Туризм внутри России в этом году набирает популярность

Говоря о перспективах внутреннего туризма, руководитель профильного федерального агентства (Ростуризм) Зарина Догузова на днях заявила, что «жители России уже могут уверенно планировать отдых». «Называть конкретные цифры пока рано, но думаю, что в этом году спрос на отдых внутри страны будет очень большим и может превысить показатели 2019-го», – сообщила она.

Туризм внутри России в этом году набирает популярность | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Способствуют восстановлению поездок по стране и цены. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), начальная стоимость туров на популярных направлениях с датами вылета в августе нынешнего года оказалась на 20 – 30% ниже уровня 2019-го, а в связи с появлением «пакетов» доступными стали и цены на новых перспективных направлениях. Так, семидневные экскурсионные туры на Байкал стартуют от 30 тыс. рублей на двоих, аналогичные по длительности поездки на Алтай – от 32 тысяч, а в Калининградскую область – от 21 тыс. рублей. И хотя из регионов (в том числе Петербурга) стоимость «пакетов» может быть выше, в целом они вполне по карману среднему россиянину.

Да и желание отправиться на отдых у людей есть. К примеру, свежий опрос одного из ведущих профильных интернет-ресурсов показывает, что в этом году поехать в путешествие по стране планируют 23% петербуржцев, а среди россиян аналогичное желание высказывает каждый пятый. Самыми популярными направлениями, конечно, остаются «юга»: в Крым нынешним летом пла нируют поехать 24% респондентов, а еще 19% намерены отправиться в Сочи. Но список приоритетов потенциальных туристов широк, и в него входят как Петербург и Алтай (по 7%), так и Карелия (6%), Камчатка (5%), а также Москва, Урал и Байкал (по 4%). Внутренний туризм переживает небывалый спрос.

Раньше при выборе между отдыхом за границей и внутри страны предпочтение по многим причинам отдавалось первому варианту. Но в этом году ситуация кардинально изменилась, и регионы России стали приоритетными направлениями для соотечественников, отмечает специалист по туризму Артем Кромочкин.

«Желающие поехать есть, – подтверждает и исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. – Сезон выходит на хорошие обороты».

«Сейчас мы идем на уровне прошлого года, – считает руководитель одного из крупных туроператоров Сергей Ромашкин. – Начиная с июля курорты восстанавливают свой привычный объем». По оценке эксперта, в целом по году внутрироссийский туризм может достичь 70 – 80% прошлогодних показателей, а на ряде направлений (Хакасия, Бурятия, Калининградская область и пр.) и превзойти их. Последние данные говорят о том, что в условиях отсутствия заграничного отдыха россияне активно отправились на «юга» и в другие регионы. Причем оказалось, что первыми раскупаются дорогие гостиницы с максимальным уровнем сервиса: в Крыму и Краснодарском крае, например, на август уже забронировано свыше 90% номеров в отелях уровня 4 – 5 звезд, тогда как размещение в «трешках» и «двушках» все еще доступно.

По оценкам экспертов, во внутреннем туризме наметились две заметные тенденции. С одной стороны, растет значимость регионального туризма. Туристы из Москвы и Петербурга, а также других крупных городов страны в первую очередь едут в ближайшие регионы или к большим местным водоемам. К Ладожскому озеру, Финскому заливу, Волге, Оке и т. д. Так, весьма востребованы оказались Челябинская область с озером Тургояк, Татарстан и Самарская область с Волгой, Волгоградская область с Доном и Волгой, Иркутская – с озером Байкал. В сравнении с показателями внутреннего туризма в прошлом году самый динамичный рост спроса показывает Калининградская область (в 2,3 раза), а в лидерах по динамике спроса значатся Челябинская область (интерес к этому направлению увеличился в 2,2 раза), Ленинградская область и Карелия (в 2 раза) относительно показателей спроса по каждому региону в минувшем году.

С другой стороны – растет доля альтернативных черноморским курортам направлений. И если раньше Краснодарский край или Крым уверенно принимали до 25% всего внутреннего потока туристов, то в нынешнем сезоне Карелия, Алтай, Бурятия, Калининград, Хакасия и другие регионы могут их заметно потеснить. Причем стоимость отдыха оказывается не просто вполне сопоставимой, но подчас и в пользу новичков.

«Есть множество людей, которым уже наскучил традиционный пляжный туризм, – они захотят и единения с природой, и необычного отдыха, – полагает, в частности, Зарина Догузова. – Для тех, кто хочет открывать новое, как раз и разрабатываются такие направления». При этом глава Ростуризма делает акцент на том, что по Хакасии и другим новинкам общими усилиями федеральных и региональных властей, а также непосредственных организаторов удалось сформировать не только интересные, но и доступные по цене туры.

Более того: на днях, выступая на открытии онлайн-выставки «Знай наше: Дальний Восток», начальник управления профильного федерального агентства Елена Лысенкова заявила о том, что ведомство планирует запустить новую меру поддержки внутреннего туризма, предполагающую субсидирование более 2 млн туров по России. По словам Лысенковой, в рамках этой программы «будут отбираться региональные туры, которые затем станут выставляться на площадке федерального уровня», а проект, который сможет увеличить интерес россиян к поездкам за счет снижения их стоимости, будет запущен уже в августе-сентябре нынешнего года. В настоящее время механизм работы этого вида субсидирования прорабатывается, однако уже совсем скоро его предполагают использовать для того, чтобы жители европейской части России без проблем смогли отдыхать даже на Дальнем Востоке, а сибиряки предпочитали Таиланду Крым.

И хотя вопросы к качеству отдыха внутри страны все еще остаются, и отраслевые эксперты, и представители туристических властей убеждены: 2020-й станет переломным в развитии внутреннего туризма. Например, Елена Лассаль, врио руководителя агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, говорит, что «мы готовы разрушать стереотипы и уверены в том, что наш регион способен в хорошем смысле удивлять гостей в любое время года». «Да, сейчас у нас порой не хватает номеров в качественных гостиницах, но, если спрос будет расти, отели станут расти как грибы, – считает она. – Не сомневаюсь в том, что каждый, кто побывает на Камчатке, захочет вновь к нам вернуться».

#туризм #Россия #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (6726) от 24.07.2020 под заголовком «Туризм пошел в гору».


Комментарии