Турбулентность в королевстве. Нидерланды в сложной политической ситуации

На протяжении многих лет небольшое экономически продвинутое и социально защищенное Королевство Нидерланды почти не фигурировало в мировых СМИ в разделе «Кризисы, беспорядки, столкновения». Но события в Голландии, произошедшие на прошлой неделе, нежданно-негаданно поставили страну в центр этого раздела.

Турбулентность в королевстве. Нидерланды в сложной политической ситуации | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В прошлый понедельник премьер-министр Нидерландов Марк Рютте обратился к королю Виллему-Александру с просьбой принять отставку его кабинета министров. Поводом для такого решения стал произошедший в стране громкий скандал с детскими пособиями, в результате которого пострадали тысячи семей. Правительство продолжит исполнять свои обязанности до выборов, которые состоятся 17 марта, однако министр экономики и климата, непосредственно замешанный в случившемся, уходит с должности немедленно. «Государство не смогло выполнить свои обязанности по защите слабых, произошел серьезный сбой. Невинные люди были признаны злоумышленниками, их жизни разрушены, а парламент был некорректно и не в полной мере проинформирован», – сказал Рютте.

Следует отметить, что система социальных пособий в Нидерландах считается одной из наиболее щедрых в Европе. В частности, в эту систему входят два вида детских пособий. Одно из них касается большинства жителей страны, имеющих детей, второе – для семей с детьми, имеющих ограниченные доходы. Несколько лет назад чиновники начали проверку семей, получающих пособия, чтобы выявить тех, кто пользуется льготами незаконно. По некоторым данным, претензии в период с 2013-го по 2019 год были выдвинуты в отношении в общей сложности 26 000 семей. Они обвинялись в том, что документы, предоставленные в качестве подтверждения права на льготы, были незаконными, а следовательно, все полученные деньги необходимо вернуть. Даже по меркам Нидерландов претензии являлись весьма существенными – обвиненным предлагалось выплатить в казну по нескольку десятков тысяч евро, что для малоимущих становилось сокрушительным ударом.

Однако, как показало расследование парламентской комиссии, большинство тех, кого назвали мошенниками и лишили пособий, ни в чем по большому счету не виноваты. Решения налоговой службы, как правило, базировались на незначительных ошибках в заполнении документов, таких, например, как отсутствие подписи. Из-за этого от людей требовали выплатить обратно полученные за все время пособия в полном объеме. Более того, таких людей вносили в черный список, который не позволял им получать другую финансовую помощь от государства, запрещал подачу заявлений на получение пособий в будущем и лишал права на апелляцию.

Чтобы исправить свою ошибку, правительство вынуждено было списать якобы должникам все долги и в дополнение к этому выплатить по 30 тыс. евро компенсации за моральный ущерб. Казалось бы, инцидент исчерпан, а политическая система показала свою устойчивость. Однако на фоне ухода правительства в отставку в эти же дни начались столкновения противников новых коронавирусных ограничений с сотрудниками правоохранительных органов. Вышедшие на улицы молодые люди, недовольные объявлением комендантского часа (он, кстати, вводился в стране впервые после Второй мировой войны), бросали в стражей порядка камни и фейерверки, грабили и крушили магазины. Голландская полиция любезничать с протестующими тоже не стала. Недовольных избивали дубинками, поливали слезоточивым газом и из водометов. Причем столкновения произошли не только в столице, но и в других крупнейших городах Нидерландов – Роттердаме, Эйндховене, Гааге.

В итоге полиция отчиталась о том, что в беспорядках участвовали 1,5 тыс. человек. Однако сами протестующие называют число в десять раз больше. Только в Амстердаме были задержаны 190 человек. Как отметили городские власти, среди протестующих выделялась группа примерно из 200 – 250 человек, явно настроенная на конфронтацию и забросавшая полицию камнями. Некоторые из них имели при себе бойцовские перчатки и холодное оружие. По всей стране число задержанных дошло до трех сотен.

Неудивительно, что происходящее заставило министра юстиции заявить, что арестованных во время беспорядков ждут не просто штрафы 95 евро за игнорирование коронавирусных правил, а более жесткие судебные иски. Власти опасаются, что, по выражению премьера Рютте, «самые страшные за последние сорок лет беспорядки» в стране могут привести к гражданской войне.

Интересное мнение о январских столкновениях высказала газета De Telegraaf, которая утверждала, что они не имеют ничего общего с коронавирусными протестами. «Только дезориентированные умы могут спутать это невероятно разрушительное безумие с искренними демонстрациями против комендантского часа... Мы должны различать часто наивных граждан, которые хотят, чтобы их голоса были услышаны мирно, и агрессивных вандалов, которые бродят по улицам, грабят и ищут конфронтации с полицией. Мы должны выяснить, кто стал зачинщиками насилия... Не может быть никакой терпимости к насилию. На уличный террор может быть только один ответ – жесткое репрессивное вмешательство для восстановления порядка. Нельзя допустить, чтобы в этой стране царил хаос», – таково мнение этой газеты.

Справедливости ради следует отметить, что нынешняя власть выбрала не самый удачный момент для введения комендантского часа. Дело в том, что к такой мере прибегли, несмотря на снижение суточного прироста заболевших в стране, которое наблюдается уже в течение нескольких недель. Да и общий уровень заболеваемости COVID-19 в Нидерландах значительно ниже, чем в ряде других стран Европы.

Что касается политического кризиса и отставки правительства, то большинство аналитиков склоняются к мнению, что этот кризис в некоторой степени был спланирован властью. Отставка произошла накануне парламентских выборов, намеченных в стране на середину февраля, то есть правительство не доработало до положенного срока всего три недели. Ушло красиво, исправив свою ошибку и получив время для перегруппировки новой политической коалиции, которая, скорее всего, будет создана тем же самым Марком Рютте. Ведь, уйдя в отставку с государственной должности, он остался лидером Народной партии – ведущей силы правящей коалиции. Конечно, в какой-то мере Рютте рискует, превращая будущее голосование в вотум доверия себе. Вероятнее всего, он и его однопартийцы в своем решении ориентировались на многочисленные соцопросы населения, которые дают «народникам» 35% голосов избирателей на предстоящих выборах. А это в свою очередь делает их крупнейшей фракцией в будущем парламенте.

Правда, все эти социологические замеры были сделаны до ухода правительства Рютте в отставку и последних коронавирусных волнений в стране. Так что будущая политическая турбулентность и даже послевыборные сенсации в Нидерландах вовсе не исключены.

#Нидерланды #политика #новости

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (6855) от 02.02.2021 под заголовком «Турбулентность в королевстве».


Комментарии