Российские авиакомпании объявили о наборе иностранных пилотов

На днях авиакомпания «Россия» впервые объявила о наборе иностранных пилотов для работы в Москве, Петербурге и Ростове-на-Дону: предполагается, что приглашенные из-за кордона командиры воздушных судов (КВС) и вторые пилоты станут летать на самолетах Boeing и Airbus. Однако не только главный авиаперевозчик Петербурга признал наличие кадрового дефицита летчиков гражданской авиации (ГА): вплоть до 31 августа заявки от других компаний принимает и Росавиация.

Российские авиакомпании объявили о наборе иностранных пилотов | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

На самом деле проблема нехватки пилотов ГА вовсе не нова: еще пять лет назад она стояла не менее остро, и «Аэрофлот», к примеру, даже сумел нанять нескольких иностранцев на должности КВС. Однако потом случился обвал рубля и зарплата специалистов такого уровня в России в долларовом эквиваленте оказалась значительно ниже, чем за рубежом. В результате потянувшиеся было в РФ за длинным рублем зарубежные пилоты быстро смекнули, что в иных странах за ту же работу платят больше.

Однако низкая конкурентоспособность зарплат и отток высококвалифицированных летных кадров за рубеж - только одна из причин дефицита пилотов гражданской авиации. Другую, куда более существенно влияющую на ситуацию, недавно назвал в письме на имя министра транспорта РФ Евгения Дитриха заместитель генерального директора «Аэрофлота» по работе с клиентами Вадим Зингман. В нем он не только называет размеры кадрового дефицита, но и прямо указывает на то, что его причинами являются несоответствие объемов выпуска пилотов потребностям отрасли, а также нестыковка образовательных и профессиональных стандартов.

Сколько России не хватает коммерческих летчиков? Недавно Boeing совместно с одним из исследовательских центров опубликовал прогноз, согласно которому, по самым скромным подсчетам, вплоть до 2030 года нашей стране их потребуются 25 - 27 тыс. В этот период ежегодно российские авиаперевозчики должны будут нанимать 1,7 - 2 тыс. летчиков, тогда как все ныне действующие профильные учебные заведения страны выпускают в год только 750 пилотов. И тем самым вовсе не ликвидируют, а только усугубляют дефицит. Группа компаний «Аэрофлот», к примеру, в 2018 году намерена принять на работу не менее 350 пилотов (в т. ч. из числа выпускников средних и высших учебных заведений ГА), однако, вероятно, не сможет этого сделать из-за недостаточного количества и качества их подготовки.

«В первом полугодии 2018-го «Аэрофлот» выполнил план по приему выпускников летных учебных заведений только на 70% из-за отсутствия у уже отобранных кандидатов необходимого налета часов, - говорит по этому поводу Вадим Зингман. - Кроме того, нередко их знания в области прикладных дисциплин не отвечают реальным потребностям компаний».

При этом топ-менеджер национального перевозчика уверяет, что «давно пора менять систему подготовки летных кадров и привести ее в соответствие с общемировыми стандартами», поскольку, как и в других отраслях экономики, по приходу в бизнес выпускника все равно приходится переучивать.

Прав ли он? К примеру, недавно Западносибирская транспортная прокуратура провела сплошную проверку учебных заведений, готовящих пилотов и авиатехников, а также действующий летный персонал авиакомпаний. В результате сразу 230 летчиков были отправлены на переобучение, 40 авиатехников - отстранены от обслуживания самолетов, а один из авиационных учебных центров вовсе лишили сертификата. При этом западносибирский транспортный прокурор Денис Костенко прямо заявил, что причиной 90% авиаинцидентов, произошедших в регионе за последнее полугодие, стали ошибки пилотирования.

С этим мнением согласны и в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). «Многие положения по организации учебно-летного процесса устарели, подготовка инструкторского состава недостаточна, а требования к использованию средств объективного контроля и выполнению программ анализа полетных данных не определены», - так характеризуют ситуацию в МАК.

