Свобода эфира. Со дня изобретения радио – 125 лет

7 мая - 125 лет изобретению радио, но еще и 75 лет с тех пор, как советское правительство постановило отмечать этот день как государственный праздник. То есть накануне окончания войны считалось необходимым подчеркнуть вклад радио в Победу. И сейчас мы, как никогда, эту важность чувствуем - в «потомках» изобретения Попова: среди них и тепловизоры, которыми дистанционно измеряют температуру, и мобильники, благодаря которым мы хоть и на расстоянии, но вместе. По такому вот мобильнику мы и разговаривали с директором Мемориального музея А. С. Попова СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (первым избранным директором вуза был профессор Александр Степанович Попов) кандидатом технических наук Ларисой ЗОЛОТИНКИНОЙ.

Свобода эфира. Со дня изобретения радио – 125 лет | Картина А.Шимко. Попов принимает первую в мире   радиограмму. Репродукция.Фото ТАСС

Картина А.Шимко. Попов принимает первую в мире радиограмму. Репродукция.Фото ТАСС

- Лариса Игоревна, что вы рассказываете, допустим, школьникам, чтобы их впечатлить? Радиоприемником-то, наверное, не удивишь.

- Я говорю: у каждого из вас мобильник. А в нем реализовано то, что было изобретено Поповым и продемонстрировано публично перед учеными Петербурга, - как бы сейчас сказали, двоичным кодом: азбукой Морзе с ее точкой-тире.

То, что он сделал, было не открытие, а именно изобретение. В свое время Фарадей, Максвелл, Герц открыли, что мир пронизан электромагнитными волнами, а Попов создал аппаратуру, которая не просто «чувствует» эту волну, но умеет выделить в ней кодовую комбинацию, то есть информацию. Прежде чем радио смогло передавать голос, прошло несколько лет, и Попов до этого времени не дожил - его не стало 13 января 1906 года.

И обязательно рассказываю, каким был Попов. Он не только увлекался математикой и физикой, у него было качество, которого сейчас, пожалуй, многим не хватает: умение работать руками. В 1880 году в Петербурге состоялась первая в мире электротехническая выставка, и, работая на ней «объяснителем», студент Петербургского университета Попов на всю жизнь увлекся электротехникой. Это была тогда практически неизведанная область. Попову надо было подрабатывать - так он устроился монтером во вновь организованную фирму «Электротехник», которая занималась устройством в городе электрического освещения.

После успешной защиты кандидатской диссертации Попова по решению ученого совета Петербургского университета оставляли для подготовки к профессорскому званию! Но он выбрал преподавание в Минном офицерском классе в Кронштадте, высшем элитном учебном заведении Военно-морского флота. Тогда это было - как позже ракетостроение: передний край. И он, 23-летний, учил морских офицеров: на кораблях только-только появлялись системы освещения, телефонной связи, электродвижители.

Проблем было много, но главная - обеспечение связи между кораблями. В чем суть: передать информацию на суше можно было, скажем, с помощью электромагнитного телеграфа, но на море это было сделать нереально. Эту задачу Попов и решил. И первым делом продемонстрировал свою систему беспроводной связи в действии коллегам, членам Русского физико-химического общества. Подробнейшее описание своей системы Попов дал в статье, опубликованной в начале 1896 года в журнале общества, имевшем международную рассылку.

- Про Маркони в музее спрашивают? Или в России это не актуально?

- К сожалению, актуально. Информацию сейчас черпают в Интернете, а имя Маркони там встречается гораздо чаще, чем имя Попова.

Гульельмо Маркони - одаренный изобретатель, но еще более одаренный предприниматель. У него получилось сконструировать приемник телеграфных сигналов, передаваемых с помощью радиоволн.

Молодой человек с домашним образованием, он не мог объяснить сам физический процесс радиосвязи, поэтому власти родной Италии к его идее отнеслись, мягко говоря, скептически. Только в Англии благодаря помощи главного инженера Британского почтового ведомства Приса в июне 1896 года была подана первичная заявка, без схемы и подробного описания, затем с помощью опытных инженеров заявка была доведена до ума и подана в марте 1897 года. А патент получен лишь в июле 1897-го, и только английский. В других странах ему было отказано в выдаче патента - со ссылкой на опубликованную статью Попова. Попов практически подарил свое изобретение миру!

