Страны альянса наконец‑то определились со своим очередным руководителем

Уходящий премьер-министр Нидерландов Марк Рютте станет новым генсеком НАТО, в ближайшее время его кандидатуру поддержит президент Румынии Клаус Йоханнис, который являлся единственным соперником голландца в борьбе за этот пост, сообщает голландский телеканал NOS.

Страны альянса наконец‑то определились со своим очередным руководителем | ФОТО Renate Dreyer on Unsplash

ФОТО Renate Dreyer on Unsplash

Как известно, действующий генсек НАТО Йенс Столтенберг, который находится во главе альянса уже более 10 лет, давно исчерпал срок своих полномочий, но их волюнтаристски продлевали из‑за невозможности в 2022 – 2023 годах договориться о новой кандидатуре. Осенью нынешнего года норвежец все‑таки вынужден будет оставить пост генсека, с 1 октября он уйдет в отставку и, видимо, вернется в политику своей родной Норвегии, чьим премьер-министром он был дважды: в 2000 – 2001 и 2005 – 2013 годах. При этом ясности по кандидатуре его сменщика до недавнего времени не было. И вот теперь, похоже, ­проблема разрешилась.

Официально имя нового генсека должно быть названо участниками саммита альянса, который пройдет в Вашингтоне с 9 по 11 июля. О том, что голосование там будет формальностью и что единственную кандидатуру согласуют заранее, журналистам заявляла постпред США при НАТО Джулиан Смит. «Это решение, которое должно быть принято на основе консенсуса», — напомнила она.

Следует отметить, что последние лет двадцать назначение генсека НАТО превратилось в нечто похожее на выборы императора Священной Римской империи в Средние века: масса претендентов со своими группами поддержки из мелких княжеств, интриги и итоговая победа представителя крупной династии типа Габсбургов. В роли Габсбургов ныне выступают США, которые успешно навязывали европейским союзникам свою кандидатуру после ухода в 2009 году Хавьера Соланы. Как правило, это были представители северных народов — скандинавы и голландцы.

Но в последнее время возникла очень неожиданная конкуренция, в которой появились самовыдвиженцы и стали образовываться в разных конфигурациях коалиции, в основном из стран Восточной Европы. Помимо чисто регионального противостояния между тремя устойчивыми кланами (США, «старые» страны НАТО и «новые») появились и новые векторы конкуренции. Есть, во‑первых, так называемый гендерный момент, как к нему не относись. Именно на него и напирала эстонская премьерша Кая Каллас. Кроме нее на пост претендовали и другие дамы — премьер-министр Дании Метте Фредериксен и даже Урсула фон дер Ляйен.

Для очень амбициозной Каллас, как и для многих подобных деятелей из Прибалтики и Восточной Европы, общеевропейские структуры — новая карьерная ступень. Эстония в какой‑то момент оказалась для нее слишком маленькой, и Каллас стала, по сути, самовыдвиженкой, эксплуатируя как раз два крупнейших новых фактора современной политики Запада — гендерный и русофобию. Но Каллас сильно перестаралась. Она настолько погрузилась в антироссийскую риторику, что перестала отвечать дипломатическому критерию договороспособности. Грубо говоря, на позиции генсека, как и на других ключевых позициях европейской бюрократии, должен находиться человек, с которым Моск­ва все‑таки будет иметь дело, когда ситуация изменится. Каллас же наговорила в итоге на объявление в розыск Следственным комитетом РФ. Следовательно, вести с ней переговоры Россия уже не станет, и Каллас утратила возможность претендовать на данную должность.

Как известно, решающую роль в определении кандидатуры главной фигуры в НАТО играет Вашингтон. Американцы уже достаточно давно определились со своим человеком — Марком Рютте. Еще весной официальный представитель совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби заявил: «США дали понять союзникам, что, по нашему мнению, Рютте был бы отличным генсеком». Фигура голландца устраивала и большинство других стран НАТО. Рютте известен как опытный переговорщик, умеющий согласовывать интересы разных стран и находить компромисс там, где это кажется невозможным. Но и особой приязни к России он никогда не выказывал. Собственно, это то, что для генсека альянса и требуется сейчас больше всего.

Американцы уже достаточно давно определились со своим человеком — Марком Рютте. Но тут вмешался венгерский премьер Виктор Орбан.

Но тут в пику большинству выступил главный возмутитель европейского, а в данном случае и натовского спокойствия премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он подговорил своих соседей — румын выступить в альянсе и предложить в генсеки НАТО президента Румынии Клауса Йоханниса. К двойке «заговорщиков» также по своим причинам присоединились Словакия и Турция. Поскольку для назначения на данный пост необходимо получить поддержку от всех 32 стран — членов альянса, быстро и беспроблемно американцам решить кадровую ­проблему не удалось. Свой план хитроумный Орбан упаковал в красивую обертку: мол, представитель Восточной Европы еще ни разу не был генсеком НАТО. При этом в Будапеште не хотели бы видеть на этой должности, скажем, поляка или чеха, которые легко стали бы инструментами политики США или «старой» Европы. Йоханнис представлялся кроме всего прочего фигурой удобной для Германии: по национальности он не румын, а трансильванский сакс (немец) с родным немецким языком и учебой в ФРГ.

Впрочем, как показывают последние события, план Орбана не сработал или все‑таки сработал, если он заключался не в принципиальных разногласиях по кандидатуре главы НАТО, а являлся попыткой венгерского лидера улучшить свои позиции и добиться неких договоренностей с будущим руководством. Рютте и Орбан провели переговоры в понедельник вечером. Во вторник, 18 июня, нидерландский политик объявил о том, что прогресса удалось достичь. Рютте сказал, что смотрит на перспективу изменения позиции Венгрии «с осторожным оптимизмом». Газета The Financial Times, напротив, сообщила, что венгерское согласие на эту кандидатуру — дело решенное. По данным источников издания, Рютте пообещал, что не будет слишком давить на Орбана, требуя большей поддержки Украины. За Венгрией оставят право не участвовать в действиях НАТО по украинско-российскому конфликту за пределами территории стран НАТО. Иначе говоря, Орбан выторговал у будущего генсека обещание не направлять ни в коем случае венгерских военных на Украину. Эту важнейшую уступку венгерский премьер уже обсуждал в ходе недавнего визита Столтенберга в Будапешт.

В пользу того, что компромисс достигнут, говорит и изменение позиции Словакии. Президент страны Петер Пеллегрини заявил во вторник, что, хотя словаки хотели бы видеть генсеком НАТО представителя Центральной или Восточной Европы (то есть Йоханнеса), решено все‑таки поддержать кандидатуру Рютте. По словам словацкого президента, в обмен страна рассчитывает на помощь НАТО в обеспечении средствами ПВО. Словакия ранее передала Украине свой единственный зенитно-ракетный комплекс С-300. Решение о поставке взамен американских комплексов Patriot уже принято, но пока они до места назначения не дошли.

Так что, скорее всего, информация голландской телекомпании соответствует действительности и этой осенью НАТО получит своего нового, четырнадцатого по счету, генсека.


#НАТО #политика #Нидерланды

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7687) от 20.06.2024 под заголовком «Новая метла в НАТО?».


Комментарии