Сухарик к иван-чаю. Какие продукты вошли в проект «Вкусы России»
Неделю назад мы уже говорили о «Вкусах России» – новом «съедобном» проекте, который придумало и запустило Министерство сельского хозяйства страны. По сути, это конкурс региональных брендов продуктов питания. Заявок на участие в нем было множество, специальная комиссия отобрала около пятисот. В минувшую пятницу началось всенародное голосование, которое продлится до 2 декабря.
ФОТО Натальи Ивановой/Интерпресс
Дикая пчелка, сладкий огурец
Больше всего заявок пришло из Башкирии. Что в ее списке на первом месте – гадать не приходится. Конечно же, легендарный башкирский мед! Правда, не абы какой, а конкретно – бурзянский бортевой мед.
Бурзянский район находится на территории биосферного резерванта «Башкирский Урал». Это одна из особо охраняемых природных территорий России, отличающаяся не только огромным разнообразием растительного и животного мира, но и тем, что именно здесь сохранилась древняя популяция диких пчел. И именно здесь современные пчеловоды поддерживают многовековую традицию – бортничество.
Бортью, напомним, называется улей самого простого устройства: дупло или выдолбленный чурбан, колода. Мед из бортей чаще всего темно-коричневого цвета с серовато-зеленоватым оттенком. Запах у него специфический – густой медовый аромат с примесью дымка. Особая ценность дикого меда – в его зрелости. Мед выстаивается, из него улетучивается лишняя влага, он становится гуще. И еще: бортевой мед богат фруктозой и глюкозой, а вот сахароза в нем практически отсутствует.
«Медовые» заявки на участие в конкурсе пришли и из других регионов России. Кто окажется в победителях, покажет и народное голосование, и выбор конкурсных комиссий.
Продовольственных аналогов среди соревнующихся производителей немало. Взять, к примеру, огурцы.
Припомним-ка стародавнюю поговорку: «Есть в России три столицы – Москва, Питер, Луховицы». Ну с Москвой и Питером все понятно. А Луховицы-то при чем?.. Столица российского огурца – таков неофициальный статус небольшого городка в дальнем Подмосковье.
Особенность местному огурцу дала, во-первых, сама природа. Пойменные почвы реки Оки насыщены плодородным илом и хорошо увлажнены, что особенно ценно для огородничества. В увлажненной почве, пригретые солнцем, огурчики получаются хрустящими. Во-вторых, некоторые секреты выращивания: местный стандарт качества – это пять – семь сантиметров в длину, тонкая нежно-зеленая кожица и мелкие «иголки». Живет луховицкий огурец всего два-три дня. В идеале если огурчик сорвали вечером, то на следующее утро он должен быть на прилавке.
В Луховицах открыт памятник огурцу, есть Музей огурца, проходит огуречный фестиваль, поэтому здесь считают, что конкурентов их зеленому в пупырышках попросту нет. А он есть: огурец суздальский, который не только солят и маринуют. Его варят, жарят, из него делают настойки.
В древнем городе Суздале тоже, между прочим, каждый год праздник-фестиваль проводится – День огурца. Неудивительно, что и здешние огуречники решили в конкурсе поучаствовать. Причем весьма оригинально, представив... десерт из огурца, очень похожий на варенье. Рецепт раскопали в каких-то старинных книгах времен царствования Ивана IV. Не исключено, что сам Грозный-царь любил это лакомство.
В гастрономическом лабиринте
Больше всего «соискателей» оказалось среди молочных продуктов. В основном это оригинальные кисломолочные изделия и сыры. Особняком – вологодское сливочное масло. Много мясных продуктов, кондитерских товаров и безалкогольных напитков. Большинство из них давно пользуются высоким потребительским спросом на региональных рынках, немалая часть известна на федеральном уровне.
Но есть и новые или почти забытые бренды, которые имеют хорошие перспективы развития. Возрождается, например, такой продукт, как «Смоленские конфекты». Это глазированные в сахаре фрукты, которые подавались даже к императорскому столу.
Чтобы не запутаться в съестном изобилии, участников поделили на номинации.
* «На всю страну» – бренды, входящие в реестр наименований мест происхождения товаров (НМПТ).
* «Из нашей деревни» – продукты, произведенные в местности с населением до 3 тысяч человек.
* «Вкусное рядом» – население территории до 30 тысяч человек.
