Только для взрослых. Как получить второе высшее образование бесплатно?

В 2021 году вышло постановление правительства РФ: оно разрешало принимать на второе высшее бесплатно. Правда, только некоторым ведущим творческим вузам и лишь на определенные специальности. Количество мест на вуз — от десяти до полусотни. Ректор Российского института сценических искусств (РГИСИ) Наталья Пахомова называет это обстоятельство «революционным моментом в системе образования в области культуры», и руководители других вузов с этим согласны.

Только для взрослых. Как получить второе высшее образование бесплатно? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В постановлении перечислено десять творческих вузов: московские — ВГИК, ГИТИС, Академия музыки им. Гнесиных, Консерватория им. Чайковского, Литинститут им. Горького, Театральный институт им. Щукина, Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, Школа-студия МХАТ; петербургские — Консерватория им. Римского-Корсакова, Институт кино и телевидения (КиТ), в этом году присоединился ­РГИСИ. Специальности — «Режиссура театра, кино и ТВ», «Литературное творчество», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркест­ром и академическим хором», «Композиция», «Музыкальная звукорежиссура» и «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств».

«По прежнему законодательству, в России бесплатно можно было получить только одно высшее образование. При этом нередко в творческие профессии люди приходят уже в более осознанном возрасте и имея определенный трудовой опыт» — такой комментарий сопровождал опубликованное на сайте правительства постановление.

Во «взрослых» заинтересованы и вузы, и работодатель, комментирует Наталья Пахомова. К примеру, концепция «режиссерского теат­ра» подразумевает, что режиссер — еще и наставник. Ожидать такой глубины и знания жизни от недавнего старшеклассника — можно, но в единичных случаях. В РГИСИ преподают Додин, Фокин, Спивак, Могучий (у него первое высшее — техническое, получено в ЛИАПе, нынешнем ­ГУАПе) — «мы надеемся и на высокий уровень абитуриентов».

Врио ректора Института кино и телевидения Александр Бабаян не отрицает, что есть «безумно талантливые» вчерашние школьники, но признает «потребность во взрослых».

Поступать «на дирижера», если формально, можно и с десятью классами образования, и необязательно музыкального, говорит профессор Консерватории им. Римского-Корсакова Владимир Альтшулер. Некоторое время назад абитуриент вознамерился поразить приемную комиссию дирижированием 40‑й симфонии Моцарта. Комиссия была впечатлена, но не исполнением, а тем, что абитуриент — студент филфака. «Это, конечно, было интересно, — тактично рассуждает Владимир Альтшулер. — Но у него не было никаких навыков и возможнос­тей. А выгнать его с экзаменов мы не могли».

Профессия дирижера, продолжает профессор, «требует огромного количества знаний — и человеческих, и специальных». Представьте себе: выходите перед оркестром петербургской Филармонии, это люди с высшим музыкальным образованием (некоторые — профессора), работали с выдающимися мировыми мастерами. Вы должны им что‑то предложить. «Дирижер строит мир на основе знаков, которые оставил композитор или автор текста, их можно по‑разному трактовать», — поясняет Владимир Альтшулер. Есть специальности, которые требуют определенной последовательности: сначала учишься на исполнительском факультете, потом выступаешь в хоре или оркестре, и вот — дозрел до второго высшего, композиторского или дирижерского, образования. А оно платное. И, мягко говоря, не дешевое: устанавливают цены не вузы, уточняет Наталья Пахомова, а учредитель — Минкульт. И снизить стоимость не может: в некоторых случаях образование практически индивидуальное.

Досадное обстоятельство с платным вторым высшим было очевидно давно. Несколько лет назад появились гранты президента, они давали возможность получать второе высшее бесплатно. Распределяла гранты по учебным заведениям Ассоциация творческих вузов. Количество грантов за несколько лет выросло с 20 до 134, говорит проректор Консерватории Денис ­Быстров. У Консерватории даже есть первый «грантовый» выпускник: Эдуард Кипрский, по первому консерваторскому — пианист, солист в Мариинском. На второе высшее, композиторское, поступил за деньги, но грант позволил доучиться бесплатно. Сейчас у Кипр­ского к лауреатствам в конкурсах пианистов добавились премии в композиторских состязаниях.

Но у гранта — свои ограничения, довольно суровые. Во-первых, получить его можно только до 35 лет. «А талант и понимание того, чем хочешь заниматься, могут раскрыться и в 36 лет», — считает Владимир Альтшулер. Во-вторых, грант не предполагает «права на ошибку». Получил хоть одну тройку — должен деньги вернуть. Строго говоря, если студент претендовал на грант, то вряд ли у него много свободных средств. Так что творческая не­удача грозила пребольно ударить по личному бюджету. Как говорит Александр Бабаян, вузы в таких случаях «входили в положение», сочувствовали и могли завысить оценку. Что не есть хорошо.

Второе бесплатное высшее существует по тем же правилам, что и первое. Разве что поступают на него несколько иначе. От общего числа бюджетных мест приказ Минкульта выделяет долю специально под второе высшее. Она может составлять до четверти, а то и трети. ЕГЭ сдавать не надо — только творческие испытания и собеседование. Проходят они отдельно от основного потока и, надо полагать, жестче, чем при поступлении на первое высшее. Не только потому, что поступают «не дети», но и поскольку конкурс гораздо выше. К примеру, в КиТе — до 24 человек на место. Именно человек, а не заявлений.

Все вузы, принимающие на бесплатное второе высшее, — в обеих столицах. Заочно получать такого рода образование — немыслимо, так что иногородним придется переезжать в Москву и Петербург. Впрочем, у РГИСИ, к примеру, есть филиалы — в Кемерове, Владивостоке, Калининграде.

Между тем растет количество запросов от работодателей — оркестров, театров и т. д. Регионам нужны выпускники со столичным высшим творческим образованием. Из-за нынешних полузакрытых границ оркестрам «остро стало не хватать дирижеров», говорит Владимир Альтшулер. Точнее, «не хватает не дирижеров, а хороших дирижеров». Есть немало молодых, талантливых, но сколько еще им нужно «наигрывать», чтобы с полным правом выступать на сцене Филармонии, которая видела Листа, Вагнера и Шостаковича.


#вуз #образование #специальности

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (7366) от 02.03.2023 под заголовком «Только для взрослых».


Комментарии