Стоянка вечная, как память
В Центральном военно-морском музее состоялась встреча с представителями международной Ассоциации исторических морских кораблей.
Фото: Pixabay / Free-Photos
Созданная в 1996 году, ассоциация предназначена для сохранения выдающихся исторических судов. За многочисленность и разнообразие «объектов хранения» ее называют «третьим по величине флотом мира». В составе этого «флота», к примеру, старейший военный корабль американских военно-воздушных сил парусный фрегат « Кон- ститьюшн»; линкор «Миссури», на борту которого 2 сентября 1945 года был подписан договор о капитуляции Японии во второй мировой войне; линкор «Алабама», который вместе с советскими судами эскортировал британские полярные конвои в Мурманск в 1942 – 1943 годах.
Россия вступила в ассоциацию в 2002 году. В «третий флот» вошли крейсер «Аврора», ледокол « Красин» и дизель-электрическая подводная лодка «Б-413» из калининградского музея Мирового океана. Разумеется, их состояние прежде всего беспокоило представителей ассоциации Томаса Зейгентейлера и Джозефа Ломбарди, несколько дней гостивших на невских берегах по приглашению Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.
Состояние «подведомственных» судов они нашли превосходным. Бурный восторг вызвал у них и сам город, в котором они побывали впервые и в котором, судя по их словам, их встретили чрезвычайно гостеприимно и тепло.
В завершение довольно плотной программы пребывания гости устроили для специалистов и представителей прессы небольшой семинар по обмену опытом сохранения исторических судов.
Жизнерадостный в отутюженной, с иголочки, морской форме, Зейгентейлер – контр-адмирал в отставке. 14 лет бороздил моря и океаны, потом еще 20 руководил строительством кораблей. Ныне – исполнительный директор линкора «Нью-Джерси», занявшего вечную стоянку у набережной городка Кэмден близ Филадельфии. Линкор вступил в строй в 1942 году и прошел несколько войн: Вторую мировую, корейскую, вьетнамскую, войну в Заливе. Участво вал в 19 морских сражениях, «разруливал» кризис в Ливане... В чьих руках он был орудием и какие интересы отстаивал – это дело политиков. Но так или иначе линкор – живая история. И потому группа, скажем так, неравнодушных людей решила сохранить его для потомков.
Прежде всего, пояснил Зейгентейлер, надо понять, что государство ни в эту, ни в другие подобные акции денег не вкладывает. Разве что муниципальные власти «подарят» судну бесплатную стоянку. Все остальное – частный капитал. Что касается «Нью-Джерси», то деньги на его консервацию и музеефици- рование собрали ветераны корабля. Всего их, как выяснилось, набралось 55 тысяч. Из них на призыв о помощи, переданный по телевидению, откликнулись 2,5 тысячи. Для доведения списанного линкора «до ума» понадобилось 250 тысяч человекочасов работы. В широко разрекламированной кампании участвовали множество волонтеров-добровольцев, подключились общественные организации, пошли благотворительные взносы от фирм.
Параллельно с работами на борту шло строительство специального пирса. Пирс получился великолепный, с гордостью говорит Зейгентейлер: каменные стены, стальные опоры, башенки с лифтами. Инвалиды могут подниматься на борт прямо в колясках. Увы, для ветеранов линкора, постоянно тут бывающих, это более чем актуально – далеко не все из них уже могут, как в молодости, легко взбегать по трапам...
На жизнь свою линкор зарабатывает сам. Ежегодный его бюджет – 6 миллионов долларов. Для этого он принимает в год около 350 тысяч посетителей, предоставляя им самые разные виды услуг. На борту 4 больших экспозиционных зала, подробно рассказывающих об истории корабля. Но кроме экскурсий на судне можно проводить лекции, семинары, банкеты. Можно купить разнообразные сувениры и даже... переночевать в настоящей каюте. Только плати! Власти штата довольны – линкор обеспечил им постоянный приток туристов, оставляющих немалые деньги в местной казне.
Музеев, подобных описанному, в США – 48. Экспонируется в них около сотни исторических кораблей – эсминцы и линкоры, подводные лодки и авианосцы. Второй из гостей, Джозеф Ломбарди, сотрудник океанической технической службы, специалист по консервации корпусов кораблей-музеев, большую часть из них, что называется, потрогал своими руками.
Как сохранить исторический корабль? О, это очень непросто! Прежде всего нужно получить на это разрешение. Государство отдаст вам ненужную ему посудину даром, но сначала докажите, что сможете с ней справиться. Представьте проект реконструкции, опишите источники финансирования, расскажите, где будет судно стоять, не будет ли мешать судоходству, загрязнять окружающую среду и прочее. Получив разрешение, отбуксируйте будущий музей к ремонтному причалу, а если нужно – в док. Откачайте воду с нефтесодержащими продуктами, тщательно очистите корпус внутри и снаружи, обеспечьте его водонепроницаемость – ведь стоять ему предстоит все же не на суше. Разумеется, при этом разные ненужные военные штучки-дрючки должны быть сняты, а опасные люки и проемы тщательно заварены. Конечно, создание музейной экспозиции потребует специальных знаний, терпения, любви к истории. И, разумеется, немалых денег.
Что ж, граждане самого богатого государства мира, наверное, могут себе позволить такие вот «причуды». Но дело, разумеется, не только в богатстве. В США, как пояснил Ломбарди, сейчас буквально «исторический бум». Нация осознает себя, пытается доказать свое величие, фиксируя чуть не каждый штрих не столь уж богатой, по сравнению, скажем, с той же Европой, истории...
Что говорить? Опять делать вывод не в нашу пользу? Опять посыпать голову пеплом – ведь и у нас история, слава богу, не слабая. Уж покруче штатовской, это точно. И у нас были и еще остались прославленные исторические корабли, участники славных сражений и походов. Только большая часть из них идет «на иголки», а то и продается за границу по цене металлолома. Да и до них ли, честно говоря, действующий бы флот прокормить. Только вот, когда слышишь об очередной причуде очередного олигарха наподобие покупки зарубежного футбольного клуба, становится горько. Еще совсем недавно наш прославленный « Красин», что называется, висел на волоске, ходил «с шапкой по кругу». Город не мог обеспечить даже мизерных его потребностей, а никто из олигархов и не шелохнулся...
А корабли уходят в небытие. Исчезают в пучине беспамятства. Будущим поколениям останутся от них в лучшем случае лишь музейные модели да картинки в выцветших книжках.
Комментарии