Стоп, буренка? Как развивается российский молочный рынок

Корова не механический агрегат, кнопки «стоп» у нее нет. Хочешь не хочешь, а подоить молоконосицу два-три раза в день надо. Что на частном подворье, что в фермерском хозяйстве. Не говоря уже о крупном животноводческом комплексе, где таких молоконосиц сотни. Поэтому поток молочной реки «на паузу» не поставишь. «А жаль», — печалятся сегодня животноводы…

Стоп, буренка? Как развивается российский молочный рынок | Производство молока в России удовлетворяет потребности страны примерно на 80 %. Благодаря этому никакие внешние факторы — ни санкции, ни торговое эмбарго — не могут существенно повлиять на обеспечение им внутреннего рынка./ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Производство молока в России удовлетворяет потребности страны примерно на 80 %. Благодаря этому никакие внешние факторы — ни санкции, ни торговое эмбарго — не могут существенно повлиять на обеспечение им внутреннего рынка./ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Молочное животноводство в пос­ледние годы неплохо разогналось. Пусть даже к тем объемам производства сырого молока, какие были в советское время, вернуться не сумело — слишком сильно за три минувших десятилетия сократилось поголовье коров. Но за счет повышения их продуктивности отрасль не только удалось удержать на плаву, но и ускорить динамику «молокоотдачи». И если довольно продолжительное время мы говорили: «Сырого молока в стране катастрофически не хватает», то сегодня это совсем не так.

В подтверждение — статистика. В прошлом году производство товарного молока в стране выросло на 3,5 %. За четыре месяца нынешнего года — на 4,5 % по сравнению с тем же периодом прошлого года. Впереди традиционный «сезон большого молока» — лето. Обычно в это время года растут молочные надои в фермерских и личных подсобных хозяйствах, на фермах сельхозпредприятий, еще не перешедших на интенсивное ведение производства (на сов­ременных молочных комплексах «сезон большого молока» — понятие круглогодичное).

Кажется, молочная река России должна катиться по спокойному руслу, без порогов, резких поворотов, извилин и крутых «молокопадов». Но, увы, покой нашим молочникам только снится… Причем всем молочникам: и тем, кто «при коровах» — производителям сырого молока, и переработчикам — тем, кто из этого молока делает сметану, сливки, кефиры-ряженки, масло, йогурты и прочий молочно-товарный ассортимент.

Стоимость сырого молока в прошлом году, по данным аналитических агентств, составляла в среднем 35 рублей за литр. И была очень привлекательной для производителей. Переработчики тогда не роптали — расценки их вполне устраивали. Но к концу прошлого года покупательная способность наших сограждан заметно снизилась (впрочем, и прежде она была не особо высокой), востребованность молочных товаров в торговых сетях упала, и переработчики встали перед необходимостью работать не «на прилавок», а «на склад».

То есть случилось элементарное перепроизводство. Его усугубила молочная продукция, доставленная из Белоруссии по договорам в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В основном это было сливочное масло, сухое обезжиренное молоко и сыры.

Уже тогда, в конце прошлого года, эксперты молочного рынка предупредили: снижению цен на сырое молоко — быть! И этот момент наступил. С февраля-марта переработчики молока снизили закупочные цены на сырье на 15 – 20 %.

В то же время цены на молочку, по утверждению ряда депутатов Госдумы, в магазинах продолжают расти. Эту проблему они обозначили в письме, адресованном Федеральной антимонопольной службе (ФАС). В послании, в частности, говорится: «Стимулированию потребления молочных продуктов и росту спроса во многом препятствует ценовая политика торговых сетей, устанавливающих входные пороги цен при сохранении наценок 40 – 70 % и выше, а по высокомаржинальным видам продукции до 100 – 150 %, в результате чего цены на сырое молоко падают, а цена для потребителя растет». Парламентарии попросили ФАС провести проверку механизма ценообразования на молочные продукты.

Справедливости ради: серьезного подорожания молочных продуктов петербургский потребитель пока не заметил. Не увидел его и Петростат. Так, в апреле из всех видов молочных товаров на 1 – 2 % подорожали только пастеризованное молоко жирностью 2,5 — 3,5 % и творог. Если же сравнивать весенние ценники с ценниками конца прошлого года, то некоторые виды продукции по стоимости и вовсе ушли хоть и в небольшой, но «минус». Кроме сыров, приплюсовавших себе 1,3 %.

Пока ФАС готовится высадить в торговых точках конт­рольно-проверочный десант, публично «оправдаться» попытался председатель Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Он уточнил, что за январь — апрель нынешнего года по сравнению с тем же периодом прошлого розничная цена на пастеризованное молоко выросла на 3 рубля, закупочная — на 5 руб­лей. Сливочное масло подешевело на 1 рубль при рос­те закупочной цены на 3 руб­ля. А вот сметана подорожала на 3 рубля, но и цена ее поставки выросла на 6 рублей.

И еще пояснил: «Конечная цена продукта на полке магазина складывается не только из стоимости производства молока, но и наценки каждого из участников товаропроизводящей цепи. Если отпускные цены, по которым сети закупают молочную продукцию у переработчиков и дистрибьюторов, снижаются, это снижение «транслируется» на полки, что мы наблюдали в первые месяцы нынешнего года». Что ж, сказанное вполне подтверждает статистика…

Куда больше, чем непредсказуемость ценообразования, многих экспертов рынка сегодня тревожит попадание на те самые полки молочных фальсификатов. Введенные в России системы элект­ронной ветеринарной сертификации сельскохозяйственной продукции «Меркурий» и обязательной маркировки стали серьезным препятствием на пути умельцев разбодяжить цельное молоко водицей, а сливочное масло, сыры и творог — растительными «наполнителями».

Благодаря этим системам конт­роля количество фальсификата на молочных полках снизилось на 7 – 10%. Но не исчезло вовсе. Досужие языки утверждают, что это выгодно все той же торговле — контрафактная продукция дешевле и при падающей платежеспособности сограждан обязательно будет востребована.

Впрочем, при любом раскладе у торговли всегда можно найти какие‑нибудь, говоря на современном сленге, «косяки». Не исключено, что антимонопольщики, выполняя просьбу-поручение депутатов, обнаружат какой‑нибудь «картельный сговор» отдельно взятого супермаркета отдельно взятой торговой сети с отдельно же взятым переработчиком молока или дистрибьютором, то бишь пос­редником. И это не станет сенсацией — это мы уже проходили, и не раз. Вспомним истории с дорожавшими в одночасье сахаром, подсолнечным маслом, еще раньше — с гречкой.

Но даже самый успешный ФАС-десант вряд ли станет толчком к решению нынешней проблемы в низовом, но базисном секторе молочной промышленности — в молочном животноводстве. Там, где сейчас подсчитывают «упущенную выгоду» от снижения закупочных цен. И печалятся о том, что корова не механический агрегат, которому легко можно сказать: «Стоп!». 


#рынок #развитие #молоко

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7436) от 15.06.2023 под заголовком «Стоп, буренка?».


Комментарии