Съезд победителя. Чего ждать от Китая после судьбоносного партийного форума?

C 16 октября в Пекине проходил XX съезд правящей Коммунистической партии Китая (КПК), который продлился семь дней. В этом партийном форуме приняли участие 2296 делегатов, которые представляли более чем 96,7 миллиона членов партии. По его итогам действующий лидер Си Цзиньпин был переизбран генеральным секретарем на третий срок.

Съезд победителя. Чего ждать от Китая после судьбоносного партийного форума? | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Также одобрены поправки в устав КПК, которые признают его «ядром партии», а заложенные в нем идеи объявляют «марксизмом XXI века» и «квинтэссенцией китайской культуры и китайского духа». Товарищ Си — первый в истории страны лидер, который остался у власти на три срока благодаря поправкам, внесенным в 2018 году в конституцию Китая. Они снимают все ограничения по длительности пребывания лидеров у власти в КНР. Кроме того, по итогам съезда страна получила новый руководящий состав — в возглавляемый тем же Си Цзиньпином постоянный комитет политбюро вошли его давние соратники, что еще больше консолидировало личную власть китайского лидера и его контроль над партией.

Наиболее радикальные перестановки произошли именно в постоянном комитете политбюро. Из семи его членов свои места сохранили всего трое, включая самого Си Цзиньпина. Помимо первого лица сквозь фильтры внутрипартийного обсуждения прошли еще два политика. Один из них — 65‑летний глава Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины Чжао Лэцзи, который должен возглавить Всекитайское собрание народных представителей (парламент) и стать третьим лицом в государстве. Второй политический долгожитель — главный идеолог китайской Компартии 67‑летний Ван Хунин. Как ожидается, уже в марте будущего года он сменит Ван Яна на посту председателя главного совещательного органа КНР — Всекитайского комитета народного политического консультативного совета Китая.

Представление четырех новых членов постоянного комитета политбюро КПК по итогам пленума проходило в Доме народных собраний и было наполнено особым символизмом. Семь членов ПК политбюро входили в зал по очереди, один за другим, становясь рядом с Си Цзиньпином. Первым на сцену вышел глава горкома КПК Шанхая Ли Цян, вставший по левую руку от генсека. Исходя из партийной традиции, это значит, что именно товарищ Ли станет в марте новым премьером Госсовета вместо вышедшего из состава ПК политбюро Ли Кэцяна.

Прохождение в высшую структуру власти давних соратников Си Цзиньпина стало не единственным радостным моментом для китайского лидера. Приятным во всех отношениях наверняка можно счесть и единодушное решение участников съезда добавить в устав КПК положение о том, что партия — высшая сила политического руководства, а также включить в него новые идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эры.

Характерно, что западные СМИ гораздо больше внимания уделили не столько кадровым решениям и нововведениям в устав, сколько одному странному инциденту. Во время церемонии закрытия XX съезда 22 октября бывшего председателя КНР 79‑летнего Ху Цзиньтао, по сути, заставили покинуть зал вопреки его явному нежеланию. В среде конспирологов это родило версии о том, что Си Цзиньпин пуб­лично устраняет оппонентов в партии. Китайская сторона обошла этот случай молчанием, хотя, скорее всего, предшественнику Си на высшем государственном посту просто стало плохо.

То, чего надо ждать от Китая в новый срок Си Цзиньпина, он сам давал понять уже не раз. «Мы будем непоколебимы в углублении реформ и открытости по всем направлениям, а также в стремлении к высококачественному развитию и создадим больше возможностей для мира за счет нашего собственного развития», — пообещал председатель КНР после представления своей новой команды. Одна из главных и, можно сказать, монументальных задач собственного развития также звучала уже не единожды: как напомнил Си в ходе сессии, к 2035 году Китай «в основном завершит реализацию социалистической модернизации», а уже к середине века превратится «в сильную, модернизированную социалистическую державу».

Впрочем, путь к этой благой цели будет тернист, что открыто признал и сам китайский лидер. По его словам, впереди новое руководство ждут «сильные ветры, не­спокойные воды и опасные штормы». И создает эти вызовы для Китая прежде всего недружественная международная обстановка. Еще 16 октября, выступая с предваряющей начало съезда речью, Си дал понять, что на фоне резких изменений в международном ландшафте КНР намерена и дальше сохранять «твердую стратегическую решимость и демонстрировать боевой дух». Причем боевым будет не только дух — к столетию народно-освободительной армии Китая в 2027 году страна поставила цель сформировать «вооруженные силы мирового уровня», чтобы улучшить возможности по защите суверенитета страны и ее безопасности.

