В Бразилию на диване. Виртуальные экскурсии не теряют популярность

Набравшие популярность во время самоизоляции онлайн-экскурсии не хотят отступать под натиском офлайна – все большее количество людей готовы путешествовать через Интернет. Ведь у них есть сразу несколько огромных преимуществ: безопасность, свобода от любых ковидных ограничений и, самое главное, дешевизна. К примеру, виртуально «слетать» в Рио-де-Жанейро можно за 300 – 400 рублей, а то и вовсе бесплатно.

В Бразилию на диване. Виртуальные экскурсии не теряют популярность | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Следуй за мной

В этом году интерес к «диванным» экскурсиям быстро вырос после появления проекта #КарантинТревел, который еще весной затеяла блогер Ира Стомберг. Поначалу предполагалось, что 15 гидов проведут 15 виртуальных экскурсий в разных городах Европы. Но идея неожиданно набрала обороты и стала инструментом, с помощью которого одни получили возможность путешествовать по миру, а другие – зарабатывать. Инициативу подхватили не только индивидуалы, но и крупные компании. А сейчас онлайн-экскурсии в целом – большое и перспективное направление, ставшее вполне самостоятельным.

Однако онлайн-экскурсии вовсе не плод 2020 года. Трансляции из музеев, городов и стран вели даже десятилетия назад. Суть осталась прежней, но изменились площадки – вместо телевидения ими стали Instagram-аккаунты, каналы в YouTube, публикации в Facebook и т. п.

К примеру, в Калининграде гиды еще в начале марта каждый день вели прямые эфиры из интересных мест города и области. А когда власти «закрутили гайки» самоизоляции, стали рассказывать об изюминках региона, ведя репортажи даже с балкона, из окна или с приусадебного участка. В российской столице реализовали большой проект онлайн-экскурсий #Москвастобой: только за первую неделю ресурс посетили более 100 тыс. человек. Не вставая с дивана, можно было отправиться в Третьяковку. В ГМЗ им. Пушкина. В музей современного искусства «Гараж» и еще в два десятка учреждений. А на YouTube появился цикл онлайн-лекций «Московское краеведение».

Не ударили лицом в грязь и в Петербурге. В середине июля в аккаунте Visit Petersburg впервые состоялась экскурсия по центру, проведенная в прямом эфире с трансляцией в популярную социальную сеть Tik Tok. По оценкам организаторов, к ней присоединились около 8 тысяч человек, среди которых были не только жители России, но также других европейских и азиатских стран. При этом новинка стала лишь частью большой компании #RussiaTravel – нового проекта Ростуризма, в рамках которого специалисты представляют в Tik Tok экскурсии в прямом эфире. Эффект использования этого инструмента оказался впечатляющим: созданный в мае 2020-го аккаунт Visit Petersburg за первые два месяца собрал более 11 тыс. лайков, а самое популярное видео посмотрели свыше 130 тыс. раз.

О вероятности быстрого роста интереса к онлайн-экскурсиям еще два года назад уверенно говорил основатель и руководитель Tripster Алексей Мельчаков. По его оценке, люди привыкли тратить на экскурсионные цели 10 – 20% бюджета любой поездки, а расходы на activities (т. е. экскурсии и активные развлечения) занимают третье место по объему продаж после авиабилетов и отелей. В условиях когда многие границы остаются закрытыми, на этом легко можно сэкономить, заменив реальные туры виртуальными.

Рынок впечатлений

«Виртуальные путешествия станут хорошим вспомогательным инструментом в выборе реальной поездки», – считает Алексей Зарецкий, генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. Как он, так и многие другие эксперты уверены – 100-процентной заменой «живых» экскурсий они не станут, однако все же «откусят» часть офлайнового экскурсионного рынка.

При этом речь идет о достаточно больших деньгах. По данным совместного исследования Aviasales и Phocuswright, в 2019-м онлайн-сегмент российского туризма вырос на 12,7% до объема $20,22 млрд (1,29 трлн руб.). Если учесть, что на долю activities приходится хотя бы 10%, оборот направления превышает 100 млн рублей в год. Но сколько приходится именно на онлайн-экскурсии, точно не скажет никто. Ведь наряду с такими игроками, как Tripster или Sputnik, на рынке работают и менее крупные (KudaGo, Peterburg2 и др.), а также масса независимых гидов, самостоятельно или с помощью тех или иных сетевых ресурсов продвигающих собственные экскурсии. Но первую скрипку все равно играют онлайн-агрегаторы экскурсий, которыми удобно пользоваться и поставщикам сервиса, и его пользователям.