Вопрос, который обязательно задают посетители музея: почему Попов не заявился на патент?

- Вот именно.

- Приходится объяснять: патент - это ваше намерение производить что-то, что вы собираетесь продавать. За получение патента надо и заплатить. Когда Попов в своем физическом кабинете создавал приемник - о каком производстве могла идти речь? Тем более в России, где не было собственного электротехнического производства. Да ему и в голову не приходило зарабатывать на этом.

Есть очень важный момент, о котором редко говорят. Французский инженер и предприниматель Дюкрете после «громкой» публикации патента Маркони вспомнил, что о таком устройстве уже докладывал Попов. Дюкрете изготовил на своей фирме аппаратуру и, где бы ее ни демонстрировал - перед президентом Франции, перед французской Академией наук, - везде объявлял, что это устройство создано по «системе Попова». К нему приходили с претензиями представители Маркони, на что он отвечал: «Вот если бы Попов пришел - я бы понял...». Кстати, на Попова Дюкрете вышел сам, и первую серийную аппаратуру беспроводной телеграфии для российского флота изготавливала именно его фирма.

Еще одно обстоятельство, которое редко упоминается. Изобретена была не только система радиосвязи, но и первый радиометеорологический прибор. Во время первых опытов в апреле 1895 года в саду Минного офицерского класса обнаружилось: приемник на что-то реагирует, даже когда сигналов не передавалось. Оказалось, устройство «почувствовало» далекую грозу. Его доработали - получился грозоотметчик, о котором появились многочисленные публикации в прессе.

В целом изобретение Попова дало толчок для развития многочисленных направлений науки и техники. Например, в 1899 году он создал первый в мире детекторный приемник. Это стало началом твердотельной электроники - если говорить в современных терминах, это был первый полупроводниковый прибор. И уж тут патент с помощью фирмы Дюкрете был получен во всех развитых странах.

- Странно, что День радио стали отмечать лишь спустя 50 лет после изобретения.

- А вы знаете, уже в 1920-е годы о Попове помнили только его выдающиеся ученики. Аппаратура радиосвязи была уже другая, ламповая, и на весь мир гремел Маркони. Он уже стал нобелевским лауреатом. Правда, была и трагичная история с «Титаником»: судно было оснащено аппаратурой фирмы Маркони, но она передавала не сигнал SOS, а разработанную внутри компании другую кодировку, которую пытались ввести в мировую практику, надеясь завоевать более широкий рынок... После той трагедии суд обязал Маркони использовать общепринятый сигнал SOS.

В общем, на какое-то время Попова практически забыли. Тут нужно сказать и о не самой простой судьбе радио в нашей стране. В 1912 году в США радиолюбителям были переданы определенные радиочастоты - и начался бум радиолюбительства. А в Российской империи радиосвязь была государственной «регалией». Например, радиолюбитель Жидковский, сделавший первый любительский приемник в 1914 году, был посажен в тюрьму, хоть и ненадолго.

Только в 1921 году, уже в «другой» России, профессор Электротехнического института Имант Георгиевич Фрейман (продолжатель дела Попова, заведующий первой в России кафедрой радиотехники) на VIII электротехническом съезде, где был принят план ГОЭЛРО, заявил о необходимости развивать массовое радиолюбительство. В 1923 году появился так называемый закон о свободе эфира - и по всей стране начали создаваться кружки радиолюбителей. Имя Попова вновь зазвучало, и государство уже старалось подчеркивать, что Россия - родина радио, что именно в нашем городе первый сигнал ушел в эфир.

- Наверняка к юбилею в «ЛЭТИ» много чего готовилось - а тут вирус, не отметишь...

- 16 марта, в день рождения Попова, мы успели открыть замечательную выставку, посвященную 125-летию изобретения радио и 75-летию нашего факультета радиотехники и телекоммуникаций. А 17 марта должны были пройти общегородские научные чтения с очень насыщенной программой. Это, к огромному сожалению, сорвалось. Но 7 мая у нас откроется онлайн-выставка. И, кстати, у нас еще и 25 лет нашей коротковолновой любительской радиостанции (позывной RK1B). Несомненно, еще отметим очно и эту дату, и юбилей факультета.

 

#радио #открытие #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6674) от 07.05.2020 под заголовком «Свобода эфира».


Комментарии