Поредевшие леса Ленобласти может атаковать новый вредитель

В июне мы побывали на 44-м километре Новоприозерского шоссе, где были запланированы сплошные санитарные рубки. И спустя четыре месяца снова на этом месте...

Поредевшие леса Ленобласти может атаковать новый вредитель | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Власти Ленобласти не хотели повторения ситуации 2016 года, когда и они, и Генпрокуратура РФ получили лавину жалоб на сплошные вырубки в защитных лесах Карельского перешейка в качестве мер борьбы с короедом-типографом. Тогда глава 47-го региона наложил мораторий на подобные работы до проведения повторных обследований. А вот типограф мораторий не накладывал. По данным официальных источников, в течение 2017 года новые очаги заражения этим стволовым вредителем возникли на площади 1857,5 га, за половину нынешнего года к ним прибавились еще 336 га. И в настоящее время общая по области зараженная площадь оценивается в 2138,5 га лесного фонда.

В Ореховском участковом лесничестве Всеволожского лесничества в качестве санитарно-оздоровительных мероприятий (СОМ) были назначены в рубку 82 га. А поскольку все это должно было происходить на глазах проезжающей по трассе «Сортавала» публики, решили заранее, через СМИ, предупредить об этом. «Мы хотим быть максимально открытыми», - пояснил председатель областного комитета по природным ресурсам Павел Немчинов.

На тех участках, которые нам показывали ранее, спасти лес было невозможно. Да он и не лес уже, поскольку функций защитных лесов (средообразующих, рекреационных, ландшафтных) больше выполнять не в состоянии. По заключению лесопатологов из Центра защиты леса Ленинградской области, погибшие или зараженные деревья в составе тех 82 га, которые отданы в рубку, составляют 50 - 70%. Для ельников, где эта порода является доминирующей, - критическое число. Выборочные рубки в чистых ельниках запрещены лесоводческими правилами. Из-за своей поверхностной корневой системы стоять елка может только, как солдат в строю, - в окружении других деревьев. Лишившись этого «плеча», она просто вывалится под действием ветров и снега.

И вот спустя четыре месяца мы снова на том же месте и в той же компании: представители областного комитета по природопользованию, Всеволожского лесничества, Центра защиты леса, Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета и СМИ.

С дороги (если ехать от города) пока изменений не видно, сюда вырубка еще не дошла. Но в ста метрах от трассы кипит работа. По словам директора Всеволожского лесничества Анатолия Петрова, около половины назначенной площади уже вырублено, остальное будет сделано до снега. В небо поднимаются густые дымы - это сжигают, как предписано, порубочные остатки.

Сам вид лесосеки не производит того мрачного впечатления, которое обычно охватывает неподготовленного человека при виде сплошной вырубки. Это благодаря тому, что сохранен - не переломан, не вкатан в землю - обильный и бодрый подрост. «Мы на этом настаивали», - подчеркнул Павел Немчинов. В следующем году здесь проведут подготовку почвы, а в 2020-м подсадят лесные культуры. Так что наши дети и внуки получат возможность увидеть новый здоровый лес.

«Лесопатологическая ситуация в Ленинградской области улучшается», - уверен он.

Заявление оптимистичное, но, сдается, не совсем реалистичное. Это не человек побеждает короеда-типографа - это вредитель дал людям передышку. Вспышка численности типографа, которая наблюдалась два года назад, сошла на нет, то есть до обычных значений, по естественно-природным причинам. Сейчас идет просто ликвидация последствий этого бедствия. А когда оно возникнет вновь, никто не знает. Из-за теплого лета типограф в этом году произвел два поколения. И давно уже улетел из тех лесов, что вырубаются сегодня, осваивать другие дали.

Но возникла и новая угроза, о которой корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал доктор биологических наук профессор Государственного лесотехнического университета Андрей Селиховкин. По следам типографа на ослабленные леса Ленинградской области напали другие вредители - четыре вида усачей. Они прогрызают уже не только кору, но и саму древесину. А самки усачей, прокладывая дорогу для откладывания яиц, заносят в дерево инфекцию, вызывающую язвенный рак.

Но вот с ними человек еще может побороться. Жизненный цикл короеда-типографа - два месяца, процедура назначения СОМ занимает 60 - 80 дней, так что за этим вредителем нам не угнаться, остается «бить по хвостам». А вот цикл усачей - два года. Так что при определенной расторопности возникает шанс вовремя выявить и ликвидировать очаги заражения.

#лес #Ленобласть #вредители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 195 (6304) от 19.10.2018 под заголовком «Типографа сменили усачи».


Комментарии