Стоянка вечная, как память

В Центральном военно-морском музее состоялась встреча с представителями международной Ассоциации исторических морских кораблей.

Стоянка вечная, как память | Фото: Pixabay / Free-Photos

Фото: Pixabay / Free-Photos

Созданная в 1996 году, ассоциа­ция предназначена для сохране­ния выдающихся исторических судов. За многочисленность и разнообразие «объектов хране­ния» ее называют «третьим по величине флотом мира». В со­ставе этого «флота», к примеру, старейший военный корабль американских военно-воздуш­ных сил парусный фрегат « Кон- ститьюшн»; линкор «Миссури», на борту которого 2 сентября 1945 года был подписан договор о капитуляции Японии во второй мировой войне; линкор «Алаба­ма», который вместе с советски­ми судами эскортировал бри­танские полярные конвои в Мур­манск в 1942 – 1943 годах.

Россия вступила в ассоциа­цию в 2002 году. В «третий флот» вошли крейсер «Аврора», ледо­кол « Красин» и дизель-электри­ческая подводная лодка «Б-413» из калининградского музея Ми­рового океана. Разумеется, их состояние прежде всего беспо­коило представителей ассоциа­ции Томаса Зейгентейлера и Джозефа Ломбарди, несколько дней гостивших на невских бе­регах по приглашению Гене­рального консульства США в Санкт-Петербурге.

Состояние «подведомствен­ных» судов они нашли превос­ходным. Бурный восторг вызвал у них и сам город, в котором они побывали впервые и в котором, судя по их словам, их встретили чрезвычайно гостеприимно и тепло.

В завершение довольно плот­ной программы пребывания гос­ти устроили для специалистов и представителей прессы неболь­шой семинар по обмену опытом сохранения исторических судов.

Жизнерадостный в отутюжен­ной, с иголочки, морской форме, Зейгентейлер – контр-адмирал в отставке. 14 лет бороздил мо­ря и океаны, потом еще 20 руко­водил строительством кораб­лей. Ныне – исполнительный директор линкора «Нью-Джер­си», занявшего вечную стоянку у набережной городка Кэмден близ Филадельфии. Линкор вступил в строй в 1942 году и прошел несколько войн: Вторую мировую, корейскую, вьетнам­скую, войну в Заливе. Участво­ вал в 19 морских сражениях, «разруливал» кризис в Ливане... В чьих руках он был орудием и какие интересы отстаивал – это дело политиков. Но так или ина­че линкор – живая история. И потому группа, скажем так, не­равнодушных людей решила со­хранить его для потомков.

Прежде всего, пояснил Зей­гентейлер, надо понять, что го­сударство ни в эту, ни в другие подобные акции денег не вкла­дывает. Разве что муниципаль­ные власти «подарят» судну бес­платную стоянку. Все остальное – частный капитал. Что касает­ся «Нью-Джерси», то деньги на его консервацию и музеефици- рование собрали ветераны ко­рабля. Всего их, как выяснилось, набралось 55 тысяч. Из них на призыв о помощи, переданный по телевидению, откликнулись 2,5 тысячи. Для доведения спи­санного линкора «до ума» пона­добилось 250 тысяч человекоча­сов работы. В широко разрекла­мированной кампании участво­вали множество волонтеров-добровольцев, подключились общественные организации, по­шли благотворительные взносы от фирм.

Параллельно с работами на борту шло строительство специ­ального пирса. Пирс получился великолепный, с гордостью го­ворит Зейгентейлер: каменные стены, стальные опоры, башен­ки с лифтами. Инвалиды могут подниматься на борт прямо в ко­лясках. Увы, для ветеранов лин­кора, постоянно тут бывающих, это более чем актуально – да­леко не все из них уже могут, как в молодости, легко взбегать по трапам...

На жизнь свою линкор зараба­тывает сам. Ежегодный его бюд­жет – 6 миллионов долларов. Для этого он принимает в год около 350 тысяч посетителей, предоставляя им самые разные виды услуг. На борту 4 больших экспозиционных зала, подробно рассказывающих об истории ко­рабля. Но кроме экскурсий на судне можно проводить лекции, семинары, банкеты. Можно ку­пить разнообразные сувениры и даже... переночевать в настоя­щей каюте. Только плати! Влас­ти штата довольны – линкор обеспечил им постоянный при­ток туристов, оставляющих не­малые деньги в местной казне.

Музеев, подобных описанно­му, в США – 48. Экспонируется в них около сотни исторических кораблей – эсминцы и линкоры, подводные лодки и авианосцы. Второй из гостей, Джозеф Лом­барди, сотрудник океанической технической службы, специа­лист по консервации корпусов кораблей-музеев, большую часть из них, что называется, по­трогал своими руками.

Как сохранить исторический корабль? О, это очень непросто! Прежде всего нужно получить на это разрешение. Государство отдаст вам ненужную ему посу­дину даром, но сначала докажи­те, что сможете с ней справить­ся. Представьте проект рекон­струкции, опишите источники финансирования, расскажите, где будет судно стоять, не будет ли мешать судоходству, загряз­нять окружающую среду и про­чее. Получив разрешение, от­буксируйте будущий музей к ре­монтному причалу, а если нужно – в док. Откачайте воду с неф­тесодержащими продуктами, тщательно очистите корпус внутри и снаружи, обеспечьте его водонепроницаемость – ведь стоять ему предстоит все же не на суше. Разумеется, при этом разные ненужные военные штучки-дрючки должны быть сняты, а опасные люки и проемы тщательно заварены. Конечно, создание музейной экспозиции потребует специальных знаний, терпения, любви к истории. И, разумеется, немалых денег.

Что ж, граждане самого бога­того государства мира, навер­ное, могут себе позволить такие вот «причуды». Но дело, разуме­ется, не только в богатстве. В США, как пояснил Ломбарди, сейчас буквально «историчес­кий бум». Нация осознает себя, пытается доказать свое вели­чие, фиксируя чуть не каждый штрих не столь уж богатой, по сравнению, скажем, с той же Ев­ропой, истории...

Что говорить? Опять делать вы­вод не в нашу пользу? Опять по­сыпать голову пеплом – ведь и у нас история, слава богу, не сла­бая. Уж покруче штатовской, это точно. И у нас были и еще оста­лись прославленные историчес­кие корабли, участники славных сражений и походов. Только боль­шая часть из них идет «на иголки», а то и продается за границу по це­не металлолома. Да и до них ли, честно говоря, действующий бы флот прокормить. Только вот, ког­да слышишь об очередной причу­де очередного олигарха наподо­бие покупки зарубежного фут­больного клуба, становится горь­ко. Еще совсем недавно наш про­славленный « Красин», что назы­вается, висел на волоске, ходил «с шапкой по кругу». Город не мог обеспечить даже мизерных его потребностей, а никто из олигар­хов и не шелохнулся...

А корабли уходят в небытие. Исчезают в пучине беспамятст­ва. Будущим поколениям оста­нутся от них в лучшем случае лишь музейные модели да кар­тинки в выцветших книжках.

#корабли #музей #конференция

Комментарии