Тепличная пятилетка. Российским овощеводам удалось вывести отрасль на новый уровень

Урожай тепличных овощей в нынешнем году может составить 1,6 млн тонн (окончательные итоги будут подведены позже). Таких сборов не было ни в истории тепличной отрасли советских времен, ни в истории современной России. Отрасль, еще недавно находившаяся в аутсайдерах агропромышленного комплекса, сегодня один из его лидеров. Тепличники подводят итоги своей первой полноценной пятилетки.

Тепличная пятилетка. Российским овощеводам удалось вывести отрасль на новый уровень | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

«Удочка» для инвестора

Золотой медали нынешней международной выставки «Агрорусь» удостоился… огурец. Среднеплодный, гладкий, безумно урожайный. С именем собственным — F1 «Мнева». Гибрид, включенный в Государственный реестр селекционных достижений. Огурчик универсальный — может расти и на грядках под открытым небом, и в парниках. Но более всего ориентирован на возделывание в светокультуре. Огурец-медаленосец как раз и был выращен в пикалевских теплицах фирмы «Круглый год».

Впрочем, медаленосцев среди тепличных овощей по всей стране немало. В свое время высокой наградой был отмечен огурец F1 «Атлант», выращенный в тепличной агрофирме Волгоградской области. А вместе с ним выращенные в светокультуре волгоградские томаты «Тореро» и «Шерами». Наград у зеленных культур тепличного агрохолдинга «Белая дача» — а это предприятия в Подмосковье, Новосибирской области и Татарстане — вообще не пересчитать.

Медалей, дипломов и прочих отличий тепличные овощи удостаиваются не только и не столько за оригинальный вкус и расчудесный внешний вид, а за особую популярность на потребительском рынке, за высокий покупательский спрос. И в конечном итоге за тот доход, который они приносят своему предприятию и инвесторам.

Инвесторы массово ринулись в тепличную отрасль агропромышленного комплекса России не так давно — каких‑то лет шесть-семь назад. До этого отечественное растениеводство защищенного грунта пребывало в глубочайшей депрессии. Чтобы понять суть происходившего, обратим внимание на некоторые показатели. Припомнив, что многие сравнительные «точки отсчета» у нас ориентированы на 1990 год.

Так вот, общая площадь теплиц в сельхозпредприятиях страны к 1990 году насчитывала 5,7 тыс. гектаров. К началу нулевых годов она сократилась вдвое. Валовый сбор урожая на многие годы вперед застрял на отметке 700 тыс. тонн. В то время как для обеспечения минимальной медицинской нормы потребления свежих тепличных овощей — 13 кг на человека в год — «валовка» должна быть около 1,8 миллиона (!) тонн.

В этой сфере не было страхования урожая, не было лизинга на теп­личное оборудование, отрасль не включали в систему кредитования сельского хозяйства. Между тем у действующих теплиц износ основных фондов достигал 80 %, старые технологии требовали повышенных затрат на отопление и освещение.

Чтобы лоббировать свои интересы на государственном уровне, теп­личники создали профессиональную ассоциацию «Теплицы России». Разработали программу развития отрасли. Представили на рассмотрение в правительство.

Оно длилось не один год. А российский рынок активно осваивала заграница. К 2010 году доля импорта на рынке тепличных овощей подобралась к 70 %. И только когда стало понятно, что страна импортозависима под завязку, Минсельхоз принял‑таки отраслевую программу с длинным наименованием: «Развитие овощеводства защищенного грунта Российской Федерации на 2012 – 2014 годы с продолжением мероприятий до 2020 года».

Серьезные подвижки обозначились уже в 2012‑м: государство выделило первые транши на строительство новых, ультрасовременных тепличных комплексов. По­явились частные инвесторы… Но, как признаются сейчас, спустя десятилетие, игроки рынка, процесс шел ни шатко ни валко и грозил стать долгостроем.

Требовался хороший «пинок», и он был сделан: в 2014‑м Россия ввела санкции на импорт продовольствия из многих недружественных государств, а в следующие два года в стране начался настоящий тепличный бум. Апогея он достиг в 2017‑м.

Парниковые поколения

За пять лет в России было построено 1,5 тыс. гектаров современных теплиц — в основном четвертого и пятого поколений. То есть сооружений, в которых растения могут выращиваться с досветкой круглый год. Даже если на улице минус 30 градусов.

Для любопытствующих. Первое поколение зимних теплиц в России появилось еще в середине XIX века вместе с организацией первого крупного тепличного хозяйства в Клинском уезде Московской губернии. Стены парников тогда складывали из бревен, высота северной стороны была около 2,5 метра, а южную сторону делали скатной и покрывали стеклом. Через каждые 7 метров в теплице ставили печь. Дымовые ходы прокладывали под землей вокруг сооружения. Таким образом обогревался не только воздух, но и грунт.

