Спикер уступок. Избрание руководителя палаты представителей США стало политической интригой

Первой политической интригой в новом году совершенно неожиданно для многих стало рутинное вроде бы мероприятие, которое следует после промежуточных выборов в палату представителей США, — избрание ее руководителя. Обычно американские законодатели, обновившие свой состав, затрачивают на это несколько десятков минут и, естественно, укладываются в один рабочий день. На сей раз конгрессмены промучились целых четыре дня и избрали спикера с 15-й (!) попытки, причем с минимальным перевесом лишь в четыре голоса. Правда, избрали именно того, кого и предполагалось, — 57‑летнего лидера республиканского большинства Кевина Маккарти.

Спикер уступок. Избрание руководителя палаты представителей США стало политической интригой  | ФОТО Alex Brandon/AP/ТАСС

ФОТО Alex Brandon/AP/ТАСС

Дотошные журналисты сразу же объявили, что этот прецедент — первый такой случай за последние 100 лет: на протяжении всего предыдущего века избирать главу нижней палаты получалось с первого раза. Только в 1923 году на выборы потребовалось девять туров, а в 1859‑м американские законодатели выбирали спикера палаты аж 44 раза. В конечном счете Маккарти получил 216 голосов конгрессменов, его главный соперник демократ Хаким Джефрис — 212 голосов. Теперь лидер республиканцев займет кресло, которое с 2019 года принадлежало 82‑летней демократке Нэнси Пелоси.

Изначально, чтобы избраться спикером палаты представителей, Маккарти нужно было получить 218 голосов конгрессменов. Поскольку у республиканцев в палате стало 222 места, пост третьего лица в США, казалось, был Маккарти гарантирован. Интригу в прошедшее голосование внесли, как ни странно, не демократы, дружно голосовавшие за своего кандидата, а сами рес­публиканцы. Вернее, группа консервативно настроенных конгрессменов, которая и раньше не скрывала своего недовольства Маккарти и даже выражала сомнения, что его кандидатура вообще достойна председательства в палате представителей. В первом раунде голосования сразу 19 республиканцев выступили против Кевина Маккарти. По их мнению, кандидат чересчур политически «пластичен», и, не дай бог, этот умеренный консерватор в какой‑то момент решится на сговор с демократами. Надо отдать должное лидеру республиканцев — на протяжении всех четырех дней выборов председателя он источал настолько крепкий оптимизм, что было понятно: свою кандидатуру Маккарти ни за что не снимет и будет бороться за заветное кресло до конца.

В итоге четырехдневные переговоры, подковерные договоренности и компромиссы, включение в переговорный процесс Дональда Трампа привели‑таки Маккарти в заветное кресло. На 15‑м круге голосования он добился своего. Правда, 218 голосов кандидат так и не смог набрать. Шесть республиканцев, которые обещали, что ни за что не проголосуют за Маккарти, просто воздержались от голосования, тем самым снизив проходную для лидера партии планку голосов до 216.

Кевина Маккарти можно назвать типичным американским политиком, карьера которого развивалась по всем заокеанским правилам — неспешно, но поступательно, не без влияния высокопоставленных покровителей и не без мелких скандалов. Однако все время эта карьера шла только вверх.

Маккарти родился в городе Бейкерсфилде, расположенном в самом центре Калифорнии, в семье помощника начальника городской пожарной службы и домохозяйки. Его дед по материнской линии был родом из Италии, а у родственников отца присутствовали ирландские корни. Семья была среднего достатка — не бедствовала, но и не шиковала. С политикой родителей Маккарти особо ничего не связывало, хотя, как он сам потом признавался в одном из интервью, они состояли в Демократической партии и были убежденными сторонниками его нынешних оппонентов.

Высшее образование нынешний глава палаты представителей получил в Калифорнийском государственном университете, он имеет степень бакалавра наук в маркетинге и является магист­ром делового администрирования. В молодости с Кевином произошел счастливый случай, который, по его собственному признанию, во многом определил будущее политика, — он выиграл в лотерею 5 тысяч долларов, по тем временам неплохие деньги. На эти деньги Кевин платил за свое обучение в университете, а также открыл собственную лавку по продаже фастфуда.

