины, нам удалось добраться до Кобоны - иначе мы бы просто погибли.

По словам Александра Сергеевича, его внучка живет в Германии. Выполняя задание учительницы написать сочинение о войне, она обратилась к питерским родственникам. Реакция на сданную работу была ошеломляющей: прочитав рассказ, преподавательница призналась, что никогда прежде не слышала о том, что происходило в блокадном Ленинграде. Это к вопросу о том, что знают в мире о Второй мировой войне...

Когда наш автобус с жителями блокадного Ленинграда отъезжал из Кобоны, к «Неизвестному водителю» прибыла колонна байкеров, возглавляемая священником Вячеславом Хариновым, «поисковым батюшкой». Нет сомнения: новый памятник, очень пронзительный и эмоциональный, станет местом, которое будет притягивать людей.

#памятник #Великая Отечественная война #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 162 (6760) от 10.09.2020 под заголовком «Стоит полуторка на камне».


Комментарии