Стартует федеральный проект «Полярный экспресс»

Единой коммуникационной магистрали в Русской Арктике с ее огромными пространствами, увы, до сих пор нет. А без этого разговоры о масштабной цифровизации, которая ускорит развитие края, останутся благим пожеланием. Взяться за такую работу, требующую колоссальных средств и межотраслевой кооперации, могло только государство, что в конце концов и произошло. Скоро стартует федеральный проект «Полярный экспресс», благодаря которому подводная волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) проляжет вдоль всего арктического побережья и, преодолев 12,6 тыс. км, «уткнется» во Владивосток.

Стартует федеральный проект «Полярный экспресс» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Нельзя сказать, что Арктика остается без Интернета и связи. Нет, конечно, иначе ни один серьезный проект там вообще бы не сдвинулся с места. Но эти коммуникационные системы фрагментарны, не позволяют передавать данные на большие расстояния. Да и не всегда вполне качественны.

Это уже дает о себе знать, а через несколько лет может стать главным препятствием в работе. Чего нельзя допустить, учитывая возрастающее значение Арктической зоны (АЗ), считает Александр Пошивай, заместитель министра транспорта РФ.

«Подтянуть» туда новые информационно-телекоммуникационные системы операторы связи и корпорации, конечно, стремились. Одна из компаний даже начала в 2020-м изыскания для прокладки трансарктической (вдоль побережья) линии связи, реализуя международный проект Arctic Connect. Крупный бизнес давно ждет не дождется таких линий.

Подобный канал, обеспечивающий надежную и высокоскоростную передачу данных, а значит, и цифровизацию, нужен для освоения Северного морского пути и обновления портовой инфраструктуры. Не говоря уже об улучшении жизни северян. Словом, без этой технологической основы решить задачи, прописанные в Стратегии развития АЗ РФ до 2035 года, как ни крути, невозможно.

Хорошо это понимая, федеральная власть взялась за подготовку проекта «Полярный экспресс». Такое амбиционное начинание обойдется российской казне, по некоторым данным, в 65 млрд рублей. Магистральная подводная ВОЛС свяжет Европу и Азию по кратчайшему расстоянию, пояснили участники пресс-конференции, состоявшейся в режиме онлайн и посвященной началу этих работ. А проходить они будут в границах так называемого Большого Севморпути: ввести такое понятие предложили главы пяти регионов, заинтересованные в развитии морского грузопотока между Петербургом и Владивостоком.

Оператором проекта стала компания «Морсвязьспутник», созданная Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлотом), которое вместе с Минтрансом РФ и ФГУП «Росморпорт» за него, собственно, и отвечает.

По словам Андрея Куропятникова, главы этой компании, первый бум цифровизации, когда североевропейские страны и США (на Аляске) стали наперегонки строить такие трансарктические коммуникации, пришелся на начало нулевых годов.

Срок жизни первых таких линий, однако, составляет около 25 лет, пояснил чиновник, и к настоящему времени они начали устаревать. Дефицит подводных ВОЛС, на долю которых приходится более 90% мирового интернет-трафика, год от года ощущается все сильнее. Особенно теперь, когда на мир обрушилась пандемия.

«Маркетинговые исследования, проведенные год назад, и работа с консалтинговыми фирмами показали, что наш проект востребован не только в России, – рассказал руководитель компании-оператора. – Предполагается, что «Полярный экспресс» будет интегрирован с российскими и международными сетями и число потребителей услуг новой системы связи значительно вырастет».

От крайних точек маршрута в европейском направлении (от Мурманска) и азиатском (от Владивостока) дополнительные нитки будут тянуть, как ожидается, зарубежные партнеры. Может ли такое случиться? Безусловно, говорят специалисты: в этом убеждают технические параметры новой линии связи. Она обеспечит высокую, до 100 гигабит в секунду, скорость передачи данных с минимальной, около 90 миллисекунд, задержкой сигнала. А чем выше скорость и меньше задержка, тем устойчивее выручка компаний, «нагоняющих» трафик.

Весь комплекс работ, связанных с прокладкой кабеля, – от инженерных изысканий до создания береговой инфраструктуры – будет вести компания «Управление перспективных технологий».

Идея проекта обсуждалась несколько лет, отметил ее гендиректор Алексей Стрельченко, а в 2019 году был подписан контракт на строительство ВОЛС. К настоящему времени морские и инженерные изыскания трассы проведены более чем наполовину. Подрядчики построили береговую станцию в поселке Териберка (Мурманская область), откуда первый участок ВОЛС проляжет до полярного поселка Амдерма. И начали проектировать такие объекты в других точках трассы, вдоль нее собираются установить 150 ретрансляторов (усилителей сигнала).

Производство кабеля, который предстоит уложить под водой, наладило одно из предприятий Мурманска. Он состоит из шести пар оптических волокон, объяснил Стрельченко. Четыре из них предназначены для транзитного трафика, две свяжут линию с береговыми станциями. А остальные можно задействовать для портов и поселков, то есть местных потребителей, навигационных нужд и т. д.

Организаторы проекта постарались продумать и энергетическую схему. Трансарктическая магистраль будет получать электроэнергию в двух крайних точках трассы, в Териберке и Владивостоке, а также в промежуточном пункте, на Чукотке (Певек). Почему именно там? Чтобы при аварийном обрыве кабеля пострадала не эта система, а лишь ее часть.

Впрочем, вероятность аварии на ВОЛС будет ничтожна, убеждены специалисты. Виной тому в большинстве случаев становится человеческий фактор: кабель могут повредить якоря или тралы. Но только не в Арктике, где рыболовство сосредоточено преимущественно в Баренцевом море, а судоходство менее интенсивно, чем в акваториях потеплее, прозвучало на онлайн-брифинге.

Основная опасность при эксплуатации линии будет связана с промерзанием воды на мелких глубинах и появлением стамух – высоких льдин, которые могут бороздить дно. Но для того-то и проводятся изыскания, которые помогут выявить сложные места и обеспечить заглубление кабеля.

В проекте будут участвовать девять морских судов, в том числе два судна обеспечения и два укладчика тяжелого, до 2 тонн на 1 км, кабеля. Водолазы понадобятся лишь для того, чтобы вводить его «хвосты» в защитный футляр, то есть стальную трубу, рассказали специалисты.

Укладку кабеля предполагается вести одновременно с противоположных концов, чтобы ускорить процесс, а полностью трансарктическая магистраль Мурманск – Владивосток будет готова к 2026 году. Это будет самая протяженная в мире подводная ВОЛС (вдоль Аляски подобная линия тянется на 2,5 км) с самой северной, на широте 78 градусов, точкой залегания кабеля.

#Арктика #проект #развитие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком ««Экспресс» пойдет по дну».


Комментарии