Уроки без звонка. Нужно ли запрещать мобильники в школах?

Дискуссия о запрете мобильников в школах изрядно всколыхнула каникулярный покой образовательного социума. Заволновались учителя, родители школьников и сами школьники. Запрещать у нас умеют, это мы знаем хорошо. Причем, как показывает опыт, законодатель часто делает это второпях, даже не потрудившись тщательно проанализировать ситуацию, взвесить все возможные последствия. И вот тут, похоже, опять намечается подобный сюжет.

Уроки без звонка. Нужно ли запрещать мобильники в школах? | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Потехе - время, а делу...

Что говорить, беспокойство возникло отнюдь не на ровном месте. Мобильный телефон, хотя бы простенький (а чаще всего - совсем не простенький), есть сегодня в кармане у каждого школьника. Впрочем, как и почти у каждого взрослого. Но если взрослый человек, пользуясь этой «игрушкой», как правило, может себя контролировать (к примеру, выключать, входя в концертный зал или прибыв на деловую встречу), то ребенку подобную культуру еще предстоит постичь. Едва проснувшись утром, он жмет на кнопки смартфона и в течение дня уже не выпускает его из рук.

Даже если не брать во внимание вредное излучение (говорят, вопрос до конца не изучен) и нагрузку на глаза (с этим-то уж никто спорить не будет), остается содержательная сторона вопроса. Что они там в этих смартфонах постоянно высматривают?

Увы, исследования показывают, что 98% интернет-трафика занимают развлечения. Как у взрослых, так и у детей. И другие исследования проводили - отбирали у школьников мобильники и наблюдали, как они проживут день-два.

В большинстве своем жили детишки неважно. У некоторых даже начинались нервные расстройства наподобие наркотических «ломок». Потому что там, в этих «игрушках», - вся их жизнь. И не надо иллюзий! Уроки и родители в ней на ...дцатом месте. На первом - обмен мнениями по всем вопросам бытия: от съеденного на завтрак до буквального «быть или не быть». И такая дребедень - целый день...

Активное телефонное общение сплошь и рядом идет на уроках - звонки, SMS, обмен фотографиями, видеосъемка с мгновенным выкладыванием в Интернет и даже прямые онлайн-репортажи. Как выяснили специалисты, ученики проверяют свой мобильный во время уроков по крайней мере 11 раз и тратят на переписывание в социальных сетях или просто на блуждание в Интернете около 20% учебного времени.

- Наличие современных гаджетов в школе наносит серьезный вред здоровью ребенка, мешает учебному процессу, - заявляет учитель русского языка с 20-летним стажем Светлана Торопцева.

Как уверяет опытный педагог (ее цитирует агентство REGNUM), смартфоны приводят к снижению слуха ребенка, ослаблению концентрации его внимания. Если ученик на уроке оторвался на звонок или сообщение, вернуться в реальность ему сложно. Что-то не услышав и пропустив, он, естественно, перестает понимать объяснения педагога, что кого-то расстраивает, а кого-то и злит, заставляя проявлять агрессию.

Немаловажный аспект, по словам Торопцевой, - дефицит двигательной активности у детей.

- Посмотрите, что творится на переменах! Если раньше школьники эти 5 - 10 минут могли и, главное, охотно бегали, прыгали, то сегодня они, как истуканы, вдоль стен стоят с телефонами, даже между собой практически не общаются, если только селфи сделают. Они не знают простейших детских подвижных игр, не могут ориентироваться на местности, у них не развита координация. Многие чуть ли не с грудного возраста «сидят в телефонах». Это уже зависимость, от которой трудно вылечить.

Кроме того, уверяет она, наличие дорогих телефонов у одних школьников вызывает далеко не радостные эмоции у других. Отсюда зависть и желание заполучить понравившееся любым способом, случается и воровство.

Взрослые, начните с себя!

Что в этой ситуации делать, учитель сегодня не знает. Имеет ли он законное право, скажем, отобрать у ребенка мобильник и отдать обратно после урока? А если дорогой смартфон случайно выпадет из его руки и разобьется или, не дай бог, пропадет? А если завтра придет мама этого ребенка и устроит скандал? На какие свои права учитель сможет тогда ссылаться?

До вопросов этих мы дозрели только сейчас. А за рубежом, оказывается, они обсуждаются давно. И кое-где уже успешно решены.

Во Франции, к примеру, принят специальный закон, запрещающий школьникам с 1 сентября 2018 года пользоваться мобильными телефонами в школе даже во время перерывов.

В школах США запрет также формально существует. Однако, как свидетельствуют очевидцы, ученики его постоянно нарушают. Правда, говорят, что в школе, куда ходят дети Билла Гейтса, подобные правила выполняют строго...