Впрочем, бизнес в конце концов его не привлек, а вот политика заинтересовала. В 1987 году он устроился волонтером в штат конгрессмена от Калифорнии республиканца Билла Томаса. Молодой энергичный и хваткий юноша сразу понравился опытному политику, и тот в дальнейшем всячески способствовал успешной карьере Маккарти. В окружении маститого политика Кевин провел 15 лет, прошагав по карьерной лестнице путь от волонтера, лидера калифорнийского «комсомола», председателя общества молодых рес­публиканцев штата, до председателя Национальной республиканской молодежной федерации. В 2002 году Кевина избрали в нижнюю палату штата, а еще через четыре года, когда его босс и учитель Билл Томас ушел на заслуженных отдых, Маккарти занял его место в палате представителей конгресса США. Впоследствии он еще девять раз переизбирался на эту должность.

В конгрессе Маккарти сделал весьма успешную внутрипартийную карьеру, став вскоре так называемым партийным кнутом республиканцев. То есть занял выборную должность функционера, отвечающего в партии за дисциплину, взаимоотношения партийной верхушки и фракции и т. д. Примерно с такой должности начинал свою политическую карьеру жестокий и беспринципный конгрессмен Фрэнк Андервуд из известного американского сериала «Карточный домик». В фильме его роль блестяще исполнил звезда Голливуда Кевин Спейси. Известно, что еще до съемок он обратился к своему тезке Маккарти с просьбой проконсультировать его в нюансах работы «партийного кнута». Интересно, что тот согласился только после того, как узнал, что актер будет играть демократа. Тем не менее после выхода сериала Маккарти одолевали вопросом, насколько он похож на главного героя «Карточного домика». Тот сходство отрицал, а на вопрос, что он почерпнул из сериала, отвечал: «Я понял, как поступать точно не стоит».

В 2014 году Кевин Маккарти поднялся еще на одну ступеньку в партийной иерархии, его избрали лидером фракции респуб­ликанцев. В этой должности Маккарти одним из первых поддержал Дональда Трампа на президентских выборах, активно участвовал в его избирательной кампании, брал его сторону во время четырехлетнего правления. В 2020 году Маккарти вслед за Трампом оспорил результаты президентских выборов, назвал их крупнейшим мошенничеством в истории США. Однако после штурма Капитолия и поражения сторонников бывшего главы государства он резко изменил свою позицию, в интервью опроверг часть своих же высказываний. Маккарти признал победу Джо Байдена спустя два дня после беспорядков в Вашингтоне, разочаровав Трампа. Республиканец отказался говорить о фальсификациях на выборах, оставаясь сторонником бывшего президента, возложил на него часть ответственности за погромы. В то же время Маккарти саботировал расследование штурма Капитолия, грозил членам партии отстранением за участие в специальной комиссии.

Нынешнего главу палаты представителей принято считать центристом, хотя среди ярых «трампистов» его обвиняют в идейной близости к демократам, что не совсем верно. У Маккарти достаточно резкая оценка деятельности местных экологистов. Он часто выступает в защиту крупных промышленных компаний, против ограничений промышленных выбросов в мире. Он не верит в глобальное изменение климата. Маккарти поддерживает политику Израиля на Ближнем Востоке. Он считается противником любых соглашений с Ираном, уверен, что без поддержки из Тегерана палестинские террористические организации прекратили бы свое существование в течение пары лет. Наконец, Маккарти полностью разделял политику нынешней администрации в отношении России и Украины. Другими словами, новый спикер по своим политическим воззрениям выражает основные идеи республиканцев и их нынешнего неформального лидера Дональда Трампа.

Однако при всем при этом перестановки в конгрессе, избрание нового спикера, как и предсказывали аналитики, будут корректировать курс Вашингтона. Так, в первую же неделю своей работы палата представителей, отложив в долгий ящик вопрос о помощи Украине и противостоянии России, переключилась на азиатское направление. Законодатели настаивают на том, что больше внимания нужно уделять давнему и набирающему мощь стратегическому конкуренту — Китаю. На минувшей неделе конгрессмены подавляющим большинством проголосовали за создание комитета для «устранения угроз, которые КНР представляет для Соединенных Штатов». В специальную комиссию палаты представителей по стратегическому соперничеству между США и Коммунистической партией Китая вошли 16 депутатов. Комиссию возглавит Майк Галлахер, лидер фракции Республиканской партии по вопросам КНР. Он давно известен антикитайской пози­цией: называет отношения Запада и Востока новой холодной войной, поддержал запрет приложения TikTok и прочее.

Похоже, российско-украинская проблематика отходит на второй план. Да, основной антироссийский вектор никуда не исчезает, но все‑таки это благая весть из обновленного «вашингтонского болота».


#политика #США #выборы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7339) от 20.01.2023 под заголовком «Спикер уступок».


Комментарии