Турция в ожидании выборов. Их итоги волнуют весь мир

В середине марта в Турции официально стартовала предвыборная кампания. В течение недели местный центризбирком собирал заявления о выдвижении кандидатов в президенты. Сегодня правительственный вестник Resmi Gazete обнародует официальный список кандидатов, после чего они смогут приступить к предвыборной агитации. Избирательная гонка 2023 года, кульминацией которой станет голосование 14 мая, будет, по мнению аналитиков, самой драматичной и непредсказуемой за последние десятилетия.

Турция в ожидании выборов. Их итоги волнуют весь мир | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Изначально предполагалось, что выборы пройдут 18 июня, однако 10 марта добивающийся переизбрания президент Реджеп Тайип Эрдоган постановил провести голосование более чем на месяц раньше. Решение форсировать голосование было принято, несмотря на то что в начале февраля Турция пережила сокрушительные землетрясения, унесшие жизни более чем 48 тысяч человек, в связи с чем голосование в ряде районов юго-востока будет проходить в экстремальных условиях.

Эрдоган выступает как единый кандидат от «Республиканского альянса», куда входят правящая Партия справедливости и развития и Партия националистического движения. Эта же политическая сила поддерживала нынешнего президента на предыдущих выборах в 2018 году, когда ему удалось, набрав 52,3 % голосов избирателей, победить уже в первом туре. По мнению экспертов, нынешняя избирательная кампания станет для Эрдогана, правящего страной последние 9 лет, а до этого 11 лет бывшего премьером, самой трудной и непредсказуемой. Ведь она началась и пройдет в условиях сохраняющегося сложного финансово-экономического положения в Турции (высокий уровень инфляции, падение курса национальной валюты) и катастрофических последствий масштабного землетрясения. Все это негативно сказывается на авторитете нынешней власти и имидже самого Эрдогана.

Серьезная опасность для него заключается в том, что турецкая оппозиция, долгие годы раздираемая непримиримыми разногласиями, наконец сплотилась, образовав так называемый «Блок шести» из антиэрдогановских партий, которые выдвинули из своих рядов единого кандидата. Следует отметить, что с этим оппозиция тянула до последнего. С одной стороны — чтобы не дать Эрдогану возможность применить административный ресурс против кандидата, с другой — потому что мешали внутренние разногласия.

Главными кандидатами на роль лидера оппозиции поначалу считались мэры двух ключевых городов — Стамбула и Анкары. Экрем Имамоглу — перспективный 54‑летний политик, победивший на выборах главы Стамбула в 2019 году, стал тогда же «зубной болью» для президента. Вышедший из себя Эрдоган, поддерживавший другого кандидата, пытался убедить всех, что выборы прошли нечестно. Имамоглу проработал мэром города 19 дней, после чего избирательная комиссия все‑таки аннулировала результаты выборов и назначила новое голосование. Имамоглу снова победил, причем даже увеличил отрыв от оппонента из правящей партии. Но именно те выборы лишили Имамоглу возможности выдвигаться в президенты. Когда он назвал глупостью отмену результатов первых выборов, его обвинили в оскорблении членов избиркома и приговорили к лишению свободы и запрету заниматься политической деятельностью. Пока не рассмотрена его апелляция, Имамоглу остается мэром Стамбула. Но, понимая, что в любую секунду ему может грозить реальный тюремный срок, он не стал выдвигать свою кандидатуру на президентские выборы.

Еще одним потенциальным кандидатом был мэр Анкары Мансур Яваш. Его путь в турецкой политике не сильно отличается от пути Имамоглу. Яваш несколько раз участвовал в выборах мэра Анкары, в 2019‑м его третья попытка оказалась успешной. За годы управления турецкой столицей Яваш почти не сталкивался с жесткой критикой, и в городе к нему относятся с уважением. В опросах общественного мнения он занимал лидирующие позиции и даже более уверенно, чем Имамоглу, опережал Эрдогана. Но для роли кандидата от широкой оппозиции мэру Анкары мешал имидж националиста, который отталкивал левых избирателей и курдов, способных сыграть на этих выборах важнейшую роль. В итоге объединение шести партий со скрипом, спорами и демаршами договорилось о третьей кандидатуре, изначально тоже не устраивающей всех, но потенциально способной объединить самые широкие массы, включая избирателей-курдов.

