Усатый нянь. Роль отцов в российских семьях растет

Лет шесть-семь назад было. В порту Турку, в так называемом накопителе, где пассажиры ожидают посадки на паром, довелось наблюдать сценку, которая и сейчас вызывает умиление и улыбку. Три папаши (похоже, шведы) устроили веселую возню с детьми: катали их на чемоданах с колесиками, возили на спинах, крутили-вертели, принуждали ходить на руках и стоять на голове. И сами при этом веселились от души. Бросилось в глаза, что одновременно папы не забывали вытирать носы и проверять состояние памперсов.

Усатый нянь. Роль отцов в российских семьях растет | Фото: Pixabay / freestocks-photos

Фото: Pixabay / freestocks-photos

На эти игрища никто не обращал внимания, как и на то, что дети бегали по огромному залу в одних носках. Пассажиры продолжали сидеть в смартфонах, листать журналы или болтать. С легким удивлением и даже возмущением на расшумевшуюся компанию посматривали разве что туристки из российской группы.

- Вот так воспитание! И почему-то никто не скажет, что они мешают, - оценила происходящее одна из наших. - Интересно, где же мамы? Почему не смотрят за детьми?

Как затем выяснилось, мамы в это время занимались отнюдь не семейными делами: одна сидела с приятельницей в кафетерии, вторая посещала магазин косметики, третья где-то в сторонке просматривала журнал. А дети были «брошены» на пап.

- Здесь не возмущаться нужно, а радоваться и завидовать, - со вздохом произнесла другая из наших. Судя по сочувственному молчанию, остальные российские туристки были на ее стороне. Предел мечтаний многих отечественных мам: сидеть с чашкой кофе и наблюдать, как дети играют с отцом и все при этом испытывают удовольствие...

В конце 2016 года в Москве прошла международная конференция «Отцовство в России сегодня». Прозвучал объемный и страшно заумный доклад, подготовленный в недрах Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Но были в нем совершенно пронзительные мысли и данные.

Ученые института систематизировали результаты статистических исследований. И вот что получилось: 93,8% опрошенных мужчин согласились (или почти согласились) с тем, что главная обязанность женщин - забота о доме и приготовление еды; 77,4% сочли, что менять памперсы, купать и кормить детей - это тоже обязанность матерей.

Участники конференции, обсудив сложности российского отцовства, записали в выводах: «необходимость усиления участия отца в жизни ребенка - это не столько вопрос гендерного равенства и справедливости или распространения новой культуры «родительства», сколько вопрос сохранения популяционного здоровья и решения острейших демографических проблем с точки зрения улучшения качества генофонда». От этих жестких слов - мороз по коже!

А вот наблюдение уже двухлетней давности. Детская площадка в парке «Куракина дача». По пирамиде из натянутых канатов карабкается мальчишка лет 5 - 6. Залез уже порядочно. А снизу его подначивает отец:

- Давай еще выше. Не бойся, забирайся. У тебя отлично получается... Нет-нет, не туда ногу ставишь. Левее. Левее говорю... Ах ты непонятливый какой.

С этими словами папа ринулся было на канаты сам, но, похоже, спохватился в последнее мгновение. И продолжил теоретическое участие.

А вокруг там и сям с детьми играли десятка полтора других пап. С разной степенью участия в жизни ребенка. Одни просто раскачивали качели, другие устраивали настоящие соревнования: кто быстрее, папа или дитя, добежит до мячика или сможет ли папа догнать дочку, рассекающую на велике. Кажется, азарт был неподдельным. Как и тогда, в паромном накопителе, никто из окружающих не обращал на них внимания.

В отличие от мам и бабушек папаши и дедушки практически никогда не сидят на скамейке в ожидании времени, когда можно сказать: пошли домой, я замерзла (или пора спать, или ужин стынет). Они поощряют малышей-экстремалов, съезжающих с горки кучей малой, охотно дают постороннему ребенку покататься на самокате и вообще практически не отказываются принять других детей в компанию сына или дочери. Порой даже видно, как мамы отходят в сторону, уступая роль лидера папе одного из малышей. Эдакому усатому няню.

И совсем уж недавняя картинка, которая не могла не броситься в глаза. Был тот единственный день, когда в Петербурге выпал почти зимний снег. Граждане спешили воспользоваться редкой возможностью: в парке Бабушкина сразу появились и лыжники, и саночники.

По главной дорожке папа с громким гиканьем тянул огромную ватрушку с двойняшками, одинаково одетыми и одинаково хохочущими. Доехали до середины дорожки, и тут папа говорит: «Слезайте. Меняемся местами». Дети (то ли мальчики, то ли девочки) с готовностью спешились. А папа плюхнулся на ватрушку и приказал: «Поехали». И два маленьких существа впряглись и повезли его. А он, разумеется, громко их подгонял. Развили приличную скорость. Дети чувствовали себя силачами и не видели, как папа втихаря отталкивается от снежного наката дорожки.

Роль пап растет. Это очевидно. Это трогательно и радостно. Хотя, возможно, не всегда заметно. Пройдут новые соцопросы - можно будет делать выводы. И все же хочется верить, что эти маленькие истории свидетельствуют о скором «улучшении качества генофонда».

#семья #дети #отношения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6626) от 17.02.2020 под заголовком «И вот пришел усатый нянь».


Комментарии