Трамвайный ренессанс. Каковы перспективы транспортных инвестпроектов?

Переход на новую модель транспортного обслуживания в Северной столице идет полным ходом, невзирая на санкции. А ведь транспортная реформа — это в том числе небывалое обновление парка, то есть закупки автобусов, троллейбусов и трамваев. И дело не только в деньгах, но и в оперативном замещении импортных комплектующих. О перспективах транспортных инвестпроектов эксперты говорили на пленарном заседании III фестиваля транспорта SPbTransportFest-2022, проходившего в Петербурге в конце мая.

Трамвайный ренессанс. Каковы перспективы транспортных инвестпроектов? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Деньги есть, закупки будут

На заседании прозвучало немало важного, а иногда неожиданного.

Главное: деньги на развитие инфраструктуры в стране есть, и они очень «дешевые». В настоящее время корпорации развития больше конкурируют за проекты, нежели проекты конкурируют за деньги.

Общество очень быстро отреагировало на санкции, — говорит Денис Качкин, управляющий партнер одного из адвокатских бюро. — Разработано такое количество мер поддержки, что впору отдельное министерство открывать, чтобы разобраться, к кому какую меру лучше применить… Под 5,65 % годовых дает средства на инфраструктурные проекты ВЭБ. А «Дом.РФ» — и вовсе под 4 %. Оба этих института развития, по сути, конкурируют за проекты.

В стране готовится настоящий трамвайный ренессанс: на модернизацию электротранспорта в ближайшие пять лет направят около 400 млрд рублей. Заявки на участие в программе комплексного развития городского электрического общественного транспорта подали 13 городов. Отобраны десять: Курск, Нижний Новгород, Саратов, Краснодар, Красноярск, Южно-Сахалинск, Липецк, Пермь, Ростов-на-Дону и Ярославль. Программа предполагает замену трамвайных путей, поставку вагонов, электробусов и строительство зарядных станций. Планируется в том числе и восстановление трамвайных линий, которые были закрыты ранее.

Вопросов по финансированию программы уже практически нет, остаются вопросы по реализации, но они адресованы скорее к машиностроителям, — сообщил руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Группы ВЭБ.РФ Александр Кондрашов.

Петербурга в десятке городов-счастливчиков, где трамвайное движение будет восстанавливаться в рамках вышеназванной программы, не оказалось. Но у него есть своя: программа развития «Горэлектротранса» «Сохраняя историю, движемся в будущее» (рассчитана до 2028 года), которая вписана в программу «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» (до 2025 г.). Финансирование системы петербургского ГЭТ до 2025‑го составит порядка 123 млрд руб., всего же «Движение в будущее» потянет на 130 миллиардов. В основном это будут деньги из городской казны плюс выделенный правительством РФ инфраструктурный бюджетный кредит по более чем щадящей ставке 3 % годовых. Кредитные деньги пойдут преимущественно на закупку подвижного состава. В итоге к концу 2028 года Петербург получит 596 новых трамваев и 587 троллейбусов.

Что еще приятнее — обсуждается возможность сделать инфраструктурные бюджетные кредиты невозвратными.

На днях Госдума рассмотрела вопрос об отмене возвратности этих средств, — заметил в ходе пленарной сессии транспортного фестиваля генеральный директор компании-инвестора «БалтНедвижСервис» Дмитрий Панкратов. — По сути, инфраструктурные бюджетные кредиты превращаются в инфраструктурные бюджетные трансферты. Это самый дешевый источник финансирования для экстренной наполняемости региональных бюджетов, и именно как экстренную меру ее стоило бы развивать. Как говорится, лучший кредитор — это тот, кто может простить вам долг… Я, конечно, не сторонник нерыночных механизмов, но как антикризисную меру такое может позволить себе только федеральный бюджет.

Напомним, «БалтНедвижСервис» — концессионер частной трамвайной линии «Купчино — Шушары — Славянка» (проектирование завершено, документация направлена на госэкспертизу). Финальный объем инвестиций станет известен только после нее, пока же говорят о сумме трехлетней давности, когда и подписывалось концессионное соглашение — 25,9 млрд руб. Ранее предполагалось, что основным финансовым партнером будет Газпромбанк, но сейчас рассматривают и вариант использования инфраструктурных облигаций компании «Дом.РФ».

