Точка отсчета – Россия! Евгений Примаков – о работе Россотрудничества

Незадолго до пандемии стартовали международные проекты газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Лекции и выставки в Хельсинки пользовались большим успехом; они стали возможными благодаря сотрудничеству с финским представительством Россотрудничества. Сегодня, когда пандемия (надеемся) постепенно идет к завершению, самое время задуматься о продолжении и развитии информационных и гуманитарных проектов «СПб ведомостей» в «Русских домах» по всему миру. Эта совместная работа стала главной темой для разговора гендиректора «Санкт-Петербургских ведомостей» БОРИСА ГРУМБКОВА с руководителем Россотрудничества ЕВГЕНИЕМ ПРИМАКОВЫМ. А по окончании встречи Евгений Примаков дал эксклюзивное интервью нашей газете: о переменах в работе Россотрудничества, наших соотечественниках за рубежом, «Русских домах» и о многом другом.

Точка отсчета – Россия! Евгений Примаков – о работе Россотрудничества | ФОТО предоставлено пресс-службой Россотрудничества

ФОТО предоставлено пресс-службой Россотрудничества

– Евгений Александрович, вы возглавили Россотрудничество летом прошлого года. Какие задачи стоят сегодня перед агентством, как изменяется работа ведомства?

– Нашей задачей всегда была демонстрация культурного присутствия России в странах ближнего и дальнего зарубежья. Сегодня этого уже недостаточно. Мы живем в сложных внешнеполитических обстоятельствах, ни для кого не секрет, под каким давлением находится наша страна. И потому Россотрудничество не может замыкаться исключительно на вопросах культуры, искусства и духовности: агентство должно поднимать и социально-гуманитарные вопросы, активнее заниматься содействием международному развитию – это целая отрасль в международных отношениях. Кроме того, общественная, научная, образовательная, гуманитарная дипломатия тоже становятся все важнее и для страны, и для нашей внешней политики.

Так что основная задача сегодня – преобразовать агентство в более активную, даже наступательную структуру, которая могла бы оказывать влияние на общественное мнение за рубежом, противостоять тому валу негатива, который обрушивается на нас. Этим преобразованием мы сейчас и занимаемся.

– Есть ли уже первые результаты этих преобразований?

– Изменений много. Например, мы упорядочили структуру Россотрудничества. Раньше подразделения внутри агентства создавались под решение конкретных задач или поручений. На повестке дня молодежная политика? Значит, создаем управление по молодежной политике. Общественная дипломатия? Пусть ею тоже ведает управление по молодежной политике. И так далее. С каждым таким изменением, напластованием структура становилась все более сложной.

Поэтому мы начали с того, что привели в порядок структуру агентства. Мы понимаем, что такие ключевые вопросы, как работа с соотечественниками или с молодежью, являются не локальной задачей одного управления, а общей, сквозной историей для всего Россотрудничества.

Мы перестраиваем нашу работу за рубежом, которая раньше была подчеркнуто аполитичной. Я абсолютно убежден, что спокойное декларирование российских интересов и ценностей – это естественная часть нашей работы, и за границей в том числе. Тем более что в бушующем внешнем мире Россия постепенно начинает восприниматься как некий материк адекватности.

Мы постепенно уходим – и я надеюсь, навсегда – от мероприятий для галочки. Теперь наши представительства, планируя свои действия, должны четко понимать, кто является целевой аудиторией того или иного проекта и какого общественно-политического эффекта они собираются достигнуть.

Сегодня в фокусе ближнее зарубежье, его еще называют «постсоветское пространство», и это соответствует всем нашим внешнеполитическим стратегиям.

Мы стали гораздо активнее в информационном поле, не боимся открытого диалога с нашей аудиторией. А вообще процесс реформирования – это как ремонт, который нельзя завершить, его можно только прекратить...

– Масштабные перемены – это ведь и обновление кадров?

– Да, конечно. Нам нужны профессионалы, специалисты-страновики, люди, которые умеют управлять гуманитарными проектами и вообще проектной деятельностью заниматься. Ищем таких людей, берем их на работу.

