В Испании прошли внеочередные законодательные выборы.

23 июля в Испании состоялись внеочередные законодательные выборы. Их результаты показывают усиление правых, но ни один из политических лагерей не получил гарантированного парламентского большинства.

В Испании прошли внеочередные законодательные выборы. | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Неоднозначные итоги

Итоги выборов неоднозначны, как, впрочем, и результаты внутренней политики действующего левого правительства. После парламентских выборов в ноябре 2019 года, напомним, в стране при поддержке малых региональных партий было сформировано правительство в составе Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) и радикальных левых во главе с левопопулистской партией «Подемос». Главой кабмина является генеральный секретарь ИСРП 51‑летний Педро Санчес, возглавляющий совет министров с июня 2018‑го.

Правительство Испании, к слову, самое левое на пространстве Евросоюза по своей политической конфигурации, за эти три с половиной года сделало для испанского общества немало полезного. Страна находится в состоянии экономического роста. Каждый год падает уровень безработицы, сократившейся в прошлом году до отметки 12,6 % трудоспособного населения. Общественный долг, даже если он превышает 115 % валового внутреннего продукта, также постоянно сокращается. Принятый в 2022‑м в парламенте рекордный по размерам бюджет позволил смягчить проблемы, связанные с повышением цен на базовые продукты и транспорт.

Как отмечает испанский историк Педро Санчес де Молина, «внутренняя политика кабинета Санчеса, носящая левоцентристский и реформистский характер, направлена на учет интересов населения». Создавались новые рабочие места для молодежи, более 180 тысяч молодых испанцев получили государственное жилье. Также заметно возросли общественные расходы на здравоохранение и культуру.

Однако, констатируя общие результаты парламентских выборов, ознаменовавшие безусловный рывок правой оппозиции, необходимо отметить и то, что не удалось в полной степени сделать левому правительству. По-прежнему высокой остается экономическая дифференциация между отдельными регионами (сообществами) в Испании. Уровень преступности, беспокоящий большую часть жителей страны, не падает, а в ряде крупных городов становится все более угрожающим. Далеко не все испанцы позитивно оценивают политику исполнительной власти в отношении массовой иммиграции. Скажем также, что, несмотря на некоторые успехи кабинета Санчеса в области природоохранительной политики, Испания сегодня продолжает сталкиваться с серьезными экологическими проблемами. Разумеется, всеми названными факторами постаралась воспользоваться оппозиция.

Приоритеты Мадрида

Как и в других европейских странах, внешняя политика не была в центре минувшей предвыборной кампании в Испании. Тем не менее, хотя по наиболее важным мирополитическим проблемам между основными партиями в королевстве нет непреодолимых противоречий, международная тематика все же вторглась в электоральную битву.

В частности, по той простой причине, что во второй половине нынешнего года именно Испания получила право на председательство в ЕС. Европейскую политическую элиту не может не волновать, как долго страна после голосования будет находиться без дееспособного правительства. Впрочем, отметим: как раз по проблематике европейской интеграции подходы социалистов и их основных политических противников в правом лагере — Народной партии (НП) — вовсе не антагонистичны.

Если говорить о приоритетах председательства Мадрида в ЕС, то кабинет Педро Санчеса заблаговременно заявил о них. Первая задача — усилить конкурентоспособность Евросоюза, делая при этом особый акцент на реиндустриализации. Тема, весьма близкая западноевропейской социал-демократии, одним из наиболее известных представителей которой выступает действующий испанский премьер. В общем‑то, она соответствует и внутриполитической повестке, поскольку правительство Санчеса заявило о новой индустриализации Испании как о своей стратегической цели. Страна выступает как за привлечение в Старый Свет новых предприятий, так и за создание новых рабочих мест.

Во-вторых, Мадрид настаивает на двойном (экологическом и цифровом) переходе, который должен носить равнозначный, справедливый и инклюзивный характер. Существует долгосрочная программа создания новых рабочих мест именно в «зеленой» экономике. Но вместе с тем Испания делает акцент и на создании условий для большей социальной и экономической справедливости. Как отмечал сам Санчес, «усиление европейского единства обречено без расширения прав трудящихся».

Наконец, еще один испанский приоритет в отношении ЕС — усиление международного многостороннего сотрудничества и без­опасности. В этой связи дипломатия королевства особое место отводит расширению политических и экономических контактов ЕС с таким традиционно важным для Мадрида регионом, как Латино-Карибская Америка. Но также серьезное внимание будет отводиться всестороннему сотрудничеству с КНР, Индией, арабским миром.

Конечно, несмотря на левый профиль действующего правительства, говорить о принципиальной автономии испанской внешней политики вряд ли уместно. Все евроатлантические обязательства Мад­рид соблюдает в полном объеме и при нынешнем кабинете; позиция исполнительной власти Испании по Украине полностью соответствует общей западной стратегии.

Хитрость Санчеса сработала

У многих россиян, наслышанных о рекордной жаре в Южной Европе, выбранная дата голосования (а соответственно, и период предвыборной кампании) может вызвать только недоумение. Как я уже отметил, выборы в обе палаты генеральных кортесов носили досрочный характер. По плану, парламентские выборы должны были состояться в конце 2023 года, но на прошедших в конце весны муниципальных и региональных выборах социалисты и их более левые союзники понесли серьезный урон. В большинстве сообществ, крупных и средних городах победу одержали представители правой оппозиции, главным образом — НП.

