Труба зовет в море. Как идет строительство второго «Северного потока»

Полемика вокруг строительства по дну Балтики второго «Северного потока» разгорается. А уж сколько копий было сломано по поводу сухопутной его части! Опасаясь за судьбу Кургальского заказника, который газопровод должен пересечь, многие экологи не устают бить тревогу. Но нет худа без добра: чтобы устранить риски на этом маршруте, альтернативы которому, считают газовики, не было, пришлось задействовать технологии, нигде в России на подобных объектах не применявшиеся. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» побывали на этой стройке и понаблюдали за ходом работ.

Труба зовет в море. Как идет строительство второго «Северного потока» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На краю региона

До побережья Нарвского залива, откуда «потечет» до Германии второй газовый поток, путь не близок: от Петербурга - 175 километров. Но многие российские компании, задействованные в проекте, хорошо освоили эту дорогу.

Сегодня на объекте, расположенном на краю Кингисеппского района Ленобласти, недалеко от морского порта «Усть-Луга», трудятся около тысячи человек, а в самом разгаре работ было и больше. Вахтовый городок, рассчитанный на 720 специалистов (некоторые обосновались в находящихся рядом поселках), появился здесь в мае 2018 года. А через месяц, когда оператор проекта, газпромовская «дочка» Nord Stream-2 AG, получил разрешения на строительство от Росприроднадзора и Минстроя РФ, на площадке забили первую сваю.

Изыскания, проведенные к той поре на морских и материковых участках предполагаемых маршрутов, убедили «нордстримовцев», что оставить в стороне Кургальский заказник не удастся. Резонов, напомним, у них было несколько, но главное, что склонило их к такому решению, - оценка морского дна на разных глубинах и в прибрежной части Финского залива. По существу, вопрос встал ребром: или прокладывать трубу (точнее, две нитки длиной 1230 км и мощностью 55 млрд кубов газа) именно здесь, или нужно вообще отказаться от этой грандиозной затеи.

После расчетов и подготовки оценки воздействия на окружающую среду проекта (общественные слушания этого документа и экологические аспекты наша газета подробно освещала) стало ясно: прежние методы сооружения таких крупных объектов тут не подходят. «Северный поток-2» оказался похож на предшественника лишь протяженностью и объемом прокачки. Первый газопровод, прочертивший Балтику чуть севернее, строился дольше, хотя и по обычной схеме, когда мощная техника движется у траншеи, сваривая и укладывая «куски» трубопровода, и оборудование там было проще.

Словом, этот опыт не пригодился. И что газовики предложили взамен? Ведь им следовало «вписаться» в требования Международной финансовой корпорации, при соблюдении которых поступают инвестиции, мировые стандарты и ставшие более жесткими в последние годы отечественные законодательные нормы. Да не нанести ущерб заказнику, охраняемому государством, Рамсарской конвенцией о водно-болотных угодьях и Хельсинкской конвенцией по защите морской среды Балтики.

Мы и решили это увидеть, побывав на месте. А прокомментировать ход работ попросили Артема Каширова, координатора строительства берегового участка газопровода в России...

Сосиска в тесте

Быстровозводимые дома-модули для вахтовиков выросли в трех километрах от деревни Ханике, на краю заказника, где некогда было картофельное поле. С этим городком соседствует площадка, на которой идет монтаж диагностических и очистных устройств, других объектов, готовых примерно на 70%. Там же, поодаль, лежат стальные трубы диаметром 1,2 м с толщиной стенок, достигающей 41 мм.

Для строительства двух ниток потребовалось около 200 тысяч этих труб, 60% которых были произведены на металлургических комбинатах России, остальные - в Германии. Как и на первом «потоке», каждую облекли бетонным покрытием (этакие сосиски в тесте), которое охраняет от воздействий и утяжеляет до 24 тонн, на заводе в Котке. А из этого финского города морем доставляли в Усть-Лугу или на суда-трубоукладчики. Правда, небольшая часть российских труб эту надежную «одежку», необходимую и для суши, получила в Приволжье.

Особой защитной пленкой, изолирующим манжетом, покрывают и каждый сварной шов, уточняет наш провожатый. Обратите внимание, показывает он: сварку ведут на четырех постах-автоматах послойно, проверяя ее качество ультразвуковой установкой. Все это происходит рядом с площадкой складирования: вырастая в могучую плеть, стальной рукав двигается по роликам и буквально ныряет отсюда в залитую грунтовыми водами траншею...

В служебной машине, принявшей «душ», чтобы не занести на колесах семена инвазивных растений (борщевика, например), мы движемся по уготованной для трубы трассе. Одна ее нитка уже целиком легла в землю, пересекая заказник в наиболее узком, как заверяют «нордстримовцы», месте берегового маршрута длиной 3,7 км. Да и другая скоро будет полностью уложена: осталось с полкилометра.

Как происходит этот процесс? Вот тут и настала пора раскрыть все его любопытные тонкости.

