В Госдуме РФ ко второму чтению готовится проект федерального закона «О развитии креативных индустрий»
Он установит условия государственной поддержки соответствующих направлений, а также определит основы правового регулирования их развития и организации. Благодаря этому в несколько раз может повыситься доля продукции, производимой креативным бизнесом, уверена генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций Дарья Топильская. По ее словам, принятие законопроекта формализует термины и определения и увеличит инвестиции в креативную экономику страны.
ФОТО Denise Jans on Unsplash
Индустриальный дизайн находится на стыке творческого бизнеса и промышленности и является драйвером развития производственного сектора. Целесообразно будет вместе с принятием закона продолжить и развитие нормативной базы, например, сделать разработку дизайн-проекта при проектировании и постановке продуктов на производство обязательным этапом. Это поможет производителям повысить конкурентоспособность продукта.
«Промышленный дизайн — сфера рождения и концентрации инноваций, старт современного успешного продукта, — объясняет эксперт. — Однако некоторые до сих пор обращаются в студии, желая поправить лишь внешний вид, когда объект уже создан. Такой подход было бы здорово изменить. Ведь суть промышленного дизайна не только в эстетике, а скорее в эргономике, функциональности и прогнозировании пользовательского опыта».
Фокус внимания стоит направить и на центры промдизайна в регионах. Так, согласно статистике ВЦИОМ, 62 % россиян вообще не знают, что такое креативные индустрии. Между тем промышленный дизайн — это сфера для широчайшего масштаба работы, эта отрасль про весь предметный мир. Стул, на котором вы сидите, телефон, ручка, лампа, чайник, поезд, автомобиль — все это продукты, которые проектируют промышленные дизайнеры.
Именно поэтому сейчас так нужны просветительские инициативы. При этом меры поддержки не должны ограничиваться Москвой. Сейчас же в России около 70 дизайн-студий, а 80 % рынка формируют топ-10 бюро, большинство из которых расположено в столице. Правда, в последние годы началось развитие индустриальных центров в регионах — Сибири, Урале, на Дальнем Востоке.
Что касается тенденций, то сейчас промышленный дизайн в большей степени ориентирован на потребности и чувства человека, эффективное использование технологий, усиление тренда на создание инклюзивных проектов, сочетание функциональности и красоты. Иными словами, это «ответственный» дизайн, предполагающий создание продукции из натуральных материалов и продуманность процесса утилизации.
К изменениям производителей подталкивает растущая экологическая осведомленность потребителей и предпочтение, отдаваемое экотоварам. Эта тенденция проявляется и в дизайне общественного транспорта, где используются экологичные, износостойкие материалы в интерьерах и идет работа над улучшением аэродинамических и топливных характеристик.
Что немаловажно, привлекая дизайнера к созданию продукта, разработчик получит не только «красивую этикетку», но и продуманный функционал с проработанными сценариями использования. Кроме того, промдизайнеры постоянно тренируют чувство эмпатии и насмотренности, за счет чего появление у них комфортных предложений не занимает много времени и ресурсов в отличие от инженеров, которые в силу опыта и знаний не всегда могут представить восприятие обычного человека.
В современном обществе эмоции от продукта — ключевой фактор принятия решения о покупке или использовании предмета, а значит, для производства и бизнеса в целом. Именно поэтому в России в начинающейся эпохе дизайна возможно реализовывать не просто масштабные, а глобальные инициативы, которые изменят индустрию.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7626) от 20.03.2024 под заголовком «Взгляд на промышленный дизайн».
Комментарии