То, что страховщик прописал. В России вновь задумались о возвращении техосмотра

Никак не расслабиться автомобилистам! То им аптечку перетряхнут, то знак «Шипы» предлагают сначала снять, а потом прикрепить обратно… Сейчас речь зашла о техосмотре. Да-да, том самом, о котором многие напрасно поспешили забыть. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предложили вернуть эту процедуру для всех легковых автомобилей.

То, что страховщик прописал. В России вновь задумались о возвращении техосмотра | ФОТО Michail Dementiev on Unsplash

ФОТО Michail Dementiev on Unsplash

Те, кто давно крутит баранку, хорошо знают предысторию вопроса. Для других напомним. До 2021 года ­техосмотр (ТО) считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля. И выезжать на дорогу без диагностической карты было запрещено. Вот только сама эта бумажка не всегда была официальной. Многие предпочитали покупать «серые» диагностические карты. Тем более что сделать это было проще простого.

Неудивительно, что таким действиям попытались препятствовать. В частности, в 2020‑м были приняты поправки в закон «О тех­осмотре», которые предусматривали обязательное фотографирование автомобиля с привязкой по геолокации к тому самому пунк­ту, где этот осмотр проходил.

Однако уже на следующий год в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение ­техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. В пояснительной записке авторы законопроекта указали, что содержать свое авто в исправном состоянии — забота авто­владельца.

В Госдуме инициативу МВД поддержали и техосмотр отменили. Правда, не для всех. Власти посчитали, что ТО обязателен в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет; в случае смены владельца машины; или если автолюбитель вносит какие‑­либо изменения в конструкцию своего авто. Также ТО сохранили для такси, автобусов и грузовиков.

При этом в РСА рекомендовали остальным владельцам авто от тех­осмотра не отказываться, а проходить его добровольно. Ведь сотрудники ГИБДД имеют право остановить, с их точки зрения, неисправную машину и проверить ее техническое состояние на специальных пунктах.

«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — посчитали в РСА.

Логика страховщиков понятна. Перед выездом на дорогу водитель должен удостовериться, что его машина технически в порядке. Вот только далеко не все узлы и агрегаты можно проверить визуально. Иногда нужны специальные приборы, которыми способны пользоваться лишь специалисты.

Как подчеркнули в РСА, сегодня прогресс не стоит на месте, и через несколько лет все агрегаты и узлы транспорта будут оборудованы необходимыми датчиками. Программа в автомобиле сама будет определять техническое состояние, выявлять ошибки и передавать информацию в различные базы. И при определенных неисправностях машина будет заблокирована.

Вот только не надо ехидно улыбаться! Возможно, когда‑нибудь такое время и настанет. А сегодня возраст большинства российских авто смело можно назвать пенсионным.

Это не домыслы, а статистика, которую приводит директор по защите активов РСА Сергей Ефремов. По его словам, 70 % легковых транспортных средств, колесящих в России, по сроку эксплуатации старше 10 лет, а их средний возраст составляет 15 лет. Мол, поэтому‑то ведомство и предлагает ввести периодический технический осмотр для принадлежащих физлицам автомобилей старше 10 лет. И сделать это, например, с 2026 года.

Если такое решение будет принято, то, как ни крути, коснется оно почти всех. Ибо многие были бы рады поменять свое авто на более новое, да карман не тянет. Может, поэтому большинство автомобилистов отнеслись к предложению РСА скептически.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, и тогда, когда был обязательный техосмотр, и тогда, когда его не было, количество аварий с участием неисправного транспорта оставалось одним и тем же. От 2 до 4 процентов. Едва ли не на грани статистической погрешности.

Так что ни за период, когда обязательный ТО был отменен для легковых автомобилей физлиц, ни за время, когда в разы выросла стоимость машин, на дорогах ничего не изменилось. А по­этому смысл вводить обязательную проверку техсостояния легковушек отсутствует.

Некоторые специалисты считают, что без пересмотра всей системы ТО, без исправления недоработок прошлой реформы восстановление осмотра в качестве обязательного приведет к возвращению в отрасль мошенников, массовой продаже диагностических карт, к очередям на пунктах и недовольству автовладельцев. А в конечном итоге — к очередной реформе вплоть до отмены техосмотра.

Как заметил зампред комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Александр Холодов, технический осмотр, когда машину проверяют раз в год, — это не гарантия, что в течение того же года ничего не сломается. Но это вариант убрать с дорог откровенный хлам, который подвергает опаснос­ти других автомобилистов.

Вернется ли диагностическая карта — неизвестно. Но на всякий случай автомобилисты должны держать в уме еще одну статью расходов. Вдруг все‑таки «ласточке» придется отправиться «на диспансеризацию».

Читайте также:

Маскировка не поможет? За что владельцев автомобилей теперь станут наказывать руб­лем

«Цифра» вместо рутины. Новая система организации дорожного движения порадует водителей



#автомобили #техосмотр #водители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7775) от 21.10.2024 под заголовком «ТО, что страховщик прописал».


Комментарии