«Свои» и «чужие». Историки анализируют происходившее на оккупированных территориях

«Народ и власть» — так называется масштабный научный труд, ставший результатом совместной работы российских и белорусских исследователей. Подзаголовок гласит: «Оккупанты, коллаборационисты и партизаны на пограничной территории Беларуси и Северо-Запада России в 1941 – 1944 гг.». Книга, насчитывающая больше пятисот страниц, была представлена в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.

«Свои» и «чужие». Историки анализируют происходившее на оккупированных территориях | ФОТО Википедии /  Ebert Georg / Public Domain

ФОТО Википедии / Ebert Georg / Public Domain

Название выбрано не случайно, поскольку мы поставили задачу показать механизм отношений мирных жителей с оккупантами, выражавшийся в трех основных формах — выживание, сотрудничество (вынужденное или добровольное) и сопротивление, — говорит руководитель авторского коллектива, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда, доктор исторических наук Елена Красноженова.

В международном проекте участ­вовали четверо российских и трое белорусских историков. И все главы книги написаны в соавторстве. Авторы описывали происходившее в Ленинградской области (в ее довоенных границах, включавших Псковщину и Новгородчину), а также Витебской области Белоруссии. Исследователи использовали материалы 17 архивов, многие из них введены в научный оборот впервые.

Мы очень широко привлекали не только документы, но и так называемую устную историю — огромный аудиоархив воспоминаний. Все вместе свидетельствует о том, что карательная политика нацистов была направлена прежде всего на уничтожение гражданского населения, — рассказала куратор проекта с белорусской стороны доцент Полоцкого государственного университета Алеся Корсак.

Как отмечает Красноженова, в архивных материалах зафиксированы факты чудовищных зверств нацистов. Документы показывают, что детей, стоило только заподозрить их в краже или в связи с партизанами, нацис­ты расстреливали и вешали наравне со взрослыми. А тотальное ограбление захваченных территорий! «Страх», «голод», «унижение» — это самые характерные слова из рассказов новгородцев и псковичей, которыми они характеризовали пережитое ими в результате депортации в Прибалтику и Германию осенью 1943 года…

Как отмечает доктор исторических наук Борис Ковалев, ведущий научный сотрудник отдела Института истории обороны и блокады Ленинграда, в книге показаны и самые различные нюансы, связанные с движением народных мстителей. К примеру, жители Витебщины на психологическом уровне даже делили партизан на две категории — «своих», то есть местных, и «калининских», то есть из Калининской области. Они были «чужими», и отношения с ними оказывались гораздо сложнее…

Чтобы склонить сельское население на свою сторону, «рейх­министерство освобожденных областей» еще в феврале 1942 года обнародовало указ о землепользовании на оккупированных территориях. В соответствии с ним колхозы были отменены, а основной формой собственности селян было объявлено индивидуальное хозяйство.

Однако нацисты отнюдь не собирались давать недавним советским колхозникам свободу земледелия. Переходной фазой было объявлено общинное хозяйство, в котором взрослые жители деревни должны были отработать производственную норму.

Что касается городского населения, то единственным источником снабжения продовольствием и товарами для значительной его части была базарная торговля. Как отмечается в книге, в условиях оккупации советские деньги обесценились, а немецкая оккупационная марка популярностью не пользовалась. Причем, по воспоминаниям, население предпочитало советские товары немецким «эрзацам». Если на рынке объявлялся спекулянт с мылом советского производства, то к нему сразу же выстраивалась очередь, а немецкое брали лишь тогда, когда не было советского…

Если кто‑то, прочитав этот труд, посчитает, что он не отвечает на все вопросы, — так оно и есть, — заметил, представляя книгу, Борис Ковалев. — И мы работаем над тем, чтобы этих вопросов стало как можно меньше.

#книга #историки #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (7304) от 23.11.2022 под заголовком ««Свои» и «чужие»».


Комментарии