Стальной «узелок»

Миновав торфяное болото Кадер, мы подъезжаем к середине этой трассы, где находятся реликтовые дюны, а уже за ними, на следующем ее участке, растет хвойный лес. Здесь у траншеи стоят тяговая лебедка и великанский барабан, на который намотан толстенный железный трос. Лебедочный механизм поочередно подтаскивает два рукава, чтобы увязать каждый из них в один «узел», первый сваривается на трубоукладочном судне, а другой формируется, как уже было сказано, возле вахтового поселка.

Сама же траншея состоит из выстроенных в ряд тренчбоксов, П-образных металлических крепей, под которыми экскаватор выбирает грунт, пока они не окажутся на трехметровой глубине (торф при этом строители складывают в стороне, сортируя по видам, чтобы вернуть на прежнее место). А если эти массивные штуки «упираются», аккуратно надавливает на стенки ковшом: нужное усилие подсказывает электроника, которой буквально напичкана такая «умная» копалка.

Для чего нужны крепи? Они удерживают в вертикальном состоянии стенки траншеи (потом их уберут), которая доверху наполняется грунтовой водой. Сложный в гидрологическом смысле рельеф, нарушать который в заповедной зоне нельзя, тоже подтолкнул к оптимальным проектным решениям. Препятствие строители обратили в преимущество, оставив воду в траншее, по которой увесистый трубопровод, влекомый лебедкой, идет как по маслу. Затем трубу «прячут» в гравий, а сверху засыпают родной грунт и возвращают на место торф.

«Конечно, не мы первые стали протаскивать плети лебедкой, и траншейные крепи до нас применяли: революционными эти методы не назовешь, - говорит Артем. - Другое дело, что никто не использовал их комбинацию на подобном объекте, масштабном и сложном во всех отношениях. Это делается впервые в России».

«Фортуна» не переменчива

Выигрыш очевиден, продолжает Каширов. Объем вынимаемого грунта в результате уменьшился по сравнению с традиционным способом где-то на 70%, и можно бросать на траншеи не так много тяжелых машин, экскаваторов и самосвалов, как обычно, это раз. Сохранение местного довольно капризного гидрологического режима - это два.

А главное - сочетание подобных решений позволило сузить коридор строительства в целом наполовину, что для территории, которую облюбовали для гнездовий редкие птицы и где поселились охраняемые растения (питерские ученые переселили «краснокнижников» до появления просеки в места по соседству), очень важно.

В самом узком лесном участке заказника ширина коридора не превышает 30 метров: меньше запрещают обеспечить между нитками трубы регламенты безопасности. На отрезке пути, где трасса пролегла через высокие откосы песчаных холмов, ее расширили на десять метров. А на болотах, где нужно было складировать и хранить (поливая, чтобы не засох) вынутый торф, ширина маршрута достигла 45 - 60 метров. Но это временно, добавляют газовики: после завершения работ, когда строители уберут ограждение и рекультивируют потревоженные земли, весь коридор, где ничего не будет расти, составит 30 метров. На «Северном потоке-1» труба пролегла по суше через 100-метровый участок...

Между тем мы подъехали к берегу, где в воду уходит на 330 метров что-то вроде пирса. Это коффердам, временное сооружение: его стальные стенки помогли сузить зону строительства на побережье и уберечь плети трубы от волнового воздействия, а море от взмучивания.

В российских территориальных водах трубу укладывает огромное судно Solitaire, а здесь, на мелководье, работает трубоукладчик «Фортуна». Он скромнее по размерам, но может варить плеть с приличной скоростью - до 0,5 км в сутки. В ноябре, после окончания кургальских работ, это судно состыкует проложенные на суше нитки, подняв их над водой, с «морскими» в 13 км от берега. Через месяц будут готовы по графику все технологические объекты, включая гигантские анкерные блоки и 90-тонные краны, способные при необходимости перекрыть газ.

А в канун Нового года, заявляют газовики, после испытаний трубопровода он сможет принять голубое топливо. Оно будет поступать по северному коридору единой системы газоснабжения - через четыре отвода от строящейся в 5 км компрессорной станции «Славянская»: это не зона ответственности Nord Stream-2 AG. А вот контролировать работу «потока» будет диспетчерская служба этой компании («догляд» за ним будет вестись и на месте), которая появится в швейцарском городе Цуг, где расположена ее штаб-квартира.

МЕЖДУ ТЕМ

Сумма контрактов, которые газовики заключили с российскими компаниями для прокладки «Северного потока-2», составила 2,6 млн евро. Генподрядчиками выступили зарегистрированная в Петербурге «Рашен Дреджинг энд Мэрин Контрэктез» («дочка» крупных международных корпораций) и норвежская «Квэрнер». Они привлекли предприятия из северной столицы: «Металлострой» (производство тренчбоксов), «СТЭП», «Экопроект» и др. Участие в этих работах приняли и представители Ленобласти: строители (работники монтажно-строительного управления № 90), транспортники, механизаторы. На объектах трудоустроены около 300 жителей Кингисеппского района. В целом проект способствовал созданию 144 тыс. рабочих мест, в него вовлечено свыше тысячи компаний из 25 стран.

#Северный поток-2 #Ленобласть #Газопровод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6508) от 22.08.2019 под заголовком «Труба зовет в море».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.