2Vtzqv4Hz9U

Суда уходят на зимовку. Каким был сезон речной круизной навигации

Начавшийся для речных круизных лайнеров с большим опозданием сезон завершается: суда уходят в доки и затоны на ремонт и зимовку, а еще не выполненных рейсов остаются считанные единицы. Подводя предварительные итоги, эксперты говорят, что «слава богу, выстояли» – «могло быть хуже».

Суда уходят на зимовку. Каким был сезон речной круизной навигации | Фото Светланы Холявчук/Интерпресс

Фото Светланы Холявчук/Интерпресс

«Теперь до следующей весны... – написал недавно учредитель судоходной компании «Созвездие» Александр Соснин. – Рад, что у нас была эта навигация. Очень сложная, но эмоционально – лучшая в нашей жизни. Ведь теплоходы стали местами, где люди могли укрыться от безумия, охватившего мир, и немного успокоиться».

В самом деле одна из моих знакомых, недавно вернувшаяся из длинного двухнедельного речного круиза из Самары в Ростов-на-Дону и обратно, взахлеб рассказывала о том, «как же это было хорошо». Не первый год путешествующая на речном лайнере, она с удовольствием вспоминала подробности тура и разные приятные мелочи. Среди которых, кстати, оказался и бесплатный для нее перелет по маршруту Петербург – Самара.

«Дело в том, что я купила круиз на август, забронировав каюту-люкс еще в январе, – пояснила она. – Мне повезло: тур состоялся вовремя, изменять и доплачивать ничего не пришлось. А в качестве бонуса, как постоянному клиенту, организатор предоставил мне бесплатный перелет к месту старта круиза». Не говоря уже о том, что продолжительное путешествие на исходе лета по Волге с посещением Волгограда, Астрахани и целого ряда других городов, а также комфортные условия пребывания (в навигацию вышли только наиболее подготовленные суда) оставили у моей знакомой самые приятные впечатления. И таких, как она, минувшим летом были тысячи: именно постоянно путешествующие любители отдыха на речной воде составили костях клиентуры и поддержали отрасль на плаву.

Специалисты называют август самым успешным месяцем навигации. Ведь желающих отправиться в речные круизы по России оказалось даже больше, чем могли вместить вышедшие на линии лайнеры. «Многие суда были сняты с маршрутов в ходе оптимизации работы», – пояснил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский. А места на действующих были забронированы еще прошлыми осенью и зимой: желающих неспешно путешествовать по рекам становится все больше. К тому же нынче, в условиях пандемии, замкнутый периметр судов оказался особенно востребованным как бывалыми круизерами, так и новичками, поскольку создавал дополнительную линию защиты от неожиданной напасти.

Подсобила и «первая серия» программы по возврату стоимости туров при путешествиях по России: по отзывам многих экспертов, попавшие в нее речные круизы пользовались повышенным спросом. «Люди очень хорошо отреагировали на эту программу именно потому, что компенсацию получали от государства», – считает тот же Михайловский. А поскольку действие программы пришлось на конец навигации 2020 года, ее удалось завершить на мажорной ноте.

А ведь начиналось все с явного негатива. Во-первых, стартовала навигация почти на 1,5 – 2 месяца позже обычного, в конце июня – начале июля. Во-вторых, до последнего не было ясно, когда Роспотребнадзор даст «добро» на выход судов, а также на каких условиях можно будет выполнять круизы. В-третьих, разнобой правил в разных регионах приводил к тому, что программы туров прямо по их ходу приходилось переверстывать «на живую нитку». Заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова, к примеру, признается, что были случаи, когда теплоход приходил в тот или иной город, а он оказывался «закрыт» в связи с пандемией. «Сезон получился нервный, – делится она. – Зато опыт накоплен огромный».

Особенно досталось, конечно, экипажам работавших лайнеров: в случае чего именно им приходилось сдерживать весь негатив, который пассажиры порой выплескивали из-за тех или иных проблем, предусмотреть которые организаторы круизов зачастую не могли. Увы, на старте сезона не обошлось и без потерь: целый ряд теплоходов на маршруты так и не вышел. «Не знаю ни одного оператора, кто не сокращал бы флот и не менял бы расписание», – говорит Андрей Михайловский.

Короткая трехмесячная речная круизная навигация 2020 года выявила и некоторые особенности нынешней ситуации. Например, то, что в сегодняшних экономических условиях спрос со стороны пассажиров стал еще более поляризованным. По оценке Светланы Гончаровой, около двух третей продаж в рамках программы кешбэка пришлось на туры минимальной стоимости. Зато каждый пятый – на люксовые предложения на лайнерах, условия пребывания на которых сравнимы с лучшими зарубежными аналогами. И опыт эксплуатации таких лайнеров, как «Княжна Виктория» или «Мустай Карим», это только подтверждает.

В частности, несмотря на довольно высокую цену (от 97 тыс. рублей на человека), почти все каюты на последнем на маршрут Волгоград – Москва (с 20 по 28 октября 2020-го, с заходом еще в восемь городов на Волге по пути следования) уже проданы. Более того: достаточно успешно реализуются и туры на фешенебельные лайнеры на следующий год: уже сейчас на ряд круизов продано около 15% кают, включая размещение в отнюдь не дешевых люксах. «Клиенты, для которых качество очень важно и они готовы за него платить, есть», – делают вывод эксперты. Но не забывают и о тех, кто деньги тратит очень экономно: предложения для них на будущую навигацию тоже уже имеются в продаже.

А вот какой она станет, сейчас не очень ясно. Увы, но характерное для круизов в принципе (и речных в частности) раннее бронирование (то есть за много месяцев до старта тура) пока на паузе. Да, оно позволяет туристам сэкономить по максимуму. Но ситуация неопределенности их заметно сдерживает. И, вместо того чтобы вкладываться в будущее, люди часто предпочитают потратить средства здесь и сейчас. Не исключено, что навигация-2021 станет неким отражением нынешней, поскольку часть туров этого года уже заранее была перенесена на следующий. Но, как говорится, дорогу, даже если она проходит по воде, осилит идущий.

#круиз #реки #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6770) от 22.10.2020 под заголовком «На Волгу – от напасти».


Комментарии