В гости к Чайковскому. Чем интересен дом-музей композитора в Клину

Если ехать из Москвы в сторону Петербурга по старой (не платной) трассе, то примерно через сто километров дорога приведет в небольшой, с населением около 80 тысяч человек, город Клин. Сегодня это название известно во всем мире: в Клину и его окрестностях провел свои последние годы Петр Ильич Чайковский.

В гости к Чайковскому. Чем интересен дом-музей композитора в Клину | Уголок кабинета-гостиной. ФОТО АВТОРА

Уголок кабинета-гостиной. ФОТО АВТОРА

Мечта о тихом уголке

Мысли о творческом уединении в сельской местности, расположенной в относительно легкой доступности к обеим столицам, посещали композитора еще в начале 1880-х годов. В переписке Чайковского появились фразы о тишине, в которой он «всего более нуждался», о том, что он «немедленно воскресал» «в своем тихом уголке». В феврале 1885 года Петр Ильич поселился в усадьбе «Майданово» близ Клина, где работал над оперой «Чародейка»; в марте 1888-го переехал в соседнее Фроловское, ставшее местом рождения «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы», но уже через четыре года был вынужден искать новое пристанище. Композитора начали одолевать назойливые дачники, не только постоянно искавшие личного знакомства с маэстро, но и раздражавшие его слух ежевечерними исполнениями арий и романсов фальшивыми голосами на расстроенных фортепиано.

5 мая 1892 года Чайковский въехал в дом на окраине Клина, арендованный у местного мирового судьи и гласного уездного земского собрания, статского советника Виктора Степановича Сахарова (забавно: ЧАЙковскому дом сдавал САХАРов). Здесь, кроме прочих шедевров, были созданы музыка к балету «Щелкунчик» и Шестая («Патетическая») симфония. Построенный еще в 1870-х годах двухэтажный деревянный дом, окруженный разросшимся парком, настолько полюбился Петру Ильичу, что он собирался приобрести его в собственность, но до своего отъезда в Петербург 10 октября 1893 года осуществить свое намерение не успел. А дальше, как известно, были премьерное исполнение «Патетической» симфонии в зале Дворянского собрания (нынешнего Большого зала Филармонии) под руководством автора и безвременная кончина 25 октября (6 ноября) в доме № 13 по Малой Морской улице.

Музей создали наследники

По завещанию Чайковского, его авторские права перешли к брату Модесту Ильичу и любимому племяннику Владимиру Львовичу Давыдову, а движимое имущество - к верному слуге Алексею Ивановичу Софронову. Интересно отметить, что сыгравший его в художественном фильме 1969 года «Чайковский» Евгений Леонов (роль самого композитора исполнил Иннокентий Смоктуновский) с детских лет подолгу проживал в селе Давыдково под Клином. Горячий сторонник создания мемориального музея, Софронов легко уступил личные вещи Чайковского Модесту Ильичу. Не возникло проблем и с выкупом усадьбы у В. С. Сахарова.

9 декабря 1894 года порог музея переступили первые посетители. Чтобы обстановка в доме сохранялась в неприкосновенности, М. И. Чайковский и В. Л. Давыдов соорудили для своего проживания у его тылового фасада пристройку. А в 1960-х годах вдоль границы парка был возведен административный корпус. В нем разместились постоянная биографическая экспозиция, залы для временных выставок, концертов, аудиопрослушиваний произведений Чайковского, архив, библиотека и фондохранилище.

Через парадные двери административного корпуса и входят в музей-заповедник туристские группы. В одном из залов среди других экспонатов обращает на себя внимание фонограф Эдисона, на котором в 1890 году мастер Юлиус Блок записал дискуссию нескольких музыкантов о качествах «чуда техники». Послушав «живой голос» Чайковского, мы выходим в парк, многие деревья которого были высажены приезжавшими в Клин со всего мира выдающимися музыкантами.

Первая остановка - у открывшегося в 2006 году памятника композитору. Московский скульптор Александр Рожников изобразил Чайковского сидящим на скамье за чтением партитуры. К слову сказать, есть памятники Петру Ильичу и на железнодорожном вокзале Клина, и на центральной площади города - Советской (авторы, соответственно, Вера Мухина и Христофор Геворкян). Обидно нам, петербуржцам, вынужденным пока довольствоваться лишь скромным бюстом, стоящим в юго-западном углу Таврического сада. А ведь в административном корпусе демонстрируется модель предназначенного для петербургской Консерватории скульптурного портрета композитора работы Владимира Беклемишева (на снимке). Так ли уж трудно и затратно отлить эту статую в бронзе?..

Все, что окружало композитора

И вот мы переступаем порог дома-музея. В прихожей выставлены дорожные сундуки регулярно выезжавшего на гастроли маэстро. В бывшей комнате Алексея Софронова в изготовленных по специальному заказу М. И. Чайковского огромных витринах размещены предметы гардероба Петра Ильича и многочисленные подарки от восторженных поклонников. В расположенной напротив столовой - принадлежавшие композитору резной дубовый гарнитур и фарфоровая посуда. Главная комната второго этажа - кабинет-гостиная. В центре - рояль петербургской фирмы «Якоб Беккер», подаренный Чайковскому в 1885 году владельцем фабрики Павлом Леонтьевичем Петерсоном. Петр Ильич предлагал оплатить его стоимость, однако Петерсон умолил композитора не лишать его чести сделать дар великому композитору.

В наши дни право играть на рояле Чайковского предоставляется только выдающимся пианистам. Его клавиши помнят руки Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера и ряда музыкантов с мировыми именами. Вана Клиберна, победителя Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского, в музее встречал младший племянник Петра Ильича Юрий Львович Давыдов, предложивший молодому пианисту исполнить на рояле «Размышление». Призер этого сочинения не знал. Принесли ноты. Игра «с листа» была безукоризненной. Композитору понравилась бы.

В кабинете-гостиной, как и во всех остальных комнатах музея, все экспонаты подлинные: приобретенные Петром Ильичом во время гастролей в Тифлисе кавказские ковры, письменный стол (второй, за которым Чайковский и писал свою дивную музыку, стоит в спальне), стеклянная горка с сувенирами. На стенах - многочисленные фотографии родных и друзей; в книжных шкафах - классическая и нотная библиотеки Чайковского. Сборники произведений Эдварда Грига, Сергея Рахманинова, Александра Глазунова, Николая Римского-Корсакова с автографами авторов; полное собрание сочинений Моцарта под новый, 1889-й, год, было подарено московским издателем Петром Ивановичем Юргенсоном. В смежной с кабинетом-гостиной спальне также подлинные кровать и умывальные принадлежности композитора.

Многочисленные реликвии, связанные с большой и дружной семьей Чайковских - Давыдовых (родившийся в Сибири сын декабриста Василия Львовича Давыдова Лев был женат на сестре Петра Ильича Александре Ильиничне), представлены в комнатах Модеста Ильича и Владимира Львовича Давыдова в пристройке.

Осмотрев дом-музей, спускаемся снова в парк и обходим его постройки. Фотографии старинного Клина размещены в каретном сарае, во флигеле развернута экспозиция, посвященная выпускнику профессора Чайковского по классу композиции Московской консерватории, знаменитому композитору, пианисту и педагогу Сергею Ивановичу Танееву и его семье.

...Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину - первый в России и третий в мире музей подобного профиля. Первые два - дома-музеи Вольфганга Амадея Моцарта в Зальцбурге и Людвига ван Бетховена в Бонне.

#композитор #Чайковский #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (6562) от 07.11.2019 под заголовком «К Чайковскому, в Клин».


Комментарии