Судостроительная выставка «НЕВА» проходит в «Экспофоруме»

Устаревший водный транспорт России не отвечает современным вызовам, а обновление флота идет слишком медленно – как и развитие водных путей. Об острой необходимости грядущих перемен говорят сегодня участники XVI международной выставки-конференции по гражданскому судостроению, судоходству, деятельности портов, освоению океана и шельфа «НЕВА». Она проходит в петербургском «Экспофоруме» при поддержке Минпромторга и Минтранса РФ.

Судостроительная выставка «НЕВА» проходит в «Экспофоруме» | ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

ФОТО Сергея БОБЫЛЕВА/ТАСС

Выставочные стенды в этом году раскинулись на общей площади более 30 тыс. кв. метров, заняв три павильона. А в межпавильонном пространстве разместились новейшие катера, яхты и быстроходные суда на воздушной подушке. Идешь вдоль этого великолепия, где сплошь инновации – одна круче другой, и думаешь: российское судостроение на подъеме.

Отчасти это так, добрые приметы налицо. Но пока отрасль выкарабкивалась из ямы, угодив в нее из-за хронического недофинансирования, ведущие морские державы ушли вперед. Чуть ли не по всем фронтам – кроме создания ледокольного флота. Семь таких стран (Германия, Нидерланды, Испания, Финляндия и др.) развернули нынче на выставке свои стенды. Когда же наши корабелы смогут конкурировать с ними на равных и что для этого нужно?

Вопрос непростой. Национальная стратегия перезагрузки отечественного судостроения основана на таких документах, как Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. и Концепция развития внутренних водных путей. Перспективы они рисуют заманчивые, но... Смотря что брать за точку отсчета – уж точно не вчерашний день.

Грузопоток на внутренних водных путях советской страны превышал 580 млн тонн. С той поры он упал более чем в пять раз, до 109 млн тонн, и составляет 2% от грузоперевозок всей транспортной системы России: в США этот показатель – 11%, а в Китае – 8%.

Такие данные привел, открывая пленарное заседание, зам. главы Минтранса РФ Александр Пошивай. К тому же в нашей стране, где 110 тыс. км водных путей, еще полно медвежьих углов, куда добраться можно лишь по воде, а речной транспорт устарел и его мало. Хотя говорить об этом сегодня как-то неловко. Помогут ли намеченные меры улучшить транспортную доступность регионов? Конечно, уверен чиновник: идет работа по созданию Единой глубоководной системы, снижению себестоимости перевозок и увеличению периода навигации.

Но, чтобы совершить рывок на внутренних магистралях, этого мало. Нужно заменить 40% устаревшего технического флота, не говоря уже о пассажирском, который почти весь дышит на ладан. Средний возраст речных судов сегодня превышает 40 лет – морские помоложе: им в среднем 27,5 года. Срок окупаемости новых судов, тех и других, при этом большой, а кредитовать судовладельцев, у которых велики риски, банки не рвутся.

Государство вроде и подставляет плечо: есть утилизационный грант, субсидии процентной ставки по лизингу и т. д. Но делает это робко и выборочно, да и денег направляет на эти цели маловато, признает Олег Рязанцев, занимающий в Минпромторге РФ пост заместителя министра. Идея усилить субсидирование лизинга (плюс более 100 млрд рублей) за счет средств из Фонда национального благосостояния витает в воздухе. Но получится ли – неизвестно.

TASS_39775054.jpg

ФОТО Александра САФОНОВА/пресс-служба правительства Приморского края/ТАСС

Тем более что из коридоров власти доносится неизменное: на дворе рынок? Ну он и расставит все по местам. Такая установка стала на форуме предметом горячей полемики. Помилуйте, возражает Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), ни в одной стране мира судостроение не развивается без существенной господдержки. И где субсидии выше, там заметнее результат: Южная Корея или Япония.

Как знать, говорят оппоненты, подвижки-то есть. Впервые за несколько десятков лет вошел в строй «Мустай Карим», пассажирский теплоход класса «река – море». Судостроительный комплекс «Звезда» сооружает крупнотоннажные танкеры для северных морей, чего в нашей стране вообще никогда не было. В Татарстане построена «Чайка-СПГ» – первое в России речное прогулочное судно, работающее на сжиженном газе. На черноморских маршрутах ходит другое судно нового поколения – детище петербуржцев катамаран «Грифон». Создана линейка пассажирских судов на электрической тяге...

Но эти новинки появляются не при содействии властей, а вопреки ситуации, остужают пыл оптимистов корабелы. Взять малоэкипажное и беспилотное судовождение: это направление в России могло бы развиваться активнее, если бы существовала нормативная база. А суда на альтернативном топливе? Пока не будет заправочной инфраструктуры, в обеспечении которой должна содействовать власть, толку не будет и здесь, а чиновники кивают на бизнес...

Между тем поставки импортного оборудования из-за санкций обрываются, а российская продукция зачастую качеством ниже и поступает не всегда вовремя. Для петербургских верфей, строящих рыбопромысловые суда, это не новость. И пандемия обострила общую картину. По словам аналитиков, рынок отечественного судостроения в 2020-м «штормило»: в стоимостном выражении он сократился на 19% (до 173,8 млрд рублей). Отрасль испытывает дефицит платежеспособного спроса – несмотря на острую потребность в обновлении гражданского флота.

Продолжать конкурентную гонку с такими веригами, разумеется, сложно. И все же отрасль действительно на подъеме, что крайне важно. По всей стране в нее входит около 2 тыс. предприятий (включая 120 крупных судозаводов, производящих более 80% всей продукции) и 40 КБ, где трудятся 180 тыс. человек, а вместе со смежными сферами – 700 тысяч работников. Эти данные прозвучали на нынешнем форуме. Доля отрасли в ВВП доходит, по некоторым подсчетам, до 3,5% и будет расти, пусть не так быстро, как хотелось бы.

На полях конференции было подписано несколько важных соглашений. Да и долгожданных заявлений хватало. Так, в нашей стране будет применяться метод операционного лизинга водного транспорта, сообщил Евгений Дитрих, генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании. На базе Минпромторга РФ создается рабочая группа по пересмотру устаревших положений Российского морского регистра судоходства. А ОСК нынче осенью завершит-таки переезд в Петербург, заверил президент корпорации Алексей Рахманов.

#выставка #конференция #Экспофорум #судостроение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7015) от 23.09.2021 под заголовком ««Нева» после шторма».


Комментарии