Практически сразу же после регионального фиаско Санчес пошел ва-банк, назначив досрочное голосование на столь жаркую пору. Некоторые политологи сразу усмотрели в этом хитрость: выборы пройдут уже в сезон начинающихся отпусков, когда многие потенциальные правые избиратели уедут на отдых. Впрочем, сам читал не так давно в испанской прессе результаты соцопроса, который свидетельствует: не менее 43 % семей в стране в этом году не собирались покидать свои очаги ради летних каникул и отпусков. По прос­той причине экономии финансов.

Итоги досрочных выборов показали, что ИСРП сумела даже нарастить уровень своей электоральной поддержки по сравнению с 2019 годом. Тогда за социалис­тов голосовали 28 % избирателей, на этот раз — 31,7 %, что дает партии 122 мандата в 350‑местном конгрессе депутатов. Так что хит­рость Педро Санчеса вполне сработала. Незадолго до голосования социалисты заявили: «Мы собираемся управлять, потому что мы делали это хорошо».

До последнего времени трудно было предсказать результат младших правительственных партнеров ИСРП. Если в 2019 г. ведущую роль на этом поле играла партия «Подемос», то итоги местных и региональных выборов в мае показали серьезное обрушение этого левопопулистского проекта. В результате все радикальные левые (Компартия, «Объединенные левые», «Подемос» и масса региональных левых групп) создали под эгидой вице-премьера и министра труда и социальной экономики Иоланды Диас коалицию «Сумар» (дословно — «Добавлять»). Популярность Диас и вполне удачно проведенная кампания позволили этому блоку получить 12,3 % голосов и 31 депутатское кресло.

Поскольку ныне действующее правительство функционировало лишь благодаря поддержке извне регионалистских партий, важно отметить, что автономистские и сепаратистские партии в этот раз провели в конгресс депутатов 26 своих представителей. Как отмечает мадридская журналистка Марта Белвер, «националисты падают. Но они будут иметь ключевое значение для управления». Объективно кабинет Санчеса более выгоден для этих сил, чем приход к власти правой оппозиции.

Наступление правых

Голосование 23 июля подтвердило рост правых настроений в испанском обществе. Статус первой политической партии королевства вернулся к правоцентристской НП, сумевшей улучшить результат 2019 г. на 12 пунктов (33,1 % голосов и 136 депутатов); народники завоевали также абсолютное большинство мест в сенате. Почетное третье место сохраняет радикальная правая партия «Вокс» («Голос»), набравшая 12,4 % голосов и получившая 33 мандата. То, что за партии правого спект­ра в совокупности отдали голоса свыше 45 % активных избирателей, показывает: испанское общество за последние четыре года явно поправело. Безусловно, это соответствует общему политическому тренду в Старом Свете, но тенденция имеет и свою специфику.

Успех НП связан как с тем, что к «народникам» в основном перешли избиратели либеральной партии «Сьюдаданос», отказавшейся после майского фиаско от участия в парламентских выборах (часть избирателей «Вокс» в этот раз также сделали выбор в пользу правоцентристов), так и с личностью возглавившего партию в минувшем году 61‑летнего Альберто Нуньеса Фейхоо. Этот опытный политик, служивший в свое время на разных ответственных должностях в правительственном аппарате, с 2009‑го по 2022‑й возглавлявший правительство автономного сообщества в расположенной на северо-западе королевства Галисии, имеет репутацию умеренного и серьезного политического деятеля. В ходе предвыборной кампании Фейхоо предложил, в частности, заключить институциональный пакт, дабы улучшить качество испанской демократии, сохраняя разделение властей и независимость контрольных органов.

В свою очередь партия «Вокс», прорвавшаяся в представительную власть в 2019 г., заслужила репутацию наиболее неуступчивой как в парламенте, так и на улице оппозиции кабинету Санчеса. Эта партия привлекает тех правых избирателей, которые абсолютно не принимают политику левых в отношении иммиграции, автономных сообществ и правопорядка. Входя в Альянс европейских консерваторов и реформистов, в Испании «Вокс» объективно выполняет функцию крайне правой политической силы.

Сразу после оглашения итогов воскресного голосования Фейхоо, выступая перед сторонниками НП в Мадриде, заявил: «Я беру на себя ответственность начать диалог, чтобы сформировать правительство в соответствии с желанием испанцев…». В данной связи наиболее естественным кажется вариант правой коалиции НП и «Вокс». Однако даже с привлечением пары депутатов от праворегионалистских партий такому альянсу не хватит до абсолютного большинства четырех мандатов.

Еще один возможный сценарий — сохранение левого правительства Санчеса у руля управления, если будет достигнуто соглашение о его парламентской поддержке со стороны регионалистских партий. В любом случае и первый, и второй варианты будут затратны по времени, и страна — председатель ЕС, вероятно, на несколько месяцев может остаться с «техническим» правительством. Если же ни один из названных вариантов не приведет к успеху, королевство ожидают, как это уже было в 2019 году, очередные досрочные парламентские выборы.


#Испания #выборы #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (7467) от 28.07.2023 под заголовком «Выборы в разгар жары».


Комментарии