Старшая сестра «Братьев». Новым премьер-министром Италии стала Джорджия Мелони
Неделю назад в Италии был сформирован и приведен к присяге новый кабинет министров. Его возглавила впервые в истории страны женщина — лидер крайне правой партии «Братья Италии» 45‑летняя Джорджия Мелони.
ФОТО Ettore FERRARI/EPA/ТАСС
Триумф миловидной стройной блондинки состоялся после того, как чуть меньше месяца назад она привела свою партию в составе правой коалиции к победе на внеочередных парламентских выборах. Этой партии удалось не только объединить в единый союз ведущие правые силы страны в лице «Лиги» во главе с Маттео Сальвини и «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони, но и, получив большинство голосов избирателей, завоевать право формировать новое правительство. Оно, кстати, появилось на свет в рекордные сроки — меньше месяца со дня начала переговоров. Обычно этот процесс затягивался на 3 – 4 месяца.
Заслуживает внимания и тот прогресс, который ультраправая, по западноевропейской квалификации, партия «Братья Италии» (названная так по словам из первого куплета итальянского национального гимна) достигла по сравнению с предыдущими выборами в парламент четыре года назад. Тогда она получила всего 4 % голосов избирателей, а вот ее нынешние 26 % позволяют говорить о партии как об одной из ведущих политических сил в стране.
Несмотря на «юный» для итальянского политика возраст, за плечами профессионального партийного деятеля Мелони многолетняя и весьма насыщенная карьера. Новый премьер страны родилась в Риме в небогатой семье. Отец рано ушел от них, и Джорджия вместе с младшей сестрой воспитывалась матерью, которая одно время примыкала к националистической правоконсервативной партии «Национальный альянс» (НА). В школе училась хорошо, поэтому легко поступила в римский институт Америго Веспуччи, где получила диплом лингвиста.
В политическом смысле Джор-джия пошла по стопам матери, в 15 лет она вступила в Молодежный фронт — крыло Итальянского социального движения (ИСД), основанного ветеранами фашистской партии Бенито Муссолини, впоследствии преобразованного в национально-консервативную политическую партию. Через четыре года Мелони уже возглавила организацию «Студенческое действие» — движение правоконсервативной партии «Национальный альянс», созданной в 1995 году на основе ИСД. Несколько лет Мелони являлась руководителем всего молодежного движения «Национального альянса», а после того как НА в 2009 году объединилось с партией «Вперед, Италия», она возглавила его молодежную организацию «Молодая Италия».
Очередной карьерный взлет ждал Мелони в 2006 году. На выборах уроженка Рима стала самым молодым депутатом в нижней палате парламента, а спустя два года оказалась на посту министра по делам молодежи и спорта в правительстве Берлускони. Альянс кавальере Берлускони с Джорджией Мелони закончился в 2012 году, когда она вместе с двумя другими политиками образовала собственную партию «Братья Италии». Шесть лет «Братьям» понадобилось, чтобы в 2018 году попасть впервые в парламент, еще четыре года — чтобы ее лидер, которым к тому времени стала Мелони, получила пост премьер-министра.
Как мы видим из партийной карьеры Мелони, Джорджия всегда находилась в различных структурах правого и даже ультраправого спектра. Соответствовал ее выбору и комплекс идей, которые она исповедует. Новый премьер занимает жесткую позицию по вопросам иммиграции, неоднократно призывала к морской блокаде судов, перевозивших мигрантов из Ливии. В рамках нынешней избирательной кампании Мелони делала упор на традиционных итальянских проблемах: разрыве между богатым севером и бедным югом, безработице, преступности. Ранее она выступала против однополых союзов, которые разрешены в Италии с 2016 года. Однако перед кампанией 2022 года Мелони скорректировала позицию и теперь готова согласиться с ними, хотя не одобряет усыновление детей такими парами. В 2019 году на Всемирном конгрессе семей она призвала защищать национальную, религиозную и половую идентичность, а также семейные ценности и заявила, что ребенок имеет «право на отца и мать» вместо «родитель № 1» и «родитель № 2». Мелони ратует за продолжение курса на союз с США и НАТО и укрепление отношений в рамках Европейского союза, однако намерена при этом отстаивать интересы Италии, обещая стране больше суверенитета в сообществе.
Лидер «Братьев» отвергает культ фашизма, но при этом считает очень символичным, что офис партии находится в историческом здании, где в былые времена заседали последователи Бенито Муссолини. По ее собственным словам, идеология партии учитывает историю страны. В одном из интервью Мелони назвала диктатора Муссолини «сложной личностью». Логотип партии по‑прежнему — трехцветное пламя, которое часто воспринимается в Италии как огонь, горящий на могиле Муссолини. Характерно, что материал, появившийся на Би-би-си и посвященный победе «Братьев» на парламентских выборах, вышел под заголовком «Постфашисты у власти». Впрочем, это явный публицистический перехлест, по крайней мере последнее время ни партия, ни ее лидер профашистскими лозунгами и высказываниями не козыряют, а придерживаются классической правой риторики.
Как типично правый политик, Мелони является давним и последовательным критиком «брюссельских бюрократов». Она поддерживала британских тори во время брекзита и неоднократно выступала за ограничение евроинтеграции: «Если бы Евросоюз был похож на то, каким мы его себе представляем, мы бы разработали более эффективную оборонную политику, инвестировали в энергетическую безопасность и поддерживали бы короткие производственно-сбытовые цепочки, чтобы избежать зависимости от третьих — часто ненадежных — стран в отношении газа, сырья, товаров». Поэтому не случайно в Брюсселе успех «Братьев Италии» вызвал ожидаемую нервную реакцию. Накануне выборов председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен открыто угрожала Риму в случае победы правых: «Если дела пойдут в сложном направлении — я уже говорила о Венгрии и Польше, — у нас есть определенные инструменты».
Правда, слегка поостыв и, видимо, просчитав все варианты, та же фрау фон дер Ляйен одной из первых поздравила Мелони с вступлением в должность премьера. Ведь во многом Италия зависит от Евросоюза, который пообещал передать ей € 200 млрд на восстановление экономики после пандемии COVID-19, притом что стране грозит еще и энергетический кризис. Поэтому в отношениях с «брюссельскими бюрократами» Мелони, вероятно, будет придерживаться линии, намеченной еще прежним премьер-министром Марио Драги, который ушел в отставку в июле этого года, а не ставить палки в колеса евроинтеграции.
Не стоит ждать прорывов в российско-итальянских отношениях. В отличие от другого правого европейского политика — премьера Венгрии Виктора Орбана, выступающего за сотрудничество с Россией, Джорджия Мелони выступает за продление санкций и продолжение поставок оружия Киеву. Правда, интересно, что два лидера и соратника «Братьев» по коалиционному правительству Маттео Сальвини и Сильвио Берлускони считаются чуть ли не друзьями не только России, но и президента РФ. Однако надежд на то, что они смогут оказать какое‑либо существенное влияние на улучшение наших двусторонних отношений, немного — все‑таки в правящей коалиции они играют подчиненную роль.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7286) от 28.10.2022 под заголовком «Старшая сестра «Братьев»».
Комментарии