«Онлайн-экскурсии, «выстрелившие» как формат в апреле-мае 2020-го, стали глотком свежего воздуха и своеобразным окном в большой мир» – так оценивает значимость таких туров заместитель руководителя платформы «Туту Приключения» Елена Чубина. Их главной изюминкой является возможность за небольшие деньги (до 10 евро, а порой и вовсе бесплатно) оказаться там, куда по разным причинам ты попасть не можешь. В этой связи наиболее популярными нынешними весной и летом оказались зарубежные экскурсии: по оценке Александра Кима, главы компании Sputnik, на Россию приходится только 20% таких предложений. 

Его коллега Алексей Мельчаков отмечает: самыми популярными онлайн-прогулками являются экскурсии по местам, куда не все могут добраться. «Очень важен и личностный фактор: люди хотят встречи с увлеченным рассказчиком, который может показать город так, что захочется продолжать прогулки с ним снова», – уверен он. И если гид способен помочь увидеть Ватикан изнутри, раскрыть секреты Британского музея или «живьем» готовить блюда по старинным рецептам вместе с местным жителем – к нему станут «ходить» вновь и вновь. И неважно, проходит ли виртуальная экскурсия в музее, городе или на кухне, – все зависит от умения гида «зажечь» аудиторию.

По оценке Надежды Эбель, руководителя аналитического центра Profi.Travel, серьезный рост интереса к авторским (в т. ч. онлайн) экскурсиям стал одной из пяти главных тенденций развития внутреннего туристического рынка в 2020 году. «Внутри индустрии сейчас появляется много нового, – замечает она. – В том числе и того, что не вписывается в привычные рамки (включая законодательные) типичного туризма. Но интерес со стороны клиентов к таким предложениям все время растет».

Об интересе можно судить и по многочисленным положительным отзывам в Интернете.

«Замечательная экскурсия со множеством подробностей, о которых расскажет далеко не каждый экскурсовод – практически все узнал впервые, хотя до этого и довелось побывать в музеях Ватикана, – делится впечатлениями, например, один из виртуальных экскурсантов. – Гид дает и ценные советы по посещению некоторых секретных мест – однозначно будет полезно тем, кто планирует увидеть Ватикан вживую».

Подводные камни

Есть ли у онлайн-экскурсий преимущества перед «живыми»? Есть. «Сходить» в такой тур за минимум денег можно в любой точке планеты. Платить за него просто и удобно. А группа может быть куда больше, чем в реальности: если в музее в ее состав редко входят больше 20 – 30 человек, то в виртуальном мире размер аудитории фактически не ограничен.

Если добавить, что организаторы уже научились отбирать умеющих вести эфир гидов и предлагать то, что интересно платежеспособным клиентам, а сами экскурсоводы приноровились использовать массу технических и технологических фишек, выгода для всех очевидна. «Онлайн-экскурсии – отличная идея, – резюмирует турист. – Ведь за несколько евро можно посетить самые интересные места, не выходя из дома». Утром, к примеру, отправиться на прогулку по Риму. А вечером «погрузиться» в тайны Петербурга. В условиях, когда возможности передвижения ограничены, это то, что надо. Но...

Основная проблема такого вида экскурсий состоит в том, что гость не может почувствовать, как пахнет воздух в кабинетах Ватикана. Насколько шероховато дерево в маленьком дворике в центре Еревана. Как вкусно пиво, что подают в забегаловках Праги... К тому же многие путешественники хотят еще более глубокого погружения в местный колорит, желая общаться уже не со специалистами, а с обычными горожанами.

Как считает председатель Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Светлана Иванова, «онлайн-экскурсия – очень интересный, но, скорее, блогерский проект». «Заменить «живые» экскурсии они не могут: онлайн – это все-таки впечатления не ваши, а другого человека, – полагает она. – Это как читать книгу/смотреть фильм самому или узнать мнение о них от кого-то другого».

При этом эксперт признает, что для общего понимания и оценки «оно мне надо или нет», то есть получения предварительной информации, онлайн-экскурс незаменим. «Вероятность того, что люди будут массово оплачивать такой вид услуги, не очень высока, но и не исключена, – делает она вывод. – Здесь все зависит от личной предприимчивости».

Словом, после окончания пандемии онлайн-экскурсии наверняка не вытеснят настоящие, но займут свою нишу на рынке, и довольно заметную. А в ближайшие месяцы, увы, именно они станут для большинства людей если не окном, то хотя бы форточкой в большой и красивый мир путешествий. 

#путешествия #тури #онлайн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6787) от 19.10.2020 под заголовком «В Бразилию на диване».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.