Турция пригласила президентов России и Украины «уладить разногласия»

18 января официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын заявил, что Анкара стремится снизить напряженность между Москвой и Киевом. В связи с этим турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган пригласил Владимира Путина и Владимира Зеленского приехать в его страну, чтобы «уладить разногласия».

Турция пригласила президентов России и Украины «уладить разногласия» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Такую информацию Калын озвучил в ходе панельных дискуссий «Возможное влияние напряженности между Россией и Украиной на Европу и НАТО», организованных в онлайн-формате британским аналитическим центром Circle Foundation. «Турция готова выступить в любой роли для снижения напряженнос­ти между РФ и Украиной. Президент Эрдоган проводит переговоры как с президентом России Владимиром Путиным, так и с президентом Украины Владимиром Зеленским. Он даже пригласил их обоих приехать в Турцию, если они хотят встретиться и разобраться в своих проблемах и разногласиях». «Мы делаем это, — добавил Калын, — как дружественная страна как России, так и Украине, но также и как союзник по НАТО», — цитирует официального представителя Эрдогана турецкое издание TRT. Он также уточнил, что президент «в ближайшие несколько недель отправится на Украину для переговоров с Зеленским».

Это не первое предложение Эрдогана стать посредником в урегулировании отношений РФ и Украины. В ноябре 2021 года он заявлял, что Турция готова стать посредником в разрешении конфликта между Москвой и Киевом. Эрдоган тогда отметил, что Турция обсуждает кризис с Путиным и намерена продолжать обсуждение с обеими сторонами конфликта, «развивая отношение к этому вопросу в позитивном ключе». Тогда пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков говорил, что проведение саммита по Донбассу с участием лидеров России, Украины и Турции не имеет смысла, так как Москва не является стороной конфликта. По словам Пескова, сторонами конфликта выступают Киев и представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

Ныне реакция Кремля на очередное предложение посредничества носила несколько другой политический акцент. Как заявил Песков, Москва считает вторичным место проведения возможного российско-украинского саммита, но приветствует усилия любых стран в урегулировании ситуации на Украине. «Основные разногласия между РФ и Украиной связаны именно с пробуксовкой процесса выполнения Минских договоренностей со стороны Киева. Если наши турецкие партнеры могут повлиять на украинцев и сподвигнуть их к выполнению ранее взятых договореннос­тей и обязательств, это можно будет только приветствовать… Место же проведения каких‑то контактов — это вторично. Главное — повлиять все‑таки на Украину», — пояснил Песков.

В Москве с настороженностью наблюдают за дружбой Анкары и Киева, и для этого есть все основания. Турция и до этого пыталась стать центром притяжения для крымских татар, но после присоединения Крыма к России стала действовать еще активнее. Турцию и Украину объединяет позиция по статусу полуострова. На саммитах Эрдоган постоянно заявляет о поддержке территориальной целостности Украины и «неприятии аннексии Крыма». Страны договорились создать «крымскую платформу» — площадку, которая, как считают в Киеве, поможет вернуть полуостров. Страны активно сотрудничают и в военной сфере. Анкара и Киев проводят совместные морские учения, Турция помогает вооруженным силам Украины.

Киев, стремящийся в различные западные структуры, рассматривает Турцию как союзника, который поможет желанной интеграции. Многие украинские военные проходят подготовку в турецких учебных центрах. Там они работают с представителями НАТО. Не без помощи Анкары Киев добился статуса особого партнера Североатлантического блока. ВВС Украины закупает у Турции беспилотники Bayraktar TB2. В сентябре прошлого года стороны договорились о поставке еще 48 дронов. Помимо этого две страны обсуждают совместное производство корветов и военно-транспортных самолетов Ан-178, а также возможность открытия на Украине завода, где можно выпускать беспилотники.

По мнению экспертов, с помощью посреднической миссии Анкара рассчитывает усилить влияние на европейские дела. При этом аналитики сомневаются в способности Турции улучшить ситуацию с российско-украинскими отношениями. Так, например, считает старший научный сотрудник ­ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков. «Турция поддерживает деструктивную линию, в том числе направленную на воссоединение Крыма с Россией, на поддержку вооружения боевиков на Украине, но и, кроме того, ее самоуверенные заявления демонстрируют, что Анкара, несмотря на ее стремление быть мировой державой, до конца не осознает ответственность и готова руководствоваться в первую очередь своими желаниями и целями, а не доброй волей сотрудничества», — полагает эксперт.

По его словам, для Турции крайне важно демонстрировать, что она ключевая держава, играющая важную роль в решении различных конфликтов в мире, в первую очередь на постсоветском пространстве. «Это вписывается во внешнеполитическую идеологию страны, которая подчеркивает, что она является хабом, центром, через который проходит огромное количество торговых, инфраструктурных проектов. Кроме того, Анкара пытается проводить активную внешнюю политику на постсоветском пространстве», — отмечает тюрколог.

Близкой точки зрения придерживается политолог член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько, который уверен, что Россия не заинтересована в переговорах при посредничестве Турции. «Зеленский заинтересован в предложении Эрдогана. Для него это часть его рекламной кампании, повышение его авторитета и статуса. Но России это не нужно, потому что отсутствует повестка для переговоров. Что мы будем обсуждать с Зеленским? Просто встречаться, потому что этого хочется ему и Эрдогану? Чтобы усилить его переговорную позицию? К тому же Турция не является полностью нейтральной страной. У нее есть ряд противоречий с РФ. Она продает Киеву беспилотники «Байрактар», не признает Крым частью России, мы по‑разному смотрим на будущее сирийской провинции Идлиб, что уже почти привело к столкновениям. Если посредник не нейтрален, то зачем он нужен?» — считает эксперт.

Более оптимистическую позицию относительно роли Турции в данном вопросе занимает директор Центра изучения новой Турции Юрий Мавашев. Он определяет позицию Анкары по Донбассу как «равноудаленную». По его мнению, добиваясь запус­ка посреднической миссии, Турция главным образом стремится усилить свое влияние в европейских делах. «Предлагая посреднические услуги в украинском вопросе, Турция пытается воспользоваться партнерскими отношениями с Россией и своим неформальным статусом особого члена НАТО, который заключается в том, что у Анкары есть собственное мнение по ключевым вопросам безопасности. Призывы, которые мы слышим из Анкары, на мой взгляд, необходимо рассматривать как попытку играть более значимую роль в Европе», — сказал Мавашев.

По мнению эксперта, Турция способна оказать определенное положительное влияние на украинскую элиту, но ожидать, что оно приведет к серьезному улучшению ситуации, не стоит. «Решение ключевых спорных вопросов в российско-­украинских отношениях зависит прежде всего от политики самого Киева», — подчеркивает аналитик.



#Россия #Турция #Украина

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7094) от 24.01.2022 под заголовком «Третий не лишний?».


Комментарии