Уходящая культура. Как развивается торговля овсом в России
Вестями о подорожании уже никого не удивишь. Второй год подряд дорожает все и вся. На продовольственном рынке сначала была гречка – ну это привычно, почти «по расписанию». Под занавес прошлого года «взбрыкнуло» растительное масло – и это при почти рекордных урожаях отечественного подсолнечника и активном прорыве России на международный масложировой рынок. Одновременно рванули вверх цены на сахарный песок, до этого на протяжении нескольких лет радовавшие розничного потребителя обратной динамикой. Потом «взбунтовались» курятина и куриные яйца. Разом – весь «борщевой набор»... И вот не удержалась овсянка. Точнее, овсяные/геркулесовые хлопья.
Овсяные хлопья – востребованный на потребительском рынке товар. Из цельного крупного зерна делают хлопья «Экстра» # 1; из разрезанного _ «Экстра» # 2. Из резаных и расплющенных зерен _ «Экстра» # 3. А из расплющенной и пропаренной крупы высшего сорта пол
За кашу ответит Минсельхоз
О пиковом росте цен на геркулес сообщил Росстат. По его подсчетам, в августе средние розничные цены на хлопья составили 80,5 рубля за килограмм, в сентябре – 80,9 рубля. Стоимость хлопьев стала самой высокой за всю историю росстатовских наблюдений. Но это данные в среднем по стране. Наш Петростат показал цены на хлопья геркулес в августе – 107,8 руб./кг, в сентябре – 107 руб./кг, отметив, что с начала года хлопья поднялись в цене на 6,3%.
Весть от Росстата широко растиражировали информационные агентства. Многие расцветили ее тревожными нотами – мол, самая популярная каша теперь будет недоступна нашему народонаселению. Кто-то намекнул на грядущий ажиотажный спрос, кто-то – на дефицит.
Главный ответственный за овсянку в России – как, впрочем, и за все другие каши – Минсельхоз. Потому как отвечает за все сырье, необходимое для производства круп. На ценовую информацию Росстата ведомство ответило коротким комментарием: нынешних объемов производства овса достаточно для обеспечения потребностей внутреннего рынка.
По всей вероятности, министерский голос прозвучал не очень убедительно, потому как в некоторых торговых сетях все-таки был подмечен если и не ажиотажный, то уж точно повышенный спрос на овсяные хлопья. Благо на некоторых магазинных полках остались запасы товара по старым ценам.
Кстати, овсянка в нашей стране никогда не была самой популярной крупой. По объемам поставок в торговые сети первое место занимает рис (29%), второе – греча (26%). А вот третье упорно делят между собой овсяные хлопья и пшено (11 – 12%). Так же выглядит и «крупяная корзина» россиян: согласно их потребительским предпочтениям, 41% принадлежит рису, 16% грече и по 7% овсяным хлопьям и пшену.
Тут можно предположить некую погрешность в статистике. Дело в том, что в овсяном сегменте маркетологи считают потребительский спрос только на хлопья. На самом же деле этот сегмент куда шире: тут и традиционный геркулес, и хлопья для варки «быстрых» каш и их собратья, не требующие варки, и мюсли, и зерновые завтраки... Совсем недавно ассортимент пополнился еще растительным «молоком».
В любом случае основа основ всего этого – злак под названием овес.
Лошадиный корм?
Культура эта хотя и считается древнейшей, но из всей сельскохозяйственной «архаики» она самая поздняя. Возделывать овес человечество начало позже, чем пшеницу и ячмень. Причем поначалу его вообще считали сорняком, ведь объектом его агрессии становились именно окультуренные поля пшеницы и ячменя. Сорняк оказался еще той штучкой – выносливой, не особо боящейся холодов и прочих природных катаклизмов, и в конечном счете отвоевал себе право стать культурным растением.
Археологи достоверно установили, что на территории России овес выращивали еще в VII веке нашей эры. И не где-нибудь, а как раз в наших северо-западных регионах.
Сохранила история и названия первых «заморских» культурных сортов, которые появились в России еще в начале XVIII века и пошли гулять по всем полям страны. Чаще всего в старых земледельческих книгах упоминаются сорта Картофельный, Белый английский, Тяжелый (назван так по размерам зерна).
На основе сортов зарубежной селекции начали выводить собственные. Так, во второй половине XIX века на полях только что созданной опытной сельскохозяйственной станции в Тульской губернии появился овес Шатиловский. Его урожаи раскупали еще до появления на главной продовольственной бирже России – в Петербурге. Этот крупнозерный овес стал основой для разработки нескольких линий районированных сортов.
Статистическое обследование сельхозугодий, которое проводилось в то время в губерниях европейской части России, показало, что на долю овса приходилось 20% общей посевной площади. Культура занимала второе место после ржи (ее доля – 37%). На третьем была пшеница (16%), на четвертом – ячмень (7,1%).
Сегодня все сортовое и ботаническое разнообразие овса сосредоточено в коллекции Всероссийского НИИ растениеводства им. Н. И. Вавилова. Она насчитывает более 12,5 тыс. образцов, полученных из разных стран мира. В ней представлены сортовые богатства посевного и византийского (крупнозернового) овса, а также разнообразие сорно-полевых видов и диких сородичей, которые очень важны для селекционных изысканий.