Кроме того, Си Цзиньпин предостерег другие государства от вмешательства в споры, которые Пекин считает внутренними проблемами. Разумеется, речь тут шла прежде всего о Тайване, в отношении которого по итогам съезда была принята отдельная поправка. Если ранее все партийные документы указывали на Тайвань в одном ряду с Макао и Гонконгом в качестве территорий, с которыми следует «укреплять солидарность», то сейчас это уступило место формулировке с клятвой «решительно выступать против независимости Тайваня и сдерживать ее». Такая смена акцентов не стала неожиданной. Еще перед съездом Си Цзиньпин пообещал, что Китай будет «прилагать максимум усилий для достижения мирного воссоединения родины, в то же время ни в коем случае не будет давать обещаний отказаться от применения силы». Китайский лидер отметил, что это ни в коем случае не направлено против тайваньских соотечественников, а «направлено исключительно на вмешательство внешних сил и некоторых сепаратистов, стремящихся к независимости Тайваня».

Говоря о месте КНР в глобальном мире XXI века, Си Цзиньпин подчеркнул, что «Соединенные Штаты должны вместе с Китаем нести ответственность за поддержание мира на всей планете». При этом он сообщил о готовности «работать с народами всех других стран, чтобы отстаивать такие общие ценности человечества, как мир, развитие, честность, правосудие, демократия и свобода».

Одним из первых с переизбранием Си Цзиньпина поздравил российский президент Владимир Путин. «Итоги юбилейного, XX, съезда КПК в полной мере подтвердили ваш высокий политический авторитет, а также сплоченность возглавляемой вами партии», — говорится в поздравлении, текст которого размещен на сайте Кремля.

По мнению директора Института стран Азии и Африки МГУ Алексея Маслова, прошедший съезд КПК явно свидетельствует о дальнейшем укреплении власти 69‑летнего лидера Китая Си Цзиньпина. При этом ставка им делается на усиление идеологического контроля в стране, тогда как экономические вопросы отодвигаются на второй план. «Возобладала жесткая линия на усиление идеологии и на более жесткую политику в отношении США. Из состава политбюро ушли целый ряд людей, которые достаточно тесно общались с США и, вероятно, не отстояли позицию Китая. Многие руководители, которых прочили в состав политбюро и в состав ЦК, туда не вошли, в том числе Лю Хэ — вице-премьер, который вел переговоры еще с Дональдом Трампом по заключению сделки 2020 года и который, как, наверное, многим показалось, сдал позиции КНР и заключил невыгодную сделку, то есть пошел на слишком мягкую линию. Мы увидим вообще в целом усиление идеологического фактора, когда про идеологию и про идеи говорят больше, чем про развитие экономики», — полагает эксперт.

Непереизбрание ряда членов политбюро рассматривается аналитиками как безусловное укрепление почвы для продвижения союзников Си Цзиньпина, а поправки в программу партии еще больше закрепляют его власть. При этом в ней специально оговаривается будущее Тайваня как безусловной части всего Китая. Вот как комментирует итоги съезда директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин: «Прежде всего надо отметить изменения в уставе Коммунистической партии, в том числе закрепляющие принципы политики в отношении Тайваня, там сказано, что партия будет противодействовать его отделению. Изменения, в частности, закрепляют военную модернизацию в качестве одного из приоритетов государственной политики. Разумеется, важным является и новый состав ЦК КПК, съезд и формулировки доклада подчеркнули укрепляющиеся позиции Си Цзиньпина. Очевидно, мы увидим, что он добьется дополнительного успеха в кадровой политике, проведя в руководящие органы большее количество людей, которые уже целиком обязаны карьерным ростом лично ему».

А вот что говорит о внешнеполитических устремлениях КНР и. о. руководителя Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин. «Си Цзиньпин практически полностью отказался от курса Дэн Сяопина во внешней политике — «сидеть в тени и скрывать свои возможности». При Си внешняя политика уже довольно давно ориентирована на то, что КНР подходит к рубежу развитой страны и должна вести себя как великая держава, довольно жестко отвечая на все нападки. Тайваньский вопрос очень чувствительный, и здесь Китай может отвечать жестче». При этом, по словам эксперта, Пекину необходимы нормальные отношения с развитыми странами, иначе Поднебесной будет сложно поддерживать свое экономическое развитие.

#Китай #форум #КНР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7286) от 28.10.2022 под заголовком «Съезд победителя».


Комментарии