Табуированные сюжеты истории ВОВ обсудили за «круглым столом»
Жизнь в оккупации, холокост, партизанское движение, судьба советских военнопленных, работа спецслужб и сохранение художественных ценностей – эти зачастую табуированные сюжеты истории Великой Отечественной войны были в центре внимания участников «круглого стола» «Неизвестные страницы истории нацистской оккупации регионов РСФСР и Белорусской ССР». Организатором выступил Санкт-Петербургский институт истории РАН при участии Минского государственного лингвистического университета.
ФОТО Pixabay
Исследователи двух стран основывались на рассекреченных данных архивов, а также на открытых документах, которые по разным причинам прежде не попадали в поле зрения ученых. Так, историк из Пскова Александр Седунов представил материалы воспоминаний и дневников руководителей партизанских отрядов и партийной верхушки, а также архивы правоохранительных органов с 22 июня по сентябрь и начало блокады Ленинграда.
В Пскове ждали «исчерпывающих инструкций» от Ленинградского обкома партии, который сам вряд ли представлял в первые дни войны, как вести партизанскую борьбу. И было решено использовать опыт Гражданской войны. Со складов в псковский горком принесли шашки времен той войны и стали ими вооружать будущих партизан. Со складов Осоавиахима и военкоматов изъяли трофейные немецкие винтовки.
По данным белорусского исследователя Святослава Кулинка, на оккупированной территории России и Белоруссии с августа 1941 года до освобождения действовало 35 учебных курсов и школ, которые готовили агентов немецких спецслужб. В курсанты вербовали идейных противников советской власти, военнопленных, молодых девушек и женщин (они представляли 30% завербованных), а также детей и подростков (только на территории Белоруссии для них было создано 13 учебных центров, где за годы войны подготовлены тысяча детей-диверсантов).
По итогам «круглого стола» будет выпущен сборник докладов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7045) от 08.11.2021 под заголовком «Табуированные сюжеты».
Комментарии