С такой поддержкой можно подумать и о продлении будущей линии к новому кампусу СПбГУ в Пушкинском районе…

Все понимают, каким будет мультипликативный эффект для всей экономики от реализации каждого такого проекта: тысячи рабочих мест, десятки тысяч тонн металлоконструкций и бетона, загрузка смежных отраслей — производства стройматериалов, электронных компонентов, транспортного и энергетического машиностроения.

Госзаказ не даст пропасть

О целительном мультипликативном эффекте инфраструктурных инвестпрограмм говорил также Максим Пьяных — директор одного из департаментов группы «ГАЗ», выпускающей коммерческую технику (в том числе линейку автобусов разной вместимости и электробусов).

Шесть государственных программ, разработанных с перспективой до 2030 года, предполагают обновление в России примерно 30 тысяч единиц техники, — отметил Пьяных. — Нам этой загрузки достаточно. Достаточно и для регионов. Вопрос в их скорейшем запуске. Если взять заявленные программы, то с учетом лизинга и адресных субсидий рынок составит порядка 7,5 тыс. автобусов в год, что означает примерно 8 – 10‑процентное обновление автобусного парка России — нормальный коэффициент для его поддержания в рабочем состоянии. Производственные мощности страны позволяют выпускать до 9 тыс. автобусов в год. Если этих программ не будет, рынок сократится до 4 тыс. автобусов, а это уже не тот объем, что нам нужен. Только на наших предприятиях работают 30 тыс. человек плюс смежники — умножайте на пять… То есть это еще и социальный вопрос.

Трамвай2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

При этом Максим Пьяных не сомневается в способности группы «ГАЗ» исполнить и уже взятые обязательства по поставкам техники (несмотря на то что от «ГАЗ» из‑за санкций ушли два европейских поставщика комплектующих), а также реализовать планы по разработке новых моделей:

Мы работаем под санкционным давлением с 2018 года и все это время достаточно стабильно развивались, продавали и производили технику, а также ее модернизировали. Мы не останавливаем и свои перспективные проекты (в частности, по электробусам). Просто сейчас приходится переориентироваться на альтернативных поставщиков, из‑за чего наши планы в области создания новой техники несколько сместятся по срокам.

По словам Пьяных, в первом квартале 2023 года новый электробус с «альтернативной» агрегатной базой будет сертифицирован, и со второго квартала начнется его серийный выпуск.

На действующие образцы нам удалось быстро поставить альтернативные двигатели и агрегаты (спасибо правительству страны, которое упростило правила сертификации и технических регламентов), и с июля мы начнем выпускать автобусы с другим агрегатным составом, — пояснил представитель группы «ГАЗ».

Остановки конвейера из‑за новых санкций также не ожидается.

За четыре года мы научились держать у себя определенные запасы комплектующих, — пояснил Пьяных. — На сегодня их у нас более чем на 30 млрд рублей по всей группе. Этого хватит на 4 – 5 месяцев работы. За такое время мы успеем переориентироваться на других поставщиков, изменить схемы поставок, продолжая выпускать технику без ущерба производству. Но для нас важно, чтобы те программы, которые заявлены, помогли не потерять рынок. Они позволят нам работать стабильно, а регионам — решать их задачи.

Инвесторы хотят гарантий, перевозчики — моратория

Одна из наиболее перспективных форм транспортного развития — государственно-частное партнерство (ГЧП), концессия. Инвесторы-концессионеры и государство-заказчик отлично знают, что общественный транспорт — это всегда игра вдолгую. И здесь не семь, а семьдесят семь раз нужно отмерить, прежде чем вступать в совместные проекты.

