«Странное поражение» Макрона. Что показали региональные выборы во Франции

В конце июня во Франции состоялись выборы региональных и департаментских советов. По большому счету их итоги не стали сенсационными, но всем основным политическим силам страны имеет смысл понять уроки этого голосования.

«Странное поражение» Макрона. Что показали региональные выборы во Франции  | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В утешение лишь Гваделупа

Исторически Франция является унитарной республикой, однако запущенный еще четыре десятилетия назад процесс децентрализации способствовал подъему роли департаментов и особенно регионов в политико-институциональной области. Решаемые на местном уровне вопросы образования, здравоохранения, развития транспортной системы, культуры и так далее находятся как раз в сфере компетенции региональных инстанций. Политически должность председателя департаментского и прежде всего регионального совета не только почетна, но и объективно дает ее обладателю национальную известность.

Как известно, результаты президентских и парламентских выборов 2017 года привели к глубоким политическим потрясениям во Франции: на олимп власти взошла инициированная Эммануэлем Макроном сила –  партия «Вперед, республика!» (ВР). Располагающаяся в центре французской политики, эта новая партия сумела немало «отъесть» (и в кадровом плане, и с точки зрения депутатских мандатов) как у лево-, так и у правоцентристов.

Однако чтобы еще больше утвердиться в национальной политике, партии Макрона необходимо было нарастить мускулы на местном и региональном уровнях. Кампании 2020 и 2021 гг. показывают, что этот стратегический план не был выполнен. В прошлом году на муниципальных выборах сторонники президента не сумели одержать победы в самых знаковых городах. Аналогичная ситуация и после июньского голосования.

И это несмотря на то что на штурм регионов были пущены многие видные члены команды Макрона, включая министров. Однако результат вышел скверным. Председатель нижней палаты парламента –  национального собрания –  Ришар Ферран не был даже переизбран в региональный совет Бретани, а мандат департаментского советника премьер-министра Жана Кастекса оказался после голосования у левых сил.

При очень незначительной явке избирателей (в целом она не превысила по стране и 35% граждан) партия ВР уже в первом туре показала очень посредственные показатели. Выйдя в ряде регионов во второй тур (во Франции в нем могут участвовать, кроме президентских выборов, более чем два списка или кандидата), центристы не сумели добиться даже второго итогового места. Все попытки победить собственно во французских регионах завершились фиаско.

Победу партия Макрона одержала лишь в карибском заморском регионе –  на Гваделупе. Как отмечает главный политический союзник президента Пятой республики лидер центристского Демократического движения Франсуа Байру, итоги выборов означают «очень суровое предупреждение для большинства».

Правые в засаде

Результаты выборов 2017 года стали очень большим разочарованием для умеренных правых, которые в прошлом всякий раз сменяли растерявших популярность социалистов во власти. Пожалуй, впервые в истории Франции правоцентристский кандидат не вышел во второй тур президентских выборов, а ведущая партия этого спектра –  «Республиканцы», –  хоть и сохранила статус второй по влиянию партии страны, понесла заметные потери как в голосах, так и в мандатах.

Однако правоцентристские настроения еще заметно укоренены во Франции. Верхняя палата парламента –  сенат –  продолжает находиться под контролем правого лагеря, как и большая часть малых и средних городов страны. Хотя выборы 20 и 27 июня и показали, что самые популярные правые партии –  «Республиканцы» и Национальное объединение (НО) –  потеряли в мандатах региональных советников, общая победа одержана прежде всего правым центром.

Так, «Республиканцы» и их правоцентристские союзники сохраняют контроль над большинством (почти над шестьюдесятью) департаментов страны. В метрополии («внутренней» Франции) их победы над левыми выглядят вроде бы не столь убедительно (7 регионов у правых, 5 у левых). Но ведь речь идет о победе «Республиканцев» и их союзников в самых знаковых для Пятой республики регионах, таких, например, как столичный Иль-де-Франс или Прованс –  Альпы –  Лазурный берег с центром в Марселе. Любопытно, что все те правоцентристские политики, которые дают понять, что готовы в следующем году выдвинуться от своего лагеря в качестве альтернативы Эммануэлю Макрону (Валери Пекресс, Лоран Вокье, Ксавье Бертран), были успешно переизбраны как председатели региональных советов.

Для партии Марин Ле Пен Национальное объединение итоги выборов следует признать разочаровывающими. Националистам не достался ни один регион, ни один департамент. Там, где НО удавалось выходить во второй тур, против него играл фактор «республиканского фронта», объединяющий по факту очень широкий круг избирателей –  от левых и экологистов до правого центра. Сама Марин Ле Пен считает, что в неуспехе ее партии виновата прежде всего низкая явка избирателей. При этом, по словам лидера НО, итоги региональных выборов показывают, что «мобилизация является ключом к победе». А вот ее отец Жан-Мари Ле Пен, исторический основатель Национального фронта –  партии, преемницей которой и выступает ныне НО, полагает, что крайне правым необходимо радикализироваться, вернуться к основам националистической идеологии.

Как бы то ни было, но тот факт, что правые кандидаты одержали верх в 40% кантонов –  одномандатных департаментских округах, несомненно, показывает: правоцентристы остаются мощной политической силой, с которой действующей власти придется считаться сейчас и в будущем.