В Великобритании целесообразность использования телефонов в школах активно обсуждается. Однако, несмотря на отсутствие запретов на мобильные на государственном уровне, некоторые школы ввели их в рамках собственных законов. При этом недавнее исследование, проведенное Лондонской школой экономики, показало, что в школах, где запрещены мобильные телефоны, количество положительных результатов тестирования 16-летних школьников увеличилось на 6,4%.

Директор школы Шиплейк Грег Дэвис отметил, что сначала большинство учеников выступали против запрета, но через шесть месяцев после его введения две трети учеников признали его целесообразность.

А как же «священная корова» - частная собственность, на которую нельзя покушаться? А вот так - по словам моей знакомой, чья дочь учится в английском частном колледже, там за нарушение «строгого бестелефонного режима» гаджет могут отобрать насовсем...

До такого уровня цивилизации мы, конечно, еще не доросли. Но и у нас, между прочим, Конституция РФ и статья 209 Гражданского кодекса гарантируют собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом лишь до тех пор, пока он не начнет нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. А учителя, ведущие урок, и одноклассники владельца телефона явно к таковым лицам относятся.

Однако дети наши продвинутые - тут же отыщут сто других причин заявить о нарушении своих прав. И социальные сети своими протестами просто взорвут. Тем более что единомышленников среди взрослых у них хватает и нужные аргументы те им с удовольствием подскажут.

На доводы о том, что включенные мобильники часто мешают вести уроки, следует решительный ответ: у хороших педагогов такой проблемы нет. Они так интересно ведут занятия, что ученикам не до телефонов - те сидят разинув рты или трудятся в поте лица.

- Основная претензия - «дети отвлекаются», но дети всегда отвлекаются, когда им скучно, - считает кандидат психологических наук Татьяна Яничева. - Раньше они болтали и писали записочки друг другу, теперь они смотрят в телефон. И это к телефону, как к таковому, не имеет никакого отношения.

Последние возражения - а каково, мол, учителю постоянно находиться «под камерой» или стоит ли поощрять выкладывание в Сеть школьных драк - побьются элементарно: грамотному педагогу бояться нечего, и в нормальных школах драк нет. А если ребенок зафиксирует хамство учителя или непорядок в школьной столовой, так это только на пользу делу. То есть, товарищи взрослые, начните с себя, и не надо будет изобретать драконовские запреты.

Договоримся в чате

Как же все-таки помирить «ежа с ужом»? И ничьи права не нарушить, и учебный процесс обеспечить. Такой опыт, оказывается, есть. В петербургском лицее № 369, по словам его директора Константина Тхостова, мобильники не только не запрещены, но стали необходимым элементом учебного процесса.

Разумеется, в них загружают общепринятые «электронные дневники». Но помимо этого дети по заданию учителя активно качают из Сети необходимую справочную информацию. В онлайн-режиме можно проводить разнообразные тестирования, решать задачи, в том числе применяя индивидуальные подходы. Более того, все уроки идут с видеосопровождением, и ученик, даже сидя дома (скажем, в связи с болезнью), может спокойно на них «присутствовать».

Само собой, широко используются чаты, группы в соцсетях - отдельно для классов, детей, родителей, учителей. Нет проблемы связаться с каждым в отдельности или устроить групповое обсуждение в режиме конференц-связи. Какие тут запреты, XXI век на дворе!

Однако, как убежден руководитель юридической службы аппарата уполномоченного по правам ребенка в Петербурге Михаил Коломыцев, всю эту стихию нужно регламентировать.

Для этого есть школьные уставы, разрабатываемые с участием родителей и учеников. Своего рода «законы местного действия», договорились - и строго выполняем. А над этим нормативным актом должен быть рамочный региональный или федеральный закон, дающий учебному заведению определенную свободу действий. Собственно, по той же схеме, что и со школьной формой. Обсудили, нашли для себя приемлемый вариант - и больше к этому вопросу не возвращаемся.

Между прочим, в федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» есть статья 18 - «Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы». Как раз туда и просится «телефонная тема». Но вот беда - для внесения поправок нужно собрать Думу (которая с 29 июля уйдет на каникулы), вынести законопроект на обсуждение, принять его в трех чтениях, утвердить в Совете Федерации, получить подпись президента. Это, пожалуй, полгода займет. А точки над i хочется поставить сейчас, до начала учебного года.

И потому глава Роспотребнадзора Анна Попова (вот, оказывается, кто все решает!) пообещала, что в течение месяца ее ведомство разработает предложения по правилам использования телефонов в учебных заведениях. Какую юридическую силу будут иметь эти предложения, не очень понятно. Но на их глубокую научную проработку рассчитывать явно не приходится.

Похоже, дело все-таки попахивает очередным запретом...

#образование #запрет #мобильные телефоны #гаджеты #школы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (6488) от 25.07.2019 под заголовком «Уроки без звонка».


Комментарии