По словам Дмитрия Панкратова, отрасль инфраструктурного транспортного строительства на основе ГЧП сейчас активно развивается и стандартизируется, общие правила задают институты развития. Петербург идет впереди других регионов в реализации таких проектов. И можно уже оптимистично прогнозировать, что начатые проекты будут развиваться дальше, вторыми и третьими очередями, и через какой‑нибудь год-два, возможно, возникнет вопрос о взаимодействии концессий между собой, о совместном использовании инфраструктуры друг друга, взаиморасчетах и так далее… Однако в перечне сегодняшних рисков для инвестора — пробелы в федеральном законодательстве. До сих пор.

Первое масштабное мероприятие с участием Минтранса, в котором принимали участие представители инвестиционного и банковского сообществ, рынка, органов власти, состоялось в 2017 году. Обсуждали нормативно-правовую проблематику сложных инвестпроцессов в сфере общественного транспорта.

Провели мозговой штурм и выявили ключевые пробелы в законодательстве и препятствия, которые мешают привлечению инвестиций, — рассказывает Денис Качкин. — Наша работа над новым законопроектом о концессиях закончилась в 2019 году. 1 мая 2022‑го был принят ФЗ № 126 «О концессионных соглашениях», который вносит изменения в три ключевых нормативных акта: в законы об инвестиционных соглашениях, о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве и в отраслевой закон о перевозках пассажиров и багажа.

Изначально цель была — устранить дублирование конкурсных процедур, чтобы дать возможность концессионерам участвовать в организации работы общественного транспорта. Но сделать это полностью не удалось — в ряде ситуаций конкурсное дублирование сохраняется. В итоге может сложиться ситуация, когда возить по построенной инвестором инфраструктуре будет не сам концессионер, а кто‑то другой — тот, кто выиграет тендер…

Мы, безусловно, позитивно относимся к тем новациям, которые происходят, — говорит Сергей Окутин, директор Транспортной концессионной компании (концессионера «Чижика»). — Но, к сожалению, принятый закон снимает не все вопросы. Есть «белые пятна» по части гарантий для инвестора. Сложный блок вопросов в любом инвестиционном соглашении — это «особые обстоятельства» (непредвиденные обстоятельства, возникающие у инвестора на инвестиционной или эксплуатационной стадии, которые требуют взаимодействия между государством и частным партнером), эта часть тоже, на наш взгляд, не имеет достаточного регулирования в законодательстве. Все это приводит к усложнению инвестиционных процессов. Но главное — в случае если объявляется частная инициатива и проект предусматривает финансовые обязательства со стороны государства, это тоже попадает в сферу «белых пятен». Необходимо проводить конкурс.

Дополнительной нормативной поддержки в сегодняшних условиях просят от властей и перевозчики.

Сейчас по госконтрактам вводится ряд инструментов поддержки — послабления, касающиеся штрафов, изменения существенных условий, — поясняет директор по пассажирским перевозкам Национальной транспортной ассоциации Роман Юренев. — Но, к сожалению, они относятся только к новым контрактам и не относятся к тем, что уже заключены с перевозчиками. До определенного момента эти условия было исполнять легко. Но сейчас меняются цепочки поставок и рынок в целом. Нужна нормативная поддержка уже заключенных контрактов. Для примера: в Петербурге штраф за любое нарушение — что за невыполненный рейс, что за отсутствие какой‑то наклейки — 100 тысяч рублей. Несопоставимо со стоимостью работы…

Завершая дискуссию, модератор пленарного заседания, координатор «Инфраструктурного клуба» и общественный уполномоченный в сфере реализации проектов ГЧП в Москве Артур Щеглов признался, что накануне анонсировал петербургскую встречу в своем телеграм-канале как проверку пульса общественного транспорта:

Констатирую: пульс есть. Давление слегка повышенное… Но пациент готов к новым свершениям.

МЕЖДУ ТЕМ

С 17 мая 2022 г. правительство РФ обнулило ввозные пошлины на оборудование и материалы, необходимые для реализации крупных инвестиционных проектов. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, а также сырье и материалы, которые будут использоваться при реализации крупных инвестпроектов в важных для экономики секторах, можно будет ввозить в страну без уплаты таможенных пошлин. В перечне этих важных секторов — транспортная отрасль.

#транспорт #Россия #трамвай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (7187) от 10.06.2022 под заголовком «Трамвайный ренессанс».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.