В ответ на традиционный вопрос «Что делать?» «Аэрофлот» предлагает не полагаться на услуги зарубежных самолетоводителей, а изыскать внутренние резервы. В частности, изменить образовательные стандарты и разрешить обучение пилотов по программе среднего профессионального образования по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» на базе учебных центров крупных авиакомпаний. А в качестве еще одного резерва, который может быть задействован для снижения остроты дефицита пилотов ГА, управленцы видят бывших военных летчиков.

Этот инструмент может быть действительно эффективным в том случае, если офицеры запаса летных специальностей получат реальную возможность переобучаться и работать в гражданской авиации. Ведь здоровья и опыта им чаще всего не занимать, а на уровень подготовки боевых летчиков еще никто не жаловался. Да и для самих пилотов, завершивших карьеру в Вооруженных силах, это очень выгодный вариант трудоустройства, поскольку КВС и вторые пилоты - одни из самых высокооплачиваемых специалистов в стране. Не случайно в «России» утверждают, что после объявления о наборе летчиков уже получили большое количество обращений. Если учесть, что КВС в этой компании могут получать до 500 тыс. руб. в месяц, а вторые пилоты - до 240 тыс., предложение действительно интересно как для пилотов из бывших республик СССР, так и для тех, кто способен пройти переобучение по ставшей такой дефицитной специальности.

#авиация #Россия #летчики

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (6254) от 24.08.2018 под заголовком «Своих не хватает».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен
28 Января 2019

Петербургские кораблестроители получили заказ, не выполнявшийся с советских времен

Они построят шесть крупных рыбопромысловых судов, способных работать во льдах.

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета
14 Января 2019

Индексация пенсий – с 1 января: примеры расчета

Если пенсионер хочет проверить, правильно ли ему увеличили сумму, не обсчитали ли, ему нужно размер своей пенсии умножить на 0,0705 (7,05%).

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?
10 Января 2019

Кто прикрывал «черных лесорубов» в Ленобласти?

По версии следствия, на территории Ленобласти действовала преступная группа, специализировавшаяся на хищении и незаконном обороте древесины. Подробности расследования – в нашем материале.

Россия готовит подсолнечный удар
28 Ноября 2018

Россия готовит подсолнечный удар

Масличная отрасль России готова показать выдающиеся результаты. Но пока что этому очень мешает зависимость от импортных семян.

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге
19 Ноября 2018

Путешествия по славянским маршрутам оценили в Петербурге

Глава программного офиса Совета Европы в России сообщил, что сотрудничество с Россией по части туризма успешно продолжается.

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей
19 Ноября 2018

К вождению не годен. Как «единая база здоровья» россиян повлияет на водителей

Какие именно сведения войдут в новую базу, еще предстоит определить. Сейчас в МВД разработали поправки в КоАП, устанавливающие ответственность для врачей за ложные или неполные сведения о здоровье вод...

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией
14 Ноября 2018

К соседям без антирадара. Как россияне ведут себя на границе с Финляндией

По данным финской погранохраны, в этом году количество пересечений российско-финской границы окажется примерно таким же, как и в 2017-м году, составив около 7,2 млн.

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов
18 Октября 2018

Старая Русса продолжает удивлять бывалых туристов

Где еще увидишь живой мост, музей одного романа и необыкновенный Царицынский источник?

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией
04 Октября 2018

«Вкусное» путешествие: «Серебряное ожерелье» украсят гастрономией

В Петербурге за «круглым столом» обсудили курс развития гастрономического туризма. Подробности – в нашем материале.

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка
12 Сентября 2018

Птица зимняя. В семье петербуржца появился прирученный грач Тишка

Как себя вела дикая птица? Мы узнали, что она не улетела на юг с сородичами, стала признавать хозяина и начала делать кое-что еще.

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»
04 Сентября 2018

Михаил Гельфанд: «Ученые степени стали немодны. С точки зрения науки это хорошо»

Мы узнали одного из основателей «Диссернета», зачем ловцы плагиаторов проверяют иностранные диссертации и насколько прилично вынуждать ученых ловить коллег за руку.

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей
21 Августа 2018

Новый участок «Скандинавии» готовится принять водителей

В Ленобласти завершаются работы по реконструкции участка трассы «Скандинавия». Что происходит на новой магистрали? Подробности - в нашем материале.