Специалист «в один такт». Какие перемены ждет высшее образование?
До 1 марта правительство РФ вместе с администрацией президента и Российской академией наук должны представить проект Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года. А пока на «правительственном часе» в Госдуме министр науки и образования Валерий Фальков назвал ключевые отличия новой модели подведомственной ему сферы (то есть высшего образования) от существующей.
ФОТО Drahomír Hugo Posteby-Mach on Unsplash
Во-первых, уход от бакалавриата. По словам Фалькова, на многих направлениях эта ступень так и не стала «самодостаточным образованием», которую понимают и признают работодатели. Студенты бакалавриата осваивают программу без конкретной специализации, в результате получают обобщенную квалификацию, так что приходится массово доучиваться в магистратуре, комментирует глава министерства.
Во-вторых, будет введен новый единый уровень — «высшее образование». И все. Новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов «в один такт», говорит министр. Например, это будет «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог» и так далее. «Чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста, с какой квалификацией подготовил вуз».
В-третьих, срок образования. Для большинства ключевых специальностей (инженеры, врачи, учителя) он будет в пределах пяти лет. Но где‑то и короче (например, в подготовке кадров для индустрии гостеприимства), а там, где надо освоить особо сложные виды деятельности (допустим, фундаментальную инженерию), — длиннее.
В-четвертых, магистратура останется, но на этом уровне станут получать специализированные углубленные знания те, кто имеет практический опыт. И только в тех вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и материально-техническая база.
В-пятых, продолжит «переформатироваться» аспирантура. Она уже и так перестает быть третьей ступенью высшего образования и становится отдельным видом профобразования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров.
Сейчас Минобрнауки РФ вместе с университетами и работодателями разрабатывает перечень новых специальностей. Среди новшеств будут, в частности, «Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем», «Аддитивные технологии», «Проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения».
По словам Фалькова, есть планы обновить государственные образовательные стандарты под новую модель высшего образования и новый перечень специальностей.
«Принципы, которые положены в разработку стандарта, — это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента».
Пока вовлеченность работодателей средненькая. Как показывают результаты опроса, представленные Общероссийским народным фронтом, лишь 15 % работодателей подтверждают свое участие в совершенствовании программ инженерного образования. Фальков полагает, что с введением новой модели вовлеченность увеличится. По его словам, в составе ФУМО (Федерального учебно-методического объединения, это государственно-общественная организация в системе профобучения, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования) доля работодателей должна быть как минимум 50 %.
Стратегия предусматривает «сближение двух уровней образования — среднего профессионального и высшего». Сейчас более 30 % выпускников колледжей поступают в вузы, из них почти 90 % — на заочную форму. При этом 40 % из них идут на инженерные специальности. Получается, большая доля тех, кто углубляется в инженерное дело, делают это заочно. Такой расклад не вдохновляет министерство. «Надо дать возможность лучшим выпускникам программы СПО через ЕГЭ или после получения практического опыта — что более предпочтительно — поступать на сокращенные программы высшего образования, но только в очной форме».
И государство намерено регулировать платный прием в вузы. Вот почему. Из 4,5 млн студентов 1,2 млн (примерно треть) обучаются экономике и юриспруденции. Как же так? Ведь последние годы государство планомерно сокращало бюджетный прием на эти специальности. А так: 86 % студентов эконофаков и юрфаков учатся платно. В некоторых случаях абитуриент берет образовательный кредит по ставке 3 % и дрейфует в выше обозначенных направлениях. «Это явно не соответствует запросам экономики», — констатирует Фальков.
И добавляет, что платное обучение тоже нужно нацелить на решение задач государства. Как это сделать? Сдерживать аппетиты вузов относительно платных мест — не расширять их количество против заявленного. Ну и ограничить льготные образовательные кредиты. Ведь 3 % — это не подарок от банка: это банк дает деньги по льготному проценту, а остальную часть ставки банку компенсирует государство. Вот оно и будет диктовать условия. «Считаем, что такие льготные образовательные кредиты по ставке 3 % должны предоставляться только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего инженерные, программы подготовки врачей, учителей и специалистов в естественно-научных отраслях», — резюмировал министр.
Читайте также:
Работать на перспективу. О чём говорили на форуме «Кадры»?
Инженеры, человеческие души. Что будет меняться в отечественной системе образования
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7863) от 10.03.2025 под заголовком «Специалист «в один такт»».





Комментарии