Российские авиакомпании объявили о наборе иностранных пилотов

На днях авиакомпания «Россия» впервые объявила о наборе иностранных пилотов для работы в Москве, Петербурге и Ростове-на-Дону: предполагается, что приглашенные из-за кордона командиры воздушных судов (КВС) и вторые пилоты станут летать на самолетах Boeing и Airbus. Однако не только главный авиаперевозчик Петербурга признал наличие кадрового дефицита летчиков гражданской авиации (ГА): вплоть до 31 августа заявки от других компаний принимает и Росавиация.

Российские авиакомпании объявили о наборе иностранных пилотов | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

На самом деле проблема нехватки пилотов ГА вовсе не нова: еще пять лет назад она стояла не менее остро, и «Аэрофлот», к примеру, даже сумел нанять нескольких иностранцев на должности КВС. Однако потом случился обвал рубля и зарплата специалистов такого уровня в России в долларовом эквиваленте оказалась значительно ниже, чем за рубежом. В результате потянувшиеся было в РФ за длинным рублем зарубежные пилоты быстро смекнули, что в иных странах за ту же работу платят больше.

Однако низкая конкурентоспособность зарплат и отток высококвалифицированных летных кадров за рубеж - только одна из причин дефицита пилотов гражданской авиации. Другую, куда более существенно влияющую на ситуацию, недавно назвал в письме на имя министра транспорта РФ Евгения Дитриха заместитель генерального директора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадим Зингман. В нем он не только называет размеры кадрового дефицита, но и прямо указывает на то, что его причинами являются несоответствие объемов выпуска пилотов потребностям отрасли, а также нестыковка образовательных и профессиональных стандартов.

Сколько России не хватает коммерческих летчиков? Недавно Boeing совместно с одним из исследовательских центров опубликовал прогноз, согласно которому, по самым скромным подсчетам, вплоть до 2030 года нашей стране их потребуются 25 - 27 тыс. В этот период ежегодно российские авиаперевозчики должны будут нанимать 1,7 - 2 тыс. летчиков, тогда как все ныне действующие профильные учебные заведения страны выпускают в год только 750 пилотов. И тем самым вовсе не ликвидируют, а только усугубляют дефицит. Группа компаний «Аэрофлот», к примеру, в 2018 году намерена принять на работу не менее 350 пилотов (в т. ч. из числа выпускников средних и высших учебных заведений ГА), однако, вероятно, не сможет этого сделать из-за недостаточного количества и качества их подготовки.

«В первом полугодии 2018-го «Аэрофлот» выполнил план по приему выпускников летных учебных заведений только на 70% из-за отсутствия у уже отобранных кандидатов необходимого налета часов, - говорит по этому поводу Вадим Зингман. - Кроме того, нередко их знания в области прикладных дисциплин не отвечают реальным потребностям компаний».

При этом топ-менеджер национального перевозчика уверяет, что «давно пора менять систему подготовки летных кадров и привести ее в соответствие с общемировыми стандартами», поскольку, как и в других отраслях экономики, по приходу в бизнес выпускника все равно приходится переучивать.

Прав ли он? К примеру, недавно Западносибирская транспортная прокуратура провела сплошную проверку учебных заведений, готовящих пилотов и авиатехников, а также действующий летный персонал авиакомпаний. В результате сразу 230 летчиков были отправлены на переобучение, 40 авиатехников - отстранены от обслуживания самолетов, а один из авиационных учебных центров вовсе лишили сертификата. При этом западносибирский транспортный прокурор Денис Костенко прямо заявил, что причиной 90% авиаинцидентов, произошедших в регионе за последнее полугодие, стали ошибки пилотирования.

С этим мнением согласны и в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). «Многие положения по организации учебно-летного процесса устарели, подготовка инструкторского состава недостаточна, а требования к использованию средств объективного контроля и выполнению программ анализа полетных данных не определены», - так характеризуют ситуацию в МАК.

В ответ на традиционный вопрос «Что делать?» «Аэрофлот» предлагает не полагаться на услуги зарубежных самолетоводителей, а изыскать внутренние резервы. В частности, изменить образовательные стандарты и разрешить обучение пилотов по программе среднего профессионального образования по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» на базе учебных центров крупных авиакомпаний. А в качестве еще одного резерва, который может быть задействован для снижения остроты дефицита пилотов ГА, управленцы видят бывших военных летчиков.

Этот инструмент может быть действительно эффективным в том случае, если офицеры запаса летных специальностей получат реальную возможность переобучаться и работать в гражданской авиации. Ведь здоровья и опыта им чаще всего не занимать, а на уровень подготовки боевых летчиков еще никто не жаловался. Да и для самих пилотов, завершивших карьеру в Вооруженных силах, это очень выгодный вариант трудоустройства, поскольку КВС и вторые пилоты - одни из самых высокооплачиваемых специалистов в стране. Не случайно в «России» утверждают, что после объявления о наборе летчиков уже получили большое количество обращений. Если учесть, что КВС в этой компании могут получать до 500 тыс. руб. в месяц, а вторые пилоты - до 240 тыс., предложение действительно интересно как для пилотов из бывших республик СССР, так и для тех, кто способен пройти переобучение по ставшей такой дефицитной специальности.

#авиация #Россия #летчики

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6254) от 24.08.2018 под заголовком «Своих не хватает».


Комментарии