Во втором поколении теплиц на смену печному отоплению пришли паровые котлы, электрические обогреватели, тепловые отходы предприятий или центральное водяное отопление.

TASS_37969987.jpg
Свет теплиц-гигантов — зрелище впечатляющее. Особенно в темное время суток, и особенно зимой. На улице стужа, а за прозрачными стенами — солнечное лето и зелень… Но искусственное солнце — удовольствие дорогое. Доля энергозатрат в себестоимости тепличной продукции может доходить до 60%./ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Расцвет технологии теплиц третьего поколения приходится на 1960 – 1970‑е годы. Это ангарные сооружения с центральным водяным или электрическим отоплением и большими площадями — от 600 кв. метров. Конструкции проектировали без внутренних опорных стоек, поэтому у тепличников впервые появилась возможность применять тракторы. Именно такие теплицы возводились в некогда легендарной фирме «Лето» (увы, почившей в бозе) и на ее семи дочерних предприятиях, построенных в то время в разных районах Ленобласти.

Но по нынешней классификации теплицы третьего поколения — это весенние теплицы и парники, не претендующие на круглогодичность. Строить их сегодня в регионах с холодными зимами нерентабельно.

Впрочем, о рентабельности инвесторы задумываются, и когда речь идет о теплицах четвертого поколения. Понастроили их немало, порадовались эффективности автоматизированного управления, возможности поддерживать благоприятный для растений микроклимат в осенне-зимний период. Но столкнулись и с серьезными проблемами.

Прежде всего с повышенным расходом углекислого газа (СO2). Наличие его в теплицах снижает содержание нитратов в овощах, выращиваемых в зимнее время, а также частично компенсирует недостаток освещенности зимой. Кроме того, в таких теплицах довольно высокий расход воды, тепла и электроэнергии. И биологическая незащищенность растений тоже, как говорится, имеет место быть.

Теплицы пятого поколения с технологией «Ультра клима» (Ultra clima) лишены всех этих недостатков и, соответственно, уже более совершенны. Однако их стоимость потянет далеко не каждый потенциальный инвестор.

Специалисты говорят о разработках теплиц шестого поколения. Детали не озвучивают. Но есть намеки на то, что такие теплицы будут иметь вертикальное многослойное расположение «грядок» и им вообще… не потребуется солнечный свет.

Возможно, это всего лишь фантазии, подсказанные уже существующей самой большой в мире городской вертикальной фермой-теплицей «РусЭко».

Эта уникальная теплица появилась в 2019 году в Москве на Каширском шоссе в здании бывшей табачной фабрики. На площади 0,5 га вертикально разместили «грядки», которые бы при обычном положении заняли 7 гектаров! Стоимость проекта — 5 млрд рублей. Производительность — 25 – 50 тонн зеленных культур в сутки. Один квад­ратный метр вертикальной фермы приносит в 10 раз больше урожая, чем обычная теплица.

Но… Что может себе позволить столица, не всегда возможно в Замкадье. Аграрная Россия ориентируется на традиционные «одноэтажные» теплицы последних поколений.

Холдинги на грядках

Три года назад государственная лавочка прикрылась: федеральный бюджет перестал возмещать часть расходов на строительство тепличных комплексов. Что неизбежно сказалось на инвестиционной привлекательности отрасли.

Во многих регионах, в том числе и в Ленинградской области, отказались от ранее заявленных проектов строительства комплексов с нуля. Более того, начали закрываться или перепрофилироваться давно существующие тепличные хозяйства.

В Сосновом Бору обанкротилось тепличное хозяйство «Роса». Когда‑то оно первым в регионе освоило производство широкого ассортимента перцев. И потребитель, к своему великому удивлению, узнал, что кроме привычной «Ласточки» у нас могут расти и другие сорта этого овоща, на профессиональном языке — «толстостенные, кубовидные». Закрылся тепличный комплекс «Молодежный» в Киришском районе. Еще раньше обанкротилась компания «Весна-Тихвин».

По оценке гендиректора консалтинговой компании «Технологии роста» Тамары Решетниковой, «на фоне закрытия небольших региональных тепличных комплексов стали укреп­лять свои позиции крупные тепличные агрохолдинги России».

Первый из них — холдинг «Рост» (созвучие в названии с консалтинговой компанией случайно). В него входят 15 современных комплексов общей площадью 450 га, расположенные в Центральном регионе, в Приволжье, на юге и на Урале. Валовый сбор холдинга в нынешнем году составит около 150 тыс. тонн.

Второй крупнейший холдинг — «ЭКО-культура» владеет 10 комплексами общей площадью 410 га. Среди них и пикалевский «Круглый год». В теплицах фирмы в нынешнем году соберут 170 тыс. тонн овощей.

На третьем месте холдинг «Горкунов» с шестью тепличными комплексами и прогнозируемой «валовкой» 85 тыс. тонн.