* «Попробуй, полюбишь» – территория отдельного субъекта страны.
* «Ярмарка вкуса» – группа продуктов, производство которых захватывает несколько субъектов России.
* «Загляните на огонек» – бренды, имеющие перспективы по развитию туристического потенциала территории.
* «Вкус без границ» – продукция, имеющая экспортный потенциал.
* «Нас выбирают» – все заявленные бренды продуктов питания; победитель определяется путем народного голосования.
В финал должны выйти 22 бренда-участника: по три в каждой из семи первых номинаций, плюс один бренд, которому достанется больше всего голосов в народном голосовании.
В самой первой номинации – «На всю страну» – двумя брендами представлена наша Ленинградская область. В начале октября нынешнего года в государственный реестр НМПТ Роспатент занес «Выборгский крендель» и «Ивангородскую миногу».
Про круглоротую миногу, из которой получается чудный рыбный деликатес, мы упомянули в прошлом выпуске рубрики «Что – почем». Ну а что такое выборгский крендель – знает каждый, кто хотя бы раз побывал в самом Выборге.
Крендель – это не просто выпечка. Это символ средневекового Выборга. Неспроста же сам город получил определение «Крендельный». История помнит и так называемую крендельную войну, разразившуюся между двумя семьями пекарей, которые боролись за признание их хранителями «единственно верного рецепта».
Требования к изготовлению выборгских кренделей были закреплены государственным стандартом еще во времена Советского Союза.
Что предпочитают лежебоки?
В других номинациях конкурса от Ленинградской области представлены «Волосовский картофель», «Копорский чай» и «Ладожские сухари».
У сухарей история не такая продолжительная, как у кренделя, зато они успешно вписались в большой современный рынок мучной кондитерки. А точнее – в солидную ее составляющую, выделенную в отдельный сегмент под названием «рынок сухих хлебобулочных изделий». В этом же сегменте – сушки и баранки.
Еще лет десять назад потребительская аудитория, судя по соцопросам, склонна была к определению сушек/баранок/сухарей как исключительно «стариковского лакомства». Сейчас же своим традиционным «перекусоном», дополнением к чаепитию и – удивительное дело! – «едой, успокаивающей нервы», их называют студенты вузов и офисные служащие, командированные и холостяки, бизнес-вумен и... лежебоки.
Эксперты рынка объясняют это ценовой доступностью продукции, а также успешными поисками новых технологий, рецептур и подачи товара.
К сухарикам – чай. В нашем случае, конечно, копорский.
Кипрей узколистный заваривали на Руси с давних времен. Письменные упоминания об иван-чае в исторических хрониках встречаются начиная с XII столетия. Хотя ученые полагают, что напиток этот русичи знали гораздо раньше. Упоминания же о нем в XII веке связаны с крепостью Копорье, которую Александр Невский отбил у Ливонского ордена. Легенда гласит, будто бы уставший князь выпил местного чая в Копорье, после чего стал бодр и свеж.
Так это было или как-то иначе, мы можем только предполагать... Но то, что столетия спустя в Копорье основали первое производство ферментированного иван-чая – факт неопровержимый. Тогда же копорский чай стал экспортным товаром. Сушеный кипрей поставляли в страны Европы. В том числе в самую что ни на есть «чайную» Англию.
В Европе наш иван-чай называли просто «русским чаем».
История сохранила имя ученого Петра Александровича Бадмаева, врача, знатока тибетской медицины. В Петербурге в начале прошлого столетия у него была клиника для высокопоставленных особ. Там готовили настойки и отвары на основе иван-чая, обещая оздоровление и лечение разных болезней.
Перечислять полезные свойства иван-чая можно долго. Как и те недуги, с которыми он может бороться. Современные ученые обнаружили в нем флавоноиды, известные по своим антиоксидантным свойствам; минеральные вещества; кладезь всяческих витаминов; пектины, эффективные для очищения организма.
В проекте «Вкусы России» у нашего копорского чая обнаружилось несколько конкурентов. Что неудивительно: кипрей произрастает во многих регионах страны, его сбором и ферментированием занимаются и фермеры, и травники-любители. Однако в иных регионах до потребителя товар доходит только под названием «Иван-чай».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6811) от 23.11.2020 под заголовком «Сухарик к иван-чаю».
Комментарии