Изначально овес использовался исключительно в фуражных целях. То есть на корм скоту. И только со временем его стали применять в кулинарии. Соответственно, весь овес разделился на фуражный и продовольственный. С существенной доминантой первого: на долю фуражного в России приходится 98% площадей и только 2% на овес «для каши».
Кстати, отличить продовольственное зерно от фуражного не всегда сможет даже продвинутый агроном. По величине зерна? Вряд ли. Кормовое тоже может быть крупным. Поэтому у большинства сортов, внесенных в Государственный реестр селекционных достижений и рекомендованных для возделывания, двойное назначение: на фураж и на продовольствие. Отдельно фуражные сорта существуют, но отдельно продовольственных нет.
И вообще дело не столько в сортах, сколько в агротехнических мероприятиях, которые требуются для выращивания зерна на продовольственные цели.
Овес – культура неприхотливая, высоких требований к плодородию почвы не предъявляет. Зато способен вытащить из земли и максимально использовать все питательные вещества. Плюс к этому замечательный фитосанитарный эффект – выделения его корней подавляют развитие грибков в почве.
Высевают овес в настолько ранние сроки, насколько это возможно. Как только техника может выйти в поле, проводят, говоря языком агрономов, закрытие влаги и приступают к посевам овса. Наличие зимней влаги, сравнительно низкая температура воздуха и еще не очень длинные световые дни способствуют активному кущению овса и формированию колосков в метелке.
Теперь о полях с фуражным овсом можно почти забыть. Растет себе и растет. Ну да, есть сорные примеси, но их наличие не критично, допускается всеми техническими регламентами на фуражное зерно. А вот на тех полях, где посеян продовольственный овес, все примеси должны быть сведены к минимуму, что требует более тщательной (и, соответственно, затратной) подготовки и почвы, и семенного фонда.
Здесь же, на продовольственных плантациях, применяют комплексные минеральные удобрения, ведут подкормки во время вегетации растений и делают упор на систему защиты растений от вредителей, сорняков и болезней. Только так можно вырастить зерно высшей категории, которое получит статус продовольственного.
Мировая овсянка
Рекордные урожаи овса в России пришлись на середину 1980-х годов. С пиком – 18,3 млн тонн – в 1986 году. Посевные площади тогда составили 9,1 млн га. С тех пор началось их сокращение, и в прошлом году они достигли минимального, по крайней мере за последние четверть века, размера – 2,4 млн га.
Валовые сборы тоже снижались. В прошлом году собрали 4,1 млн тонн. Минсельхоз, комментируя нынешнюю ситуацию на рынке овса, поясняет: аграрии снижают посевы фуражной культуры, замещают ее иными зерновыми или масличными, соей. Но площади, отведенные под продовольственное зерно, остаются стабильными.
Овес возделывают практически во всех регионах страны. В топ-5 входят Алтайский и Красноярский края, Башкирия, Новосибирская область, Татарстан. На их долю приходится 33,2% всех сборов.
Российский овес – культура экспортная. Не ведущая, конечно, на зерновом рынке, и все-таки 65 – 70 тысяч тонн в год уходит за границу. Ведущие импортеры – Монголия (42%) и Китай (32%). Любопытно, что именно эти две страны считаются родиной овса.
На мировой овсяной ниве особой стабильности тоже нет. И там посевные площади сокращались на протяжении двух десятков лет. Все потому, что овес не давал ощутимой рентабельности. В большинстве стран возделывание других сельхозкультур, таких как пшеница или масличные, приносит фермерам куда более значительную прибыль.
Международные эксперты прогнозируют, что и в будущем фуражный овес останется малопривлекательной культурой для аграриев. Во многих странах сокращается численность сельхозживотных, как следствие – уменьшается спрос на корма. К тому же меняются рецептуры при производстве комбикормов, в которых использование овса сокращается, предпочтения отдаются другим зерновым.
Однако при сокращении посевных площадей и уменьшении валовых сборов овса в последние три – пять лет на международном рынке отмечается рост торговли этим зерном. Причин тому несколько, но все они взаимосвязаны. Во-первых, в мире увеличивается спрос на продукты питания, содержащие овес, – на сухие завтраки, злаковые батончики, на растительные молочные продукты. Во-вторых, потребители считают овес здоровой пищей, а это побуждает переработчиков создавать из него новые продукты. В-третьих, снижение производства овса-сырья вынуждает их же искать поставщиков за рубежом.
Каждый год в мире выращивают около 23 млн тонн овса. В лидерах по объемам производства – Россия, Канада и Австралия. Другими заметными производителями эксперты зернового рынка называют США, Польшу, Финляндию, Бразилию, Испанию, Аргентину, Великобританию, Швецию и Чили.
Около половины мирового экспорта и импорта овса приходится на долю Канады и США. Две эти страны имеют самую развитую промышленность по переработке овса на продовольственные цели и традиционно высокий потребительский спрос на продукты, изготовленные из этой культуры.
Так что когда агрономы нет-нет, да и называют овес «уходящей культурой», они имеют в виду только фуражный. Продовольственный в обозримом будущем вряд ли куда-то денется. Мировой трапезе без овсянки никак.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7039) от 27.10.2021 под заголовком «Уходящая культура».
Комментарии