Путешествие в одиночку. Туристы стали отказываться от организованных поездок

Случившееся в 2020-м только усилило существовавшую и прежде тенденцию на переход туристов к самостоятельному формированию программы поездки. Многие из них больше не хотят ходить группами по протоптанным десятилетиями маршрутам, предпочитая двигаться по альтернативным в одиночку, парами, семьей или небольшой компанией. А спрос, как известно, рождает предложение.

Путешествие в одиночку. Туристы стали отказываться от организованных поездок | ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

На первом деловом туристском форуме «Северная Пальмира» в Петербурге эта проблема активно обсуждалась: многие эксперты уверены, что былая большая потребность в организованных поездках снижается. Удивляться не стоит: минувшим летом, к примеру, в Петербурге групповой туризм долгое время был под фактическим запретом, тогда как посещать музеи или достопримечательности города лично никто не запрещал. Интерес к организованному туризму существенно снизила и пандемия: многие откровенно боятся ехать куда-то бок о бок с незнакомыми людьми, оценивая их как потенциально опасных.

«В ближайшем будущем нам придется иметь дело с новым типом клиента, которого я называю «турист встревоженный», – говорит Наталия Белякова, член совета директоров ассоциации Luxury Travel Russia. – Он будет долго выбирать и тщательно взвешивать все нюансы, но станет очень осознанно принимать решение, быстро бронировать услуги и уезжать в тур через неделю или десять дней». По ее мнению, в первую очередь людей будет интересовать безопасность поездки, и поэтому они отдадут предпочтение более продолжительным, но близким к дому турам. Да и Валерий Бритаус, директор по развитию Road.Travel, сооснователь онлайн-платформы для планирования маршрутов самостоятельных автопутешествий, подтверждает: в России, как и в остальном мире, быстро растет популярность домашнего и локального туризма.

Тенденцию отмечает и Егор Яковлев, директор по развитию аудиогида IZI.TRAVEL. «Сейчас люди часто решают, что вместо тура за границу можно поехать или пойти пешком по родному городу или региону для того, чтобы узнать их лучше», – говорит он. В свою очередь Сергей Николаев, заместитель генерального директора по развитию автобусного рынка tutu.ru, говорит о том, что изменились приоритеты путешественников: «Сейчас они все чаще пытаются собрать собственный пакет услуг, а не купить его уже готовым». Причем наибольшее влияние на их выбор теперь оказывает не реклама, а «сарафанное радио». А чаще других выбирают услуги, способствующие отдыху и общению в тесном кругу. Пары, семьи или друзей. В том же духе высказывается и глава туроператора «Алеан» Илья Уманский (по данным kartoteka.ru, он является и единственным бенефициаром компании). По его оценке, «туристы уже не хотят быть такими же, как все, и отказываются от стандартизированных пакетов. «Туроператор будущего – это цифровая платформа, представляющая клиенту максимально полную палитру ингредиентов, а также набор технологий, с помощью которых он сам может «сконструировать» тур», – уверен он.

Есть ли предложения, которые отвечают запросу времени? Да, есть. Например, в этом году «выстрелил» спрос на путешествия на автомобиле. По уровню безопасности они оказались вторыми после прогулок «на улице в одиночку». В результате не только в Крыму или Краснодарском крае, но и в Мурманской, Ленинградской и других соседних с Петербургом регионах стали предпринимать реальные шаги к обустройству инфраструктуры, способной принимать автотуристов и кемперов.

Одним из развиваемых в этом направлении проектов обещает стать, к примеру, и новинка в виде национальной онлайн-платформы для музеев России Biletarium. Как рассказала представитель проекта Алена Калачева, «мы поняли, что реализация билетов в музеи РФ – ниша, которую можем занять». По ее словам, маркетплейс, способный предлагать билеты и другие сервисы для туристов в музеи страны, договорившийся о тесном сотрудничестве с ведущими агрегаторами мира, будет официально запущен в декабре 2020 года. Однако к нему уже подключено несколько десятков музейных учреждений Петербурга и Москвы.

Вполне укладывается в координаты времени и главный петербургский проект «Новая туристская география». Кстати, об активной разработке этой идеи было заявлено задолго до пандемии. Еще в сентябре 2019-го, выступая на панельной дискуссии в рамках форума St. Petersburg Travel Hub, вице-губернатор города Владимир Княгинин сообщил о намерении властей сосредоточиться на развитии «новой культурной географии». «Рано или поздно тех, кто интересуется традиционной историей, сменят спешащие за получением уникального опыта – гастрономического, опыта развлечений и т. д., – заявлял он. – Нам нужна новая культурная география, которая дает возможность получить этот уникальный опыт».

И сейчас этот проект уже активно реализуется. Его преимущество как раз и заключается в том, что он ориентирован не столько на групповых туристов, сколько на тех самых новых, самостоятельных, ищущих собственный опыт. В том числе и на местных жителей, готовых стремиться к развитию. «Помимо того что это новые объекты, впечатления, эмоции и дальнейшие туристские продукты, это еще и возможность рассредоточить туристские потоки в городе, – так о целях раскрутки программы «Новая туристская и культурная география Санкт-Петербурга» говорит глава профильного комитета Смольного Сергей Корнеев. – Уникальных мест у нас много: это и Крестовский остров, и пространство Новая Голландия, и «Ленполиграфмаш», и «Остров фортов» в Кронштадте. Проект должен показать, что Петербург способен удивлять, а его туристские возможности многогранны».

И в условиях, когда ситуация трудно прогнозируема и складывается не в пользу группового туризма, эта карта вполне может сыграть на благо Петербурга.

#туризм #путешествия #планы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (6808) от 18.11.2020 под заголовком «Турист встревоженный».


Комментарии