От пиццы до экскурсий. В России активно развивается экспресс-доставка

Сегодня никого не удивляет, что по одному клику к нам в двери звонит курьер с готовым ужином или тюбиком зубной пасты, которые мы выбрали в онлайн-магазине, сидя на мягком диване. Другое дело, что современным потребителям хочется, чтобы материализация курьеров с заказами происходила не просто быстро, а моментально. Именно на это ориентирован современный рынок доставки, где активные компании, обещающие привезти заказ в минимальные сроки, теснят менее расторопных конкурентов.

От пиццы до экскурсий. В России активно развивается экспресс-доставка | ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС

Ставка на «темноту»

За первые девять месяцев 2021 года в России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество покупок с доставкой на дом выросло почти на 40%. Очевидно, пандемия стала только одним из факторов, ускоривших развитие этого рынка. Многие пользователи, которые приобщились к услугам доставки во время локдауна, остались приверженцами этой услуги. А после снятия коронавирусных ограничений спрос не только не снижается, но даже продолжает расти.

Чаще всего люди заказывают доставку товаров первой необходимости, продуктов и готовых блюд, которые пользовались особенной популярностью нынешним летом во время ограничений на работу кафе и ресторанов. При этом меняются предпочтения: еще недавно потребители в основном заказывали домой продукты с длительным сроком хранения, а сейчас они стали часто заказывать товары категории «фреш».

Так, по итогам второго квартала 2021 года выручка сервиса доставки еды Delivery Club выросла на 42% – до 3,6 млрд рублей, а количество подключенных к платформе партнеров выросло в 1,8 раза.

Смена модели потребления еды и сформировавшаяся привычка людей к доставке стимулируют компании к созданию новых проектов. На этой волне продуктовые торговые сети активно инвестируют в инфраструктуру dark kitchen (фабрик-кухонь, работающих на доставку). Это позволяет им конкурировать с кафе по качеству и стоимости блюд.

К примеру, компания «ВкусВилл» вышла на рынок доставки готовой еды и кулинарии, запустив собственное производство в формате dark kitchen. Готовые блюда создаются из ассортимента продуктов, представленных в сети.

Планирует выйти на рынок Северной столицы сервис доставки готовых блюд «Много лосося», который в апреле приобрел холдинг X5 Group. До конца года сервис намерен открыть на берегах Невы несколько dark kitchen площадью 80 – 150 кв. м каждый. Кроме собственной продукции служба будет доставлять готовые блюда других брендов.

Что касается предпочтений современных потребителей, то, по наблюдениям сотрудников сервиса по доставке продуктов Igooods, люди чаще всего заказывают овощи (6,4%), мясо птицы (4,5%), фрукты (4,2%) и сыры (3,7%). В ассортиментной структуре доставки готовых блюд большинство заказов составляют салаты (55%), затем идут вторые блюда (33%), на третьем месте первые блюда (8%), а замыкают рейтинг предпочтений суши (3%) и десерты (1%).

По данным «Сбера», который проанализировал популярные за последние полгода запросы на заказ продуктов из каталога онлайн-магазина «Самокат» через виртуальных ассистентов, самые частые заказы в этом списке – хлеб, молоко, мороженое и вода.

Гиганты ставят на «экспресс»

Уже сегодня экспресс-доставка популярнее доставки впрок, хотя первая услуга обходится потребителям дороже. На этой волне в Петербурге к началу осени сервис быстрой доставки запустил Wildberries. Для оптимизации этого направления онлайн-ретейлер строит в Петербурге новый логистический центр, который позволит ускорить доставку интернет-заказов жителям города, а также, как предполагается, окажет поддержку местным партнерам-производителям, число которых с января 2020 года выросло в четыре раза (до 7500). Окончание строительства объекта запланировано на начало 2022 года.

Осчастливить Северную столицу сервисом экспресс-доставки решил и другой интернет-гигант Ozon. В центре города уже открылся первый dark store (магазин-склад без покупателей, на котором собирают только онлайн-заказы). На очереди появление еще нескольких dark stores, в результате чего Ozon Express должен покрыть весь Петербург.

