В Бразилию на диване. Виртуальные экскурсии не теряют популярность

Набравшие популярность во время самоизоляции онлайн-экскурсии не хотят отступать под натиском офлайна – все большее количество людей готовы путешествовать через Интернет. Ведь у них есть сразу несколько огромных преимуществ: безопасность, свобода от любых ковидных ограничений и, самое главное, дешевизна. К примеру, виртуально «слетать» в Рио-де-Жанейро можно за 300 – 400 рублей, а то и вовсе бесплатно.

В Бразилию на диване. Виртуальные экскурсии не теряют популярность | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Следуй за мной

В этом году интерес к «диванным» экскурсиям быстро вырос после появления проекта #КарантинТревел, который еще весной затеяла блогер Ира Стомберг. Поначалу предполагалось, что 15 гидов проведут 15 виртуальных экскурсий в разных городах Европы. Но идея неожиданно набрала обороты и стала инструментом, с помощью которого одни получили возможность путешествовать по миру, а другие – зарабатывать. Инициативу подхватили не только индивидуалы, но и крупные компании. А сейчас онлайн-экскурсии в целом – большое и перспективное направление, ставшее вполне самостоятельным.

Однако онлайн-экскурсии вовсе не плод 2020 года. Трансляции из музеев, городов и стран вели даже десятилетия назад. Суть осталась прежней, но изменились площадки – вместо телевидения ими стали Instagram-аккаунты, каналы в YouTube, публикации в Facebook и т. п.

К примеру, в Калининграде гиды еще в начале марта каждый день вели прямые эфиры из интересных мест города и области. А когда власти «закрутили гайки» самоизоляции, стали рассказывать об изюминках региона, ведя репортажи даже с балкона, из окна или с приусадебного участка. В российской столице реализовали большой проект онлайн-экскурсий #Москвастобой: только за первую неделю ресурс посетили более 100 тыс. человек. Не вставая с дивана, можно было отправиться в Третьяковку. В ГМЗ им. Пушкина. В музей современного искусства «Гараж» и еще в два десятка учреждений. А на YouTube появился цикл онлайн-лекций «Московское краеведение».

Не ударили лицом в грязь и в Петербурге. В середине июля в аккаунте Visit Petersburg впервые состоялась экскурсия по центру, проведенная в прямом эфире с трансляцией в популярную социальную сеть Tik Tok. По оценкам организаторов, к ней присоединились около 8 тысяч человек, среди которых были не только жители России, но также других европейских и азиатских стран. При этом новинка стала лишь частью большой компании #RussiaTravel – нового проекта Ростуризма, в рамках которого специалисты представляют в Tik Tok экскурсии в прямом эфире. Эффект использования этого инструмента оказался впечатляющим: созданный в мае 2020-го аккаунт Visit Petersburg за первые два месяца собрал более 11 тыс. лайков, а самое популярное видео посмотрели свыше 130 тыс. раз.

О вероятности быстрого роста интереса к онлайн-экскурсиям еще два года назад уверенно говорил основатель и руководитель Tripster Алексей Мельчаков. По его оценке, люди привыкли тратить на экскурсионные цели 10 – 20% бюджета любой поездки, а расходы на activities (т. е. экскурсии и активные развлечения) занимают третье место по объему продаж после авиабилетов и отелей. В условиях когда многие границы остаются закрытыми, на этом легко можно сэкономить, заменив реальные туры виртуальными.

Рынок впечатлений

«Виртуальные путешествия станут хорошим вспомогательным инструментом в выборе реальной поездки», – считает Алексей Зарецкий, генеральный директор онлайн-сервиса по поиску и бронированию туров Travelata.ru. Как он, так и многие другие эксперты уверены – 100-процентной заменой «живых» экскурсий они не станут, однако все же «откусят» часть офлайнового экскурсионного рынка.

При этом речь идет о достаточно больших деньгах. По данным совместного исследования Aviasales и Phocuswright, в 2019-м онлайн-сегмент российского туризма вырос на 12,7% до объема $20,22 млрд (1,29 трлн руб.). Если учесть, что на долю activities приходится хотя бы 10%, оборот направления превышает 100 млн рублей в год. Но сколько приходится именно на онлайн-экскурсии, точно не скажет никто. Ведь наряду с такими игроками, как Tripster или Sputnik, на рынке работают и менее крупные (KudaGo, Peterburg2 и др.), а также масса независимых гидов, самостоятельно или с помощью тех или иных сетевых ресурсов продвигающих собственные экскурсии. Но первую скрипку все равно играют онлайн-агрегаторы экскурсий, которыми удобно пользоваться и поставщикам сервиса, и его пользователям.

