В Калининградской области стартовало производство автомобильных электродвигателей

Новый завод построен в рамках специального инвестиционного контракта калининградского автопроизводителя с правительством региона и Министерством промышленности и торговли России. К 2030 году в рамках этой инвестпрограммы в области появится производственный кластер из 12 заводов по выпуску электромобилей и автомобильных компонентов. Кроме тяговых электродвигателей и батарей будет налажен выпуск редукторов, электронных систем управления, двигателей внутреннего сгорания, автомобильных сидений, а также компактных электромобилей, в том числе для маломобильных групп населения, и технических средств реабилитации для инвалидов. Предусмотрено создание собственного литейно-механического производства, включающего заводы цветного, черного и стального литья.

В Калининградской области стартовало производство автомобильных электродвигателей | Парк первого в регионе сервиса электротакси формируется исключительно из автомобилей «Амберавто», собираемых в Калининградской области./ФОТО Виталия НЕВАРА/ТАСС

Парк первого в регионе сервиса электротакси формируется исключительно из автомобилей «Амберавто», собираемых в Калининградской области./ФОТО Виталия НЕВАРА/ТАСС

Хороший старт

Проект создания нового завода по производству автокомпонентов реализован с использованием средств целевого займа Фонда развития промышленности. На создание предприятия было одобрено льготное финансирование в размере 3,4 млрд рублей.

Производственные мощности рассчитаны на выпуск 60 тысяч электродвигателей в год. В линейке производимой продукции электродвигатели мощностью от 23 кВт до 140 кВт для различных видов электротранспорта. Производство состоит из участков для изготовления статоров и их пропитки, сборки роторов и электродвигателей. Автоматизированный конвейер оснащен высокотехнологичным оборудованием с механическими и оптическими точками контроля, которые обеспечивают повышение качества при производстве отдельных компонентов и сборке электродвигателей.

В перспективе ассортимент выпускаемой продукции будет расширен. В частности, будет налажено производство электродвигателей для малого электротранспорта, подъемной техники, лодочного транспорта. Планируется установка оборудования по сборке электрической силовой установки «три в одном» (электродвигатель, редуктор, инвертор).

«Это очень хороший старт восстановления автопрома в Калининградской области, — уверен врио губернатора региона Алексей Беспрозванных. — После введения санкций предприятие испытывало серьезные проблемы, которые отражались на экономике нашего региона. В мае мы встречались с акционерами, обсудили совместные действия по восстановлению автомобильной промышленности. Вместе будем развивать кластер электрокомпонентов, в который инвестируется более 70 миллиардов рублей».

На заводе электродвигателей при полной загрузке производственной линии будут трудиться более 140 высококвалифицированных сотрудников. Весь инженерно-технический персонал и рабочие завода пройдут специальное обучение.

В целом инвестпроект по созданию в регионе заводов по производству автокомпонентов предполагает создание более 390 новых рабочих мест.

Качество достойное

Напомним, что в 2021 году один из крупнейших российских автопроизводителей из Калининграда «Автотор» взял на себя обязательства по созданию высоколокализованного производства электромобилей и производств автокомпонентов. В начале 2024 года в ответ на поручение главы РФ оценить возможность проведения в Калининградской области эксперимента с переходом на электромобили в Калининграде была представлена первая модель пассажирского электромобиля «Амберавто» (amber в переводе с английского «янтарь»).

В марте нынешнего года первые 50 этих машин начали работать в качестве электротакси.

По мнению экспертов, на первый взгляд, новому автомобилю не хватает индивидуальности, так как он напоминает популярные китайские модели, которые сегодня собирают в Калининградской области. Тем не менее качество отечественной новинки достойное. Зарядка для нее предусмотрена как быстрая, так и медленная. При полном заряде батареи автомобиля производитель гарантирует запас хода в 520 километров.

Массовое производство и поставки на рынок этих калининградских электромобилей начнутся в 2025 году. Правда, стоимость их на сегодняшний день вряд ли сможет конкурировать с китайскими аналогами. Еще один камень преткновения — зарядная инфраструктура. Зарядных станций в Калининградской области пока очень мало, хотя к 2030 году их количество обещают увеличить.

Один за всех и все за одного

Крупнейшим партнером Калининградской области в развитии экологического транспорта выступает гос­корпорация «Росатом», которая с 2022 года на площадке Балтийской АЭС в Неманском округе строит высокотехнологичную гигафабрику — завод по производству литий-­ионных аккумуляторных батарей мощностью 4 ГВт·ч в год. Это первое в России полномасштабное производство тяговых аккумуляторных батарей для электротранспорта и накопителей энергии для стационарных энергосистем. Его строительство очень значимое событие в отрасли, поскольку батарея — ключевая часть электромобиля (ее стоимость составляет до 40 % в цене машины).

Ввод новой производственной площадки планируется в начале 2025 года. Общая площадь территории завода составит 23,6 гектара. На 160 тысячах квадратных метров появится 17 зданий. Самое крупное — цех производства батарей. Основными объектами комплекса также станут два испытательных корпуса, здание разрядки бракованных ячеек и научно-технический центр. Производство будет автоматизировано на 90 %. Известно, что новое предприятие обеспечит рабочими местами более 900 человек. Завод не только станет крупным налогоплательщиком в регионе, но и будет способствовать развитию сопредельных сфер — образованию, науки, технологий, производственной кооперации.

Работы по строительству объекта идут по графику. Этим летом на площадке работали студенческие отряды местных учебных заведений. Они выполняли отделочные, бетонные и сварочные работы.

Еще одно важное событие — в Немане началось строительство многоквартирных домов для работников будущей гигафабрики. На двух городских участках возводят шесть жилых домов с общим фондом 198 квартир, из которых 150 предназначено для работников гигафабрики.

Жить в этих домах будут не только работники калининградской гигафабрики. Сорок восемь квартир получат местные медики и учителя, потребность в которых в Неманском районе очень высокая.

Спрос рождает предложение

Остается добавить, что в России спрос на электромобили растет. Любопытно, что за семь месяцев 2024 года Калининградская область заняла второе место по числу продаж электрокаров на тысячу жителей, уступив Москве. Такие данные приводятся в различных исследованиях.

В абсолютном выражении первое место по продажам занимает столица. По итогам семи месяцев в Москве зарегистрировано более 4,6 тысячи новых машин с электродвигателем. На второй позиции — Московская область (867 единиц), на третьей — Петербург (707). Пятерку самых крупных рынков сбыта новых электрокаров дополняют Краснодарский край (705) и Калининградская область (391).

В целом по России продажи новых электромобилей по итогам семи месяцев составили более 11,7 тысячи штук.

Читайте также:

В Петербурге на городских автостоянках установят зарядные станции для электромобилей

Тест для «умных» паромов. На Финском заливе идёт апробирование безэкипажного судовождения

#проект #электромобили #электродвигатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7740) от 03.09.2024 под заголовком «Янтарный край переходит на электрокары».


Комментарии