Левых спасет лишь объединение сил

Комментируя общие результаты региональных и департаментских выборов для левого лагеря, наиболее авторитетная ежедневная политическая газета Парижа «Ле Монд» констатирует, что внутри французских левых «на этот раз не имеется ни победителей, ни проигравших». Очевидно, что после разгрома 2017 года, когда левые кандидаты не сумели попасть даже в тройку лидеров, левые силы Франции сумели, что называется, прийти в себя. Об этом свидетельствуют и итоги муниципальных выборов прошлого года. В конце концов именно левые и экологисты контролируют сегодня большую часть самых крупных городов республики.

Что касается результатов июньских выборов, то пять регионов, которыми левые силы руководили во главе с социалистами внутри Франции, за ними же и остались. Во многом это произошло благодаря способности левых объединять свои усилия перед вторым туром. В целом они сумели дополнительно выиграть по стране около 90 мандатов в региональном совете, после голосования левые возглавляют 25 департаментов. На региональном и департаментском уровнях ведущей левой силой остается Социалистическая партия (СП), хотя заметно выросло число региональных и департаментских советников и от партии «Европа Экология –  Зеленые» (ЕЭЗ).

Тем не менее итоги региональных выборов показали, что электоральный ресурс французских левых все же весьма ограничен, он вряд ли превышает 30%. Здесь уместно напомнить, что совсем недавно в Пятой республике отмечали 40 лет со дня победы на выборах главы страны Франсуа Миттерана, ставшего первым президентом-социалистом в истории Франции. Так вот тогда, сорок лет назад, левых в стране поддерживали более половины избирателей. Разумеется, крайне неэффективное, неудачное пятилетие Франсуа Олланда у власти (2012 –  2017 гг.) объективно способствовало снижению влияния социалистов и других сегментов левого движения Франции.

Сегодня очевидно, что, если левые силы не желают повторения ситуации 2017 года, когда во второй тур президентских выборов вышли Макрон и Ле Пен, им может помочь только объединение всех реальных сил этого политического спектра. Однако политологи считают, что подобный сценарий пока не просматривается.

Да, социалисты и «зеленые» ведут политические консультации, на региональных выборах во многих регионах они сумели сомкнуть свои ряды уже с первого тура, но обе эти левые партии настроены в текущем году проводить собственные первичные выборы. И смогут ли после этого СП и ЕЭЗ договориться о едином кандидате –  большой дискуссионный вопрос. Но даже в этом случае нужно иметь в виду, что радикальные левые силы не готовы отказываться от борьбы во имя единства. Так, самый известный левый кандидат лидер движения «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон «в любом случае» настроен выдвинуть свою кандидатуру. Аналогичную позицию заняло и руководство французской Коммунистической партии.

Все сценарии возможны?

Анализ результатов только что прошедших региональных и департаментских выборов вроде бы свидетельствует о том, что сценарий повторения ситуации 2017 года (Макрон против Ле Пен во втором туре) стал маловероятен. Но не будем торопить события. Действительно, традиционные партии в стране, прежде всего «Республиканцы» и СП, сохранили свои лидирующие позиции на региональном и департаментском уровнях, как они сделали то же самое в масштабе муниципалитетов год назад.

Однако нужно иметь в виду, что во Франции на выборах местного и регионального уровней явка электората всегда на несколько порядков ниже, чем на президентских или парламентских выборах. И сегодня социологи чуть ли не в унисон утверждают, что главными жертвами высокого уровня абсентеизма (политической пассивности) французских избирателей в минувшем июне стали партия президента –  ВР –  и НО. Тогда как, наоборот, «ядерный электорат» традиционных партий оказался более активным.

Не зря, видимо, газета деловых кругов «Ля Трибюн» говорит о «странном поражении Эммануэля Макрона». Странном потому, что его персональный рейтинг доверия в июне даже вырос, дойдя до отметки 39%. При этом Макрон все больше популярен среди молодых французов. Сыграли в пользу действующего президента и отказ от антикоронавирусных ограничительных мер (включая отмену комендантского часа и правила обязательного ношения масок вне общественных помещений), и, разумеется, фиксируемое уменьшение числа заболевших COVID-19. Социальные и экономические действия власти разделяют далеко не все французы (например, снова поднимаемую тему увеличения пенсионного возраста), но и ряды жестких противников этой политики особо не растут. Как бы то ни было, опросы показывают: проходи президентские выборы сейчас, Макрон мог бы рассчитывать на поддержку 29 –  31% избирателей с почти гарантированной победой во втором туре.

Гарантированной потому, что, как свидетельствуют те же соцопросы, в соперники действующему главе государства во втором туре снова должна попасть лидер НО Марин Ле Пен, которая могла бы рассчитывать на поддержку 23 –  25% избирателей. Естественно, такое вполне возможно, если электорат ВР и НО, что называется, проснется. Поведение этих избирателей на июньских выборах показало, что в противном случае и «Республиканцы», и левые во главе с социалистами вполне могут вклиниться в борьбу за Елисейский дворец. Так что мэр Парижа, возможный кандидат в президенты Франции от СП Анн Идальго, видимо, права, когда сразу после окончания региональных выборов сказала: для французской политики «никакой сценарий сегодня не написан заранее».



#выборы #Франция #политика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (6962) от 09.07.2021 под заголовком ««Странное поражение» Макрона».


Комментарии