«Онлайн-экскурсии, «выстрелившие» как формат в апреле-мае 2020-го, стали глотком свежего воздуха и своеобразным окном в большой мир» – так оценивает значимость таких туров заместитель руководителя платформы «Туту Приключения» Елена Чубина. Их главной изюминкой является возможность за небольшие деньги (до 10 евро, а порой и вовсе бесплатно) оказаться там, куда по разным причинам ты попасть не можешь. В этой связи наиболее популярными нынешними весной и летом оказались зарубежные экскурсии: по оценке Александра Кима, главы компании Sputnik, на Россию приходится только 20% таких предложений. 

Его коллега Алексей Мельчаков отмечает: самыми популярными онлайн-прогулками являются экскурсии по местам, куда не все могут добраться. «Очень важен и личностный фактор: люди хотят встречи с увлеченным рассказчиком, который может показать город так, что захочется продолжать прогулки с ним снова», – уверен он. И если гид способен помочь увидеть Ватикан изнутри, раскрыть секреты Британского музея или «живьем» готовить блюда по старинным рецептам вместе с местным жителем – к нему станут «ходить» вновь и вновь. И неважно, проходит ли виртуальная экскурсия в музее, городе или на кухне, – все зависит от умения гида «зажечь» аудиторию.

По оценке Надежды Эбель, руководителя аналитического центра Profi.Travel, серьезный рост интереса к авторским (в т. ч. онлайн) экскурсиям стал одной из пяти главных тенденций развития внутреннего туристического рынка в 2020 году. «Внутри индустрии сейчас появляется много нового, – замечает она. – В том числе и того, что не вписывается в привычные рамки (включая законодательные) типичного туризма. Но интерес со стороны клиентов к таким предложениям все время растет».

Об интересе можно судить и по многочисленным положительным отзывам в Интернете.

«Замечательная экскурсия со множеством подробностей, о которых расскажет далеко не каждый экскурсовод – практически все узнал впервые, хотя до этого и довелось побывать в музеях Ватикана, – делится впечатлениями, например, один из виртуальных экскурсантов. – Гид дает и ценные советы по посещению некоторых секретных мест – однозначно будет полезно тем, кто планирует увидеть Ватикан вживую».

Подводные камни

Есть ли у онлайн-экскурсий преимущества перед «живыми»? Есть. «Сходить» в такой тур за минимум денег можно в любой точке планеты. Платить за него просто и удобно. А группа может быть куда больше, чем в реальности: если в музее в ее состав редко входят больше 20 – 30 человек, то в виртуальном мире размер аудитории фактически не ограничен.

Если добавить, что организаторы уже научились отбирать умеющих вести эфир гидов и предлагать то, что интересно платежеспособным клиентам, а сами экскурсоводы приноровились использовать массу технических и технологических фишек, выгода для всех очевидна. «Онлайн-экскурсии – отличная идея, – резюмирует турист. – Ведь за несколько евро можно посетить самые интересные места, не выходя из дома». Утром, к примеру, отправиться на прогулку по Риму. А вечером «погрузиться» в тайны Петербурга. В условиях, когда возможности передвижения ограничены, это то, что надо. Но...

Основная проблема такого вида экскурсий состоит в том, что гость не может почувствовать, как пахнет воздух в кабинетах Ватикана. Насколько шероховато дерево в маленьком дворике в центре Еревана. Как вкусно пиво, что подают в забегаловках Праги... К тому же многие путешественники хотят еще более глубокого погружения в местный колорит, желая общаться уже не со специалистами, а с обычными горожанами.

Как считает председатель Содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Светлана Иванова, «онлайн-экскурсия – очень интересный, но, скорее, блогерский проект». «Заменить «живые» экскурсии они не могут: онлайн – это все-таки впечатления не ваши, а другого человека, – полагает она. – Это как читать книгу/смотреть фильм самому или узнать мнение о них от кого-то другого».

При этом эксперт признает, что для общего понимания и оценки «оно мне надо или нет», то есть получения предварительной информации, онлайн-экскурс незаменим. «Вероятность того, что люди будут массово оплачивать такой вид услуги, не очень высока, но и не исключена, – делает она вывод. – Здесь все зависит от личной предприимчивости».

Словом, после окончания пандемии онлайн-экскурсии наверняка не вытеснят настоящие, но займут свою нишу на рынке, и довольно заметную. А в ближайшие месяцы, увы, именно они станут для большинства людей если не окном, то хотя бы форточкой в большой и красивый мир путешествий. 

#путешествия #тури #онлайн

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (6787) от 19.10.2020 под заголовком «В Бразилию на диване».


Комментарии