С форматом dark store начинает работать и «СберМаркет». Первым партнером компании по проекту стала сеть METRO. «Пилот» запустят в регионах, где у ретейлера отсутствуют торговые центры. А X5 Group объявила о выделении цифровых бизнесов («Vprok.ru Перекресток», сервисов экспресс-доставки и «ОКОЛО») в отдельный департамент. Этому направлению компания уделяет знаковое место в стратегии своего развития до 2023 года.

Хоть на парковку, хоть в космос

Активно развиваются и другие форматы – например, доставка в автомобиль на парковке. Так, в «Яндекс.Картах» теперь можно заказать еду в машину, припарковавшись у ресторана быстрого питания.

Но если до ближайшей парковки курьер в два счета доберется на своих двоих, то дорогу в соседний квартал эффективнее преодолеть с помощью автомобиля или велосипеда. Сейчас доставщики различных сервисов популяризируют экологичные виды транспорта – велосипеды и самокаты, в последнее время в Сочи идут эксперименты с доставкой на гидроциклах. Благодаря этой услуге заказ можно было делать прямо во время морской прогулки или летней вечеринки на яхте или катере. Правда, во время волнений в море пользователям не рекомендуется заказывать напитки в стаканчиках.

Команда сети ресторанов «Додо Пицца» разработала и собрала совместно с заводом из Нижнего Новгорода первый отечественный электроскутер. Трехколесный транспорт, разработанный специально для доставки, сертифицирован под нормы техрегламента, который позволяет ему выезжать на дороги общего пользования. Его дальность пробега на одном заряде – до 50 км, максимальная скорость – 40 км/ч, грузоподъемность – более 200 кг. Согласно задумке, во дворе каждой пиццерии будет зарядная станция, где их будут подзаряжать.

Дальше – больше... На новой скоростной магистрали Москва – Петербург М11 «Нева» в 2022 году Минтранс проведет тестовый запуск доставки посылок беспилотными грузовиками. По мнению авторов проекта, автономные перевозки увеличат скорость доставки грузов на 150% и снизят на 15% их стоимость. «Почта России» также планирует запустить беспилотные грузовики на всех российских автомагистралях.

А «М.Видео», развивая формат экспресс-доставки, протестировало в Ярославской области беспилотный автоматический стратостат, который доставил сотню беспроводных зарядок в космос. Груз с пауэрбанками со скоростью шесть метров в секунду поднялся на высоту 30 тысяч метров. Подъем занял полтора часа, за столько же в среднем обещают доставлять малогабаритную технику и аксессуары в радиусе 50 км от магазинов.

Требуются полиглоты

Пока беспилотники осваиваются на рынке доставки, продолжают трудиться и обычные курьеры. В этом году, по данным сервиса по поиску работы SuperJob, спрос на них в мегаполисах вырос в несколько раз. В Петербурге вакансий для курьеров за год стало больше в 4,5 раза.

При этом курьеры перестают быть обычными доставщиками товаров. Например, этим летом в Северной столице появились курьеры-гиды. Такой проект для туристов запустил Delivery Club. Для проекта отбирали курьеров, которые живут в Петербурге более пяти лет или являются его коренными жителями. Узнать их можно по стикерам на рюкзаках «Скажу, где погулять» и «Знаю город лучше всех». Они не только доставляют заказы, но и подсказывают туристам, как пройти в музей или найти ближайший ресторан. В идеале курьеры-гиды должны говорить хотя бы на одном иностранном языке.

Словом, рынок доставки активно растет и продолжает формироваться, постоянно меняясь на наших глазах. К этому процессу постепенно приспосабливаются государственные органы, которым еще предстоит научиться контролировать эту сферу. Так, специалисты Роскачества сейчас занимаются проверкой служб онлайн-заказов еды и товаров для дома. В частности, ведомство интересует, как операторы доставки сохраняют товары по пути домой к клиенту и как соблюдают сроки. Результаты исследования будут готовы к концу года.

#Россия #развитие #доставка #сервис

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7017) от 27.09.2021 под заголовком «Торговля по вызову».


Комментарии