Трактор без паспорта. Российский рынок сельхозтехники переживает масштабную трансформацию
Замена ушедшей с нашего рынка иностранной сельхозтехники российскими аналогами и техникой из дружественных стран, параллельный импорт, развитие отечественного производства запасных частей — эти тенденции будут определять развитие российского рынка сельхозтехники в 2023 году.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
А в нынешнем году он переживает, пожалуй, самую масштабную в новейшей истории трансформацию. Дилеры ищут новых поставщиков машин, комплектующих, запчастей и оборудования. Часть торговых посредников переключилась на работу с фирмами из Китая, Индии, Турции.
Меньше всего пострадал сегмент прицепной техники. Во-первых, большинство мировых производителей продолжают работу в России. Во-вторых, появилось немало российских производителей, предлагающих продукцию достойного качества.
Обеспокоенность же вызывают вопросы текущего обслуживания парка и организации поставок запчастей. Дефицит последних уже проявил себя в уходящем году, в следующем может стать еще более острым. Серьезным препятствием в работе с российскими производителями становится то, что они выставляют требования минимального заказа в количестве, существенно превышающем годовое потребление.
Между тем Россия перешла на выдачу электронных паспортов самоходной машины (ПСМ), но до сих пор дилеры сельхозтехники не могут их получить. Если раньше вся сельхозтехника — и российская, и иностранная — получала ПСМ в бумажном виде, то теперь они выдаются только в электронном.
Процедура выдачи паспортов возложена на аккредитованные Минпромторгом организации. «Однако для выдачи ПСМ к ним должны обратиться непосредственно правообладатели — производители сельхозтехники или их официальные дистрибьюторы, — объясняет ситуацию руководитель Ассоциации дилеров сельхозтехники Александр Алтынов. — А правообладатели в свою очередь или не могут, или не хотят этого делать, так как приостановили свою деятельность в России».
В то же время некоторые бренды, недавно появившиеся на нашем рынке, отсутствуют в списке Минпромторга, и на эту технику тоже не получить ПСМ. Процедура включения новых участников в список занимает довольно продолжительное время.
В итоге машины, которые ввозятся в страну, не могут быть переданы сельхозпроизводителям и мертвым грузом стоят на дилерских складах.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7323) от 21.12.2022 под заголовком «Трактор без паспорта».
Комментарии