Этой кандидатурой стал Кемаль Кылычдароглу — лидер Респуб­ликанской народной партии. Ему 74 года. Последние тринадцать из них он возглавляет старейшую в стране Республиканскую народную партию. Несмотря на деревенское происхождение, Кылычдароглу получил экономическое образование в Анкаре, после чего работал в министерстве финансов Турции. Позднее возглавлял фонд социального страхования страны, в 1990‑х заслужил от местного экономического журнала звание «чиновника года» — в основном за свою борьбу с коррупцией. В этом отличие Кылычдароглу от Эрдогана: первый верит в то, что именно госслужащие могут сыграть ключевую роль в решении проблем страны, второй считает бюрократию препятствием. В 1999 году Кылычдароглу покинул госслужбу. Какое‑то время преподавал в университете и даже вошел в состав директоров одного из турецких банков. Но вскоре решил стать политиком и смог избраться депутатом турецкого парламента — великого национального собрания.

На эти выборы кандидат идет с множеством обещаний. В конце января «Блок шести» опубликовал 250‑страничный документ с конкретными предложениями по изменению ситуации в стране. Если ужать содержание этих страниц до одного абзаца, то суть такова: оппозиция обещает бороться за права и свободы, избавиться от коррупции и кумовства, планирует переориентировать внешнюю политику на Запад, чтобы разрешить текущие разногласия с союзниками по НАТО, отказаться от эрдогановской неортодоксальной экономической и финансовой политики, загнавшей страну в кризис, обеспечить свободу слова. Но главное — изменить конституцию, чтобы Турция могла вернуться к парламентской системе и избавиться от поправок 2017 года, давших нынешнему президенту максимальные полномочия.

Сегодняшняя политическая, а также экономическая ситуация в стране делает позиции Эрдогана не такими уж крепкими и заставляет его максимально сконцентрироваться на предвыборной борьбе. Что касается внешней политики, то тут вопросов нет — Эрдоган поднял авторитет своей страны на небывалые со времен Османской империи высоты. Турция сейчас — несомненный региональный лидер. Громкие заявления президента, его демарши не остались незамеченными — с Анкарой начали считаться, по крайней мере прислушиваться к ее мнению. В данный момент Турция является фактически единственной страной-посредником между Россией и Украиной, с одной стороны, и Россией и так называемым коллективным Западом — с другой. Для РФ Турция в настоящее время — важнейший торговый партнер, своего рода «окно в мир». При всем этом следует понимать, что Анкара проводит хорошо обдуманную политику исключительно в своих собственных интересах.

Падение популярности турецкого президента, который управляет страной почти два десятилетия, связано с непростой ситуацией в экономике страны и прежде всего с падением лиры. В начале прошлого года доллар стоил 13 лир, сейчас — 18, а еще три года назад курс был всего 5 лир. Падение курса национальной валюты привело к росту цен на все, от продуктов до электроэнергии и услуг, и подстегнуло инфляцию потребительских цен до 80 %. Сейчас это один из самых больших уровней в мире. Рост зарплат между тем не успевает за галопирующими скачками курса. Оппозиция считает, что реальные цифры могут быть еще плачевнее. Как заявляет группа турецких оппозиционных экономистов ENAG, потребительские цены в июне выросли на 175 % по сравнению с прошлым годом.

Нельзя сказать, что правительство Эрдогана ничего не делает в экономической области. В последние несколько недель президентом было принято решение о повышении минимальной зарплаты на 55 %, до 8500 лир (около 455 долларов). Кроме того, Эрдоган пообещал отменить возрастной порог для двух миллионов турок, которые таким образом смогут раньше выйти на пенсию. Он обращается с разного рода поощрительными программами к турецкому бизнесу, говорит о массовых инвестициях в промышленность, в частности, в оборонный комплекс, и раскручивает тему создания новых рабочих мест.

Существует еще одна проблема, которая может повлиять на итоги предстоящих выборов, — это отношения Турции с коллективным Западом, прежде всего — с США. Достаточно независимая внешняя политика Эрдогана (особенно его нежелание следовать в фарватере западных санкций в отношении России), тесные экономические и военно-технические связи с Москвой уже давно раздражают и американцев, и европейцев. Нынешние выборы для Вашингтона и Брюсселя — отличный шанс более-­менее легитимно, всячески поддерживая оппозиционные силы, избавиться от строптивого политика. Тем более что неудачная попытка переворота в 2016 году, движущей силой которого были американцы, еще остается в памяти как у Эрдогана, так и у его противников.

По последним опросам, на данный момент за нынешнего главу государства выступают около 42 % населения, а за кандидата от оппозиции — около 45 – 46 %. И тем и другим не хватает до 50 % голосов, которые нужны для того, чтобы стать в Турции президентом в первом туре. А значит, предстоит второй тур, в котором и решится, кто будет лидером страны.


#выборы #Турция #кандидаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7386) от 31.03.2023 под заголовком «Турция в ожидании выборов ».


Комментарии