К сожалению, в центральном аппарате агентства пока невысокие для Москвы зарплаты. Этот вопрос мы тоже стараемся решить. В представительствах постепенно меняем людей, если видим, что человек мог бы проявить себя иначе, активнее, инициативнее. Направляем в «Русские дома» за рубеж новых специалистов, профессионалов – «зубастых» и активных.

– А молодой специалист, который хотел бы реализовать себя в Россотрудничестве, имеет шанс оказаться в зарубежном представительстве?

– Не скрою: в первую очередь мы ищем людей для работы в представительствах внутри центрального аппарата. Ведь они уже имеют опыт, понимают специфику работы агентства. Но далеко не всегда получается подобрать человека с нужным иностранным языком, а это сейчас ключевой параметр. Нельзя отправлять «политических назначенцев» без знания языка. Раньше такое случалось, к сожалению, и это сказывалось на репутации агентства.

Поэтому мы ищем специалистов и за пределами Россотрудничества. У нас в представительствах уже трудятся молодые ребята, которые пришли к нам извне. Мы их отбирали тщательно, проводили собеседования, каждый соискатель писал эссе — как он видит свою работу за рубежом. Это профессионалы, которые понимают технологии проектной работы, разбираются в международных отношениях и страноведении. Сейчас уже недостаточно просто людей с горящими глазами, которые хотят преобразовать мир. Нужно быть уверенным в своих силах, знаниях и профессиональных навыках. Если вы из таких – на сайте Россотрудничества есть все необходимые контакты, присылайте резюме!

– Россотрудничество работает не только с иностранной аудиторией, но и с соотечественниками, живущими за рубежом. Кто они – соотечественники?

– Как правило, это люди, говорящие по-русски и – так или иначе – укорененные в русской культуре. Но на самом деле соотечественники очень разные. Есть, например, потомки белой эмиграции: многие из них уже плохо говорят по-русски, но при этом даже в четвертом-пятом поколении они стремятся сохранить связь с Россией. Есть политические эмигранты XX века. Есть те, кого называют «колбасные эмигранты» – это люди, отправившиеся на поиски хорошей жизни. Есть global Russians – они просто перемещаются по миру.

Есть, наконец, огромное число людей, которые стали соотечественниками не по своей воле: просто в 1991 году границы изменились так, что миллионы русских разом оказались отрезаны от России.

Все они называются соотечественниками, но каждая из названных мной групп требует индивидуального подхода, и работу с ними надо строить по-разному.

– Недавно завершился конкурс на новое неофициальное название Россотрудничества. Победил вариант «Русский дом». Как планируется его использовать?

– По сути, мы просто согласились с тем, что наши представительства и так называют «Русскими домами». Некоторые из них даже бланки имеют с этим названием. Название «Русский дом» используется в афишах, пресс-релизах, соцсетях. Так что мы пошли по пути признания реальности.

Поскольку это неофициальное название, мы не будем инициировать изменения всех межправительственных соглашений, бланков и прочего. Это не название агентства, не название наших представительств. Просто так проще и понятнее.

И мы не регистрируем название «Русский дом», потому что в мире уже есть немало организаций с таким же названием, причем многие несут это имя с честью. Если понадобится, мы готовы поддерживать их в рамках нашей работы с неправительственным сектором. И если будут появляться какие-то новые общественные инициативы по созданию культурных, образовательных центров, кружков, классов, которые могут себя с гордостью назвать «Русским домом», мы тоже готовы их поддерживать.

– Евгений Александрович, наша газета распространяется в Петербурге и Ленинградской области, а сайт читают во всем мире. Что бы вы пожелали и посоветовали россиянам и соотечественникам, находящимся в других странах?

– В нынешние непростые времена самое актуальное пожелание – крепкого здоровья, оно никогда не помешает. Берегите себя, своих близких, родных, друзей. Общайтесь на русском языке, сохраняйте связь с Россией, читайте «Санкт-Петербургские ведомости» и другие российские газеты, сайты, журналы, телеграм-каналы. А главное – не теряйте связь с Россией!

#Россия #сотрудничество #Мир

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 62 (6900) от 09.04.2021 под заголовком «Точка отсчета – Россия!».


Комментарии