Уругвай качнуло влево. Что показали президентские выборы в этой южноамериканской стране
В Уругвае, небольшом по численности населения (всего 3,5 млн человек), но довольно обширном по площади государстве, в минувшее воскресенье состоялись президентские выборы. Победу на них одержал представитель «Широкого фронта», объединяющего левоцентристские силы страны, историк по образованию Яманду Орси.
ФОТО Guilherme Hellwinkel on Unsplash
Он является представителем оппозиционных сил, которым противостоял кандидат от правящей последние пять лет Национальной партии Альваро Дельгадо. Победа оказалась непростой — своего соперника Орси опередил всего на 3 процента. Однако действующий президент страны Луис Лакаль По не стал дожидаться официальных результатов и поздравил победителя.
Теперь в Уругвае начинается пятилетка управления левоцентристов и их президента, достаточно благожелательно настроенного по отношению к России и выступающего за расширение прежде всего экономического сотрудничества с нашей страной. А с учетом того, что кандидат в вице-президенты от «Широкого фронта» Каролина Коссе участвовала недавно в Межпарламентской ассамблее в Петербурге, у РФ появятся неплохие возможности расширить число своих сторонников в Южной Америке.
Уругвай нечасто попадает в первые строчки сообщений о событиях мировой политики. Страна эта тихая, уютная для жизни, малозаметная в серьезных международных делах, больше известная своими футболистами (уругвайцы — дважды чемпионы мира, в том числе самые первые, в 1930 году), нежели какими‑то глобальными и региональными инициативами или заявлениями своих политиков. Помимо всего прочего Уругвай — своего рода финансовая и «недвижимая обитель» для многих состоятельных бразильцев и аргентинцев, опасающихся за свою безопасность и сохранность денежного состояния у себя на родине.
Голосование в Уругвае является обязательным и распространяется на всех граждан в возрасте 18 лет и старше. Согласно конституции страны, голосование — это не только право гражданина, но и прежде всего его обязанность как гражданина, а также ответственность. Тем, кто не сможет проголосовать без уважительной причины, грозит штраф в размере 40 долларов или санкции. Государственные служащие лишаются части своей зарплаты, студенты университетов не могут сдавать экзамены в течение двух семестров, а те, кто работает на государство или окончил госуниверситет, должны заплатить двойной штраф. Поэтому явка на президентских выборах почти 90 % никого не удивляет.
Нынешнее правительство состоит из коалиции четырех правых партий, их главный соперник — «Широкий фронт», который находился у власти в течение трех периодов с 2005‑го по 2020 год, но затем проиграл выборы и вынужден находиться в оппозиции. «Широкий фронт», основанный в 1971 году, — это партия, состоящая из левых и умеренно левых партий и движений. Она была объявлена незаконной во время военно-гражданского переворота 1973 года и оставалась таковой до 1984 года, когда в стране была восстановлена демократия.
Сравнительно не так давно (лет десять назад, во времена правления харизматичного и очень популярного среди населения президента Хосе Мухики) Уругвай считался чуть ли не «самой социалистической страной» во всей Латинской Америке. Этот человек на посту президента отказался от своей зарплаты в пользу малоимущих граждан, ездил на подержанной машине и до сих пор проживает на собственном ранчо, больше похожем на какую‑нибудь деревенскую избушку в средней полосе России.
Нынешнее же руководство Уругвая по многим позициям весьма далеко отошло от даже минимального намека на социалистические идеи, проводя политику жесткого урезания бюджета именно на социальные нужды. Ко всему прочему резко обострились в последние годы две проблемы: рост преступности и превращение Уругвая в страну, через которую в США и особенно в Европу активно пошел наркотрафик — главным образом из Боливии и Перу. Именно это особенно волновало уругвайских избирателей, которые привыкли к размеренной и спокойной жизни, а теперь вынуждены были беспокоиться за собственную безопасность.
В первом туре президентских выборов, в котором участвовали представители более десяти политических партий и движений, победу одержал кандидат от «Широкого фронта», который набрал 43 % голосов избирателей, второе место получила партия власти с 28 %. Они и должны были решить вопрос о победителе во втором туре. Несмотря на то что разрыв между первым и вторым местами выглядел достаточно солидным, эксперты не торопились отдать пальму первенства левоцентристам. Дело в том, что правые партии, занявшие места вслед за двумя победителями, дружно призвали электорат отдать голоса своему идейному стороннику Альваро Дельгадо из Национальной партии. Если бы к нему перешли все голоса, отданные за правых, то чисто арифметически он мог бы опередить Яманду Орси. Но этого не случилось.
Избранный президент страны родился 13 июня 1967 года в сельской местности Канелонес. Его отец работал на винограднике, а мать была швеей. В 1986 году Орси начал изучать международные отношения на юридическом факультете Университета Республики, но бросил учебу через месяц и поступил в педагогический институт Артигас в Монтевидео, который окончил в 1991‑м по специальности «учитель истории». До 2004 года он преподавал в различных средних школах Канелонеса. В течение 22 лет, чередуя учебу и преподавание, работал также торговцем в семейном бизнесе в родном городе. Политикой занялся только в 2015 году, когда был избран мэром Канелонеса, должность занимал два срока. В марте 2024 года ушел в отставку с поста мэра, чтобы начать предвыборную кампанию по избранию в президенты.
Считается, что в отличие от оппозиционеров других стран мира Орси — умеренный политик без радикальных планов перемен. Он выступает за снижение уровня детской бедности и сдерживание всплеска организованной преступности, потрясшей страну, которая долгое время считалась одной из самых безопасных в Латинской Америке. Несмотря на обещание Орси возглавить «новых левых» в Уругвае, его платформа напоминает сочетание рыночной политики и программ социального обеспечения, которое было характерно для правления «Широкого фронта» в 2005 – 2020 годах. Эта коалиция левых и левоцентристских партий руководила страной в период устойчивого экономического роста и новаторских социальных реформ, получивших широкое международное признание. Конкретные предложения Орси включают налоговые льготы для привлечения инвестиций и оживления важнейшего сельскохозяйственного сектора, а также реформы социального обеспечения, которые снизят пенсионный возраст, но не станут радикальными.
Торгово-экономические отношения Уругвая и России невелики, хотя товарооборот достиг отметки почти 200 млн долларов за прошлый год. На первый взгляд, вроде бы немного, но это почти столько же, сколько РФ наторговала с огромной Аргентиной. Прежде всего Россия закупает в Уругвае говядину, баранину, мясные субпродукты, креветки. Значительно за последние два года были увеличены закупки уругвайского вина (особенно белого), которое ничуть не уступает аргентинскому, но попадает в нашу страну на весьма льготных условиях. Со своей стороны Россия наращивает (как и в соседние Аргентину и Бразилию) поставки в Уругвай удобрений, дизтоплива и бумаги. Проблемы, с которыми обеим сторонам приходится активно бороться, — оплата взаимных поставок и финансовое обеспечение работы посольств в двух странах после отключения России от системы SWIFT и блокировки счетов для трансакций через банки США.
Насколько новое руководство Уругвая сможет продвинуться в отношениях с Россией, станет известно позже. Но, судя по всему, политический прагматизм Яманду Орси будет этому способствовать.
Состоявшиеся выборы в Уругвае были во многом показательными и образцовыми не только для всей Латинской Америки, но и для многих других государств.
Читайте также:
Шок японского премьера. Итоги парламентского голосования в Стране восходящего солнца
Президент диаспоры. Как Майя Санду победила на выборах в Молдавии
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 226 (7802) от 28.11.2024 под заголовком «Уругвай качнуло влево».
Комментарии