Страны ОПЕК+ не собираются искусственно заменять Россию на рынке

Невзирая на все геополитические обстоятельства, нефтедобытчики из состава ОПЕК+ продолжают руководствоваться договоренностями, достигнутыми весной прошлого года. Всего десять минут понадобилось профильным министрам этих стран, чтобы договориться о плановом росте добычи нефти в мае.

Страны ОПЕК+ не собираются искусственно заменять Россию на рынке | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Напомним, год назад основные мировые производители «черного золота» дали обещание, что в случае восстановления экономики планеты после коронавируса они начнут ежемесячно повышать производство жидких углеводородов примерно на 400 тысяч баррелей. Очередной саммит ОПЕК+ подтвердил параметры этого решения. Профильные министры участников альянса посчитали, что увеличение добычи нефти в мае на плановые 432 тысячи баррелей ничем не ­навредит мировому рынку энергоресурсов. «Сохраняющиеся фундаментальные показатели рынка нефти и консенсус по прогнозам указывают на хорошо сбалансированный рынок, а наблюдаемая в настоящий момент волатильность вызвана не фундаментальными показателями, а текущими геополитическими событиями», — отметили в организации по итогам встречи.

Как известно, в соглашение ОПЕК+ входят 23 нефтедобывающие страны, включая Россию. В рамках сделки государства ­совместно контролируют производство сырья для достижения баланса между спросом и предложением на глобальном рынке углеводородов. Такая политика должна удерживать стоимость нефти от резких обвалов. Согласно графику нефтяной добычи на май, Россия и Саудовская Аравия смогут поднять ее до 113 тысяч баррелей в сутки каждая. В целом указанное общее отклонение от прежних параметров сделки незначительно, а это в свою очередь говорит о том, что участники ОПЕК+ не стали реагировать на требование Вашингтона о еще большем повышении производственных квот в связи с мировым финансовым кризисом.

С начала 2022 года нефть эталонной марки Brent на мировом рынке подорожала примерно в полтора раза и сейчас торгуется вблизи $108 за баррель. При этом в первой половине марта сырьевые цены ненадолго поднимались до $139 за баррель — самого высокого уровня с 2008 года. Ажиотажное удорожание нефти уже привело к заметному увеличению стоимости топлива в западных странах. По данным Евростата, с 28 февраля на заправках в Германии литр бензина подорожал на 13,5% — до $2,36, во Франции — на 10,5%, до $2,22, а в Нидерландах — на 11%, до $2,59. Аналогичное положение дел можно наблюдать и в США. За последний месяц цены на бензин в Соединенных Штатах выросли на 17% — до $1,12 за литр.

Об этом свидетельствуют материалы американского управления энергетической информации. По оценке ведомства, на сегодняшний день объем нефтяных резервов в США опустился до минимума за последние три с половиной года. 31 марта президент Джо Байден заявил, что принял решение направлять на рынок из стратегического запаса страны в среднем по 1 млн баррелей нефти в сутки на протяжении ближайших шести месяцев. Но с учетом того, что США ежедневно потребляют около 20 млн баррелей, это вряд ли сможет кардинально изменить положение дел с ценами на бензин.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков тоже уверен: принятых США мер будет недостаточно, чтобы компенсировать российские объемы в случае эмбарго. «На самом деле ОПЕК согласилась повысить добычу примерно на те же самые объемы, которые они и так увеличивали ежемесячно. Позиция ОПЕК в том, что, когда их просят увеличить объемы производства, они говорят: «Конечно, мы увеличиваем, у нас просто свой график». То есть, с одной стороны, они вроде бы соглашаются с США, а с другой — придерживаются нейтралитета в данном конфликте, чтобы не потерять формат ОПЕК+. Ведь если этот формат будет разрушен, его уже не вернуть. Что касается распродажи стратегических запасов США, то, во‑первых, это всего на несколько месяцев. Во-вторых, объем, который они собираются продавать, не приведет к снижению цены», — полагает эксперт. По его мнению, это, скорее, попытка сдержать рост цен в дальнейшем, потому что потребление увеличивается все больше и больше, миру не хватает нефти. Но добыча теми же темпами не увеличивается, поэтому американцы высвобождают стратегические запасы, чтобы попытаться хотя бы предотвратить дальнейший рост. А поскольку запасов не так много, рассуждает Юшков, они пытаются подключить и всех остальных — от Великобритании до Японии. «Но мы уже видели эту историю в 2021 году, когда и Япония, и европейские страны обещали что‑то там высвобождать, однако рост цен на нефть как был, так и остался. Заменить Россию такими объемами невозможно, и они это понимают. Но, из‑за того, что они сами ввели санкции против российской нефти, из‑за того, что под санкционным давлением многие европейские трейдеры отказываются приобретать наше сырье, потому что не понимают, что конкретно запрещено, а что разрешено, объемы на рынке будут снижаться и дальше», — считает аналитик.

По мнению заместителя генерального директора Института национальной энергетики Александра Фролова, в будущем, если конфронтация с Европой не закончится, России придется переориентироваться на восточное направление. Тем более что предпосылки к росту значения Азии в российской структуре поставок возникали еще до нынешнего года. Как напоминает Фролов, на десять лет раньше, чем предполагалось, был выведен нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», что было связано с более быстрым ростом нефтяных аппетитов в регионе. «Для России расширение поставок на Восток — задача, которая уже находилась в процессе реализации, но теперь будет претворяться в жизнь ускоренными темпами, в том числе благодаря сделке ОПЕК+», — прогнозирует эксперт.

«С другой стороны, решение стран — участниц соглашения продемонстрировало и другой довольно неприятный для США факт относительно их положения в нынешней нефтяной игре. Фактически решение ОПЕК+ лишь немного увеличить добычу говорит о том, что Эр-Рияд решил сохранить верность сделке и пойти против желаний Вашингтона. Тренд на поддержание баланса между спросом и предложением сохраняется», — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. По его словам, для России это очень хорошо: англичане и американцы уговаривали ОПЕК+ увеличить добычу нефти в гораздо больших объемах, чтобы заместить поставки из России. «На самом деле из всех стран-участниц единственные, кто реально может сильно увеличить добычу, это Саудовская Аравия и ОАЭ. Но они не пошли на значительное увеличение добычи. Значит, им не очень нравятся предложения США. Да и вообще американцы сильно всех напугали своим залихватским курсом на арест долларов, активов и так далее», — резюмирует эксперт.


#рынок #Россия #ОПЕК+

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7146) от 08.04.2022 под заголовком «Нефтяное единство».


Комментарии