Стоянка вечная, как память

В Центральном военно-морском музее состоялась встреча с представителями международной Ассоциации исторических морских кораблей.

Стоянка вечная, как память | Фото: Pixabay / Free-Photos

Фото: Pixabay / Free-Photos

Созданная в 1996 году, ассоциа­ция предназначена для сохране­ния выдающихся исторических судов. За многочисленность и разнообразие «объектов хране­ния» ее называют «третьим по величине флотом мира». В со­ставе этого «флота», к примеру, старейший военный корабль американских военно-воздуш­ных сил парусный фрегат « Кон- ститьюшн»; линкор «Миссури», на борту которого 2 сентября 1945 года был подписан договор о капитуляции Японии во второй мировой войне; линкор «Алаба­ма», который вместе с советски­ми судами эскортировал бри­танские полярные конвои в Мур­манск в 1942 – 1943 годах.

Россия вступила в ассоциа­цию в 2002 году. В «третий флот» вошли крейсер «Аврора», ледо­кол « Красин» и дизель-электри­ческая подводная лодка «Б-413» из калининградского музея Ми­рового океана. Разумеется, их состояние прежде всего беспо­коило представителей ассоциа­ции Томаса Зейгентейлера и Джозефа Ломбарди, несколько дней гостивших на невских бе­регах по приглашению Гене­рального консульства США в Санкт-Петербурге.

Состояние «подведомствен­ных» судов они нашли превос­ходным. Бурный восторг вызвал у них и сам город, в котором они побывали впервые и в котором, судя по их словам, их встретили чрезвычайно гостеприимно и тепло.

В завершение довольно плот­ной программы пребывания гос­ти устроили для специалистов и представителей прессы неболь­шой семинар по обмену опытом сохранения исторических судов.

Жизнерадостный в отутюжен­ной, с иголочки, морской форме, Зейгентейлер – контр-адмирал в отставке. 14 лет бороздил мо­ря и океаны, потом еще 20 руко­водил строительством кораб­лей. Ныне – исполнительный директор линкора «Нью-Джер­си», занявшего вечную стоянку у набережной городка Кэмден близ Филадельфии. Линкор вступил в строй в 1942 году и прошел несколько войн: Вторую мировую, корейскую, вьетнам­скую, войну в Заливе. Участво­ вал в 19 морских сражениях, «разруливал» кризис в Ливане... В чьих руках он был орудием и какие интересы отстаивал – это дело политиков. Но так или ина­че линкор – живая история. И потому группа, скажем так, не­равнодушных людей решила со­хранить его для потомков.

Прежде всего, пояснил Зей­гентейлер, надо понять, что го­сударство ни в эту, ни в другие подобные акции денег не вкла­дывает. Разве что муниципаль­ные власти «подарят» судну бес­платную стоянку. Все остальное – частный капитал. Что касает­ся «Нью-Джерси», то деньги на его консервацию и музеефици- рование собрали ветераны ко­рабля. Всего их, как выяснилось, набралось 55 тысяч. Из них на призыв о помощи, переданный по телевидению, откликнулись 2,5 тысячи. Для доведения спи­санного линкора «до ума» пона­добилось 250 тысяч человекоча­сов работы. В широко разрекла­мированной кампании участво­вали множество волонтеров-добровольцев, подключились общественные организации, по­шли благотворительные взносы от фирм.

Параллельно с работами на борту шло строительство специ­ального пирса. Пирс получился великолепный, с гордостью го­ворит Зейгентейлер: каменные стены, стальные опоры, башен­ки с лифтами. Инвалиды могут подниматься на борт прямо в ко­лясках. Увы, для ветеранов лин­кора, постоянно тут бывающих, это более чем актуально – да­леко не все из них уже могут, как в молодости, легко взбегать по трапам...

На жизнь свою линкор зараба­тывает сам. Ежегодный его бюд­жет – 6 миллионов долларов. Для этого он принимает в год около 350 тысяч посетителей, предоставляя им самые разные виды услуг. На борту 4 больших экспозиционных зала, подробно рассказывающих об истории ко­рабля. Но кроме экскурсий на судне можно проводить лекции, семинары, банкеты. Можно ку­пить разнообразные сувениры и даже... переночевать в настоя­щей каюте. Только плати! Влас­ти штата довольны – линкор обеспечил им постоянный при­ток туристов, оставляющих не­малые деньги в местной казне.

Музеев, подобных описанно­му, в США – 48. Экспонируется в них около сотни исторических кораблей – эсминцы и линкоры, подводные лодки и авианосцы. Второй из гостей, Джозеф Лом­барди, сотрудник океанической технической службы, специа­лист по консервации корпусов кораблей-музеев, большую часть из них, что называется, по­трогал своими руками.

Как сохранить исторический корабль? О, это очень непросто! Прежде всего нужно получить на это разрешение. Государство отдаст вам ненужную ему посу­дину даром, но сначала докажи­те, что сможете с ней справить­ся. Представьте проект рекон­струкции, опишите источники финансирования, расскажите, где будет судно стоять, не будет ли мешать судоходству, загряз­нять окружающую среду и про­чее. Получив разрешение, от­буксируйте будущий музей к ре­монтному причалу, а если нужно – в док. Откачайте воду с неф­тесодержащими продуктами, тщательно очистите корпус внутри и снаружи, обеспечьте его водонепроницаемость – ведь стоять ему предстоит все же не на суше. Разумеется, при этом разные ненужные военные штучки-дрючки должны быть сняты, а опасные люки и проемы тщательно заварены. Конечно, создание музейной экспозиции потребует специальных знаний, терпения, любви к истории. И, разумеется, немалых денег.

Что ж, граждане самого бога­того государства мира, навер­ное, могут себе позволить такие вот «причуды». Но дело, разуме­ется, не только в богатстве. В США, как пояснил Ломбарди, сейчас буквально «историчес­кий бум». Нация осознает себя, пытается доказать свое вели­чие, фиксируя чуть не каждый штрих не столь уж богатой, по сравнению, скажем, с той же Ев­ропой, истории...

Что говорить? Опять делать вы­вод не в нашу пользу? Опять по­сыпать голову пеплом – ведь и у нас история, слава богу, не сла­бая. Уж покруче штатовской, это точно. И у нас были и еще оста­лись прославленные историчес­кие корабли, участники славных сражений и походов. Только боль­шая часть из них идет «на иголки», а то и продается за границу по це­не металлолома. Да и до них ли, честно говоря, действующий бы флот прокормить. Только вот, ког­да слышишь об очередной причу­де очередного олигарха наподо­бие покупки зарубежного фут­больного клуба, становится горь­ко. Еще совсем недавно наш про­славленный « Красин», что назы­вается, висел на волоске, ходил «с шапкой по кругу». Город не мог обеспечить даже мизерных его потребностей, а никто из олигар­хов и не шелохнулся...

А корабли уходят в небытие. Исчезают в пучине беспамятст­ва. Будущим поколениям оста­нутся от них в лучшем случае лишь музейные модели да кар­тинки в выцветших книжках.

#корабли #музей #конференция

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 Августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 Августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 Августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 Августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 Августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 Августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 Августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 Июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 Июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 Июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 Июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 Июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.