Что же касается нашего «Выборжца», то он сам себе холдинг, структура самостоятельная. Расширив площади под овощами, прирос еще и производством грибов с проектной мощностью 10 тыс. тонн. В Лужском районе построил собственный завод по производству торфокомпоста.

Чтобы оценить важность последнего, надо знать, что затраты на грунт в структуре расходов шампиньонных ферм достигают 40 – 50 %. Ведь для выращивания шампиньонов нужен очень специфический компост в отличие от того, какой требуется для овощной «классики» — огурцов, томатов, зелени. Компост для грибов делается из двух видов торфа — низового и верхового, и его нужно обязательно стерилизовать, чтобы уменьшить патогенную флору. Такой стерилизованный продукт прежде закупали в Европе. Собственное производство мощностью 40 тысяч тонн грунта в год сократило затраты.

Кстати, если поддержка из федерального бюджета на строительство тепличных объектов прекратилась, то областной бюджет своему тепличному лидеру во вспомоществовании не отказал — компенсировал 10 % от суммы капитальных вложений.

Независимая зависимость

Отечественные культивируемые грибы прочно обосновались на потребительском рынке, снизив импортные поставки шампиньонов с 90 до 15 %. В прошлом году отрасль столкнулась с перепроизводством и усилением внутренней конкуренции, что привело к снижению оптовых цен.

Но грибоводство — это все‑таки самостоятельный тепличный сегмент, и в структуре овощного производства он не рассматривается. Между тем в ней отмечается очевидный перекос в сторону огурцов. Они занимают около 70 % общей площади теплиц в стране. На томаты приходится 25 %. На перцы, баклажаны и зеленные культуры — 5 %.

Причина перекоса объясняется достаточно высокой рентабельностью огуречного производства. В светокультуре она доходит до 40 %. Тогда как рентабельность томатов — в два раза меньше. А выращивание баклажанов всегда было дорогим удовольствием. Наверное, поэтому от массового возделывания «синеньких» в теп­личных хозяйствах северных регионов отказываются, оставляя им небольшую долю в ассортименте. Хотя одна из наших тепличных агрофирм еще не так давно обещала сделать Ленобласть баклажанной столицей Северо-Запада. Но выгоднее оказалось отдать «синенькие» на откуп тепличникам южных регионов страны.

Хотя и называют нынешний прог­нозируемый урожай тепличных овощей рекордным — напомним, 1,6 млн тонн, — какого‑то безудержного стремления к наращиванию объемов производства эксперты рынка не наблюдают. Теперь предприятия больше работают над расширением ассортимента и повышением эффективности бизнеса.

Одной из таких мер, в частности, оказалось некоторое сокращение объемов выращивания длинноплодных огурцов и крупноплодных томатов в пользу мелкоштучных видов эти культур — корнишонов и короткоплодных огурцов, томатов черри и коктейльных помидорок. Мелкие овощи созревают быстрее, тем самым экономится электроэнергия. Да и спрос на них на потребительском рынке достаточно стабильный.

Хотя в целом со спросом в нынешнем году не все так просто… Покупатель ориентируется на цены, сопоставляя их с возможностями своего кошелька. А цены на тепличную продукцию назвать демократичными можно не всегда. Летом, в самый сезон, огурцы и томаты дешевеют заметно, чего не скажешь о салатах и зеленных культурах. Картина, когда на товарных выкладках в супермаркетах вянет невостребованная зеленушка, стала уже привычной. В таких случаях производитель сокращает объемы производства, но, чтобы не остаться внакладе, сохраняет высокую цену.

От повальной зависимости от импорта тепличных овощей Россия ушла. Сегодня страна обеспечивает себя ими почти на 80 %. Но отрасль остается зависимой от импортных составляющих, критически необходимых для выращивания продукции.

Президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников выделил главные. Прежде всего семена, зависимость — 80 %. При этом высокотехнологичные тепличные комбинаты используют 100 % иностранных семян; полностью зависимы от импорта цветочные тепличные предприятия. Затем — биологические средства защиты растений — 60 %, шмели для опыления растений — 70 %, мицелий (грибница) — 100 %. А также, естественно, запасные части для иностранного технического оборудования, в том числе котельных, климат-контроля, некоторые виды расходных материалов для выращивания растений. Названы и основные страны-поставщики: Нидерланды, Бельгия, Израиль, Франция, Венгрия…

В Минсельхозе овощеводство закрытого грунта называют «приоритетным направлением ведомства». И успокаивают тем, что — цитата из официального протокольного документа: «Для предприятий отрасли предусмотрены льготные инвестиционные кредиты и стимулирующие субсидии. Кроме того, с этого года действует новый механизм компенсации части затрат на строительство тепличных предприятий в регионах Дальнего Востока».

Но вот будет ли новая пятилетка для тепличной отрасли такой же успешной, как предыдущая, не берется прогнозировать ни один игрок этого рынка.


#овощи #теплицы #овощеводы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7323) от 21.12.2022 под заголовком «Тепличная пятилетка».


Комментарии