Создавая корабли будущего. История ЦМКБ «Алмаз»

Конструкторское творчество ЦМКБ «Алмаз» всегда отличала новизна проектных решений, поэтому к большинству созданных бюро кораблей, судов и катеров подходят определения «уникальный» и «первый в мире». Это вошедшие в славную историю отечественного кораблестроения легендарные ракетные катера «Комар», «Оса», «Молния», десантные корабли на воздушной подушке «Джейран», «Скат», «Кальмар», «Зубр», малые ракетные корабли «Овод», ракетные корабли на воздушной подушке скегового типа «Сивуч». Это и современные корветы, спасательные и океанографические суда, новейшие пограничные сторожевые корабли проекта «Океан», самые крупные в мире тральщики в монолитном стеклопластиковом корпусе «Александрит». Этими и многими другими проектами по праву может гордиться наша страна.

Создавая корабли будущего. История ЦМКБ «Алмаз» | Корабль ПМО проекта «Александрит». ФОТО предоставлено ЦМКБ «Алмаз»

Корабль ПМО проекта «Александрит». ФОТО предоставлено ЦМКБ «Алмаз»

Началом истории нашей организации принято считать 22 октября 1949 г., когда приказом Министерства судостроительной промышленности СССР при Ленинградском судостроительном заводе было создано специальное конструкторское бюро по проектированию торпедных катеров дальнего действия. И уже в 1951 году был разработан лучший отечественный торпедный катер, создатели которого были удостоены Сталинской премии.

Всего через месяц после первого триумфа советской космонавтики - запуска первого в мире спутника в декабре 1957 г. в СССР состоялся первый в мире успешный пуск боевой ракеты с катера, который стал началом отечественного ракетного катеростроения, а впоследствии и мирового. В будущем ракетные катера типа «Комар» и «Оса», показав свою высокую боевую эффективность, не только составят новую надежную систему обороны ближней морской зоны СССР, но и будут поставляться дружественным странам.

В 1966 году бюро, получившее наименование Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», завершило технический проект «Овод», в рамках которого был создан новый подкласс военно-морской техники - малые ракетные корабли (МРК). Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота С. Г. Горшков, по достоинству оценив мощь нового оружия, назвал их «пистолетом у виска империализма».

Шестидесятые годы прошлого столетия - время создания первых в мире опытных судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. И тут конструкторскому коллективу «Алмаза» принадлежит приоритет. Уже в 1965 году ленинградские корабелы по проекту бюро построили первый в мире амфибийный танкодесантный корабль на воздушной подушке проекта «Джейран».

360-тонный корабль мог транспортировать два средних танка или пять БТР и роту морских пехотинцев на скорости 50 узлов на дальность триста миль. Построенные большой серией амфибийные корабли и катера на воздушной подушке проектов «Джейран», «Скат», «Кальмар», «Омар» и «Косатка» обеспечивали нашему флоту такие возможности, которыми долгое время не располагал ни один флот мира.

Полученный уникальный опыт чуть позже позволил создать еще более мощный амфибийный корабль, способный транспортировать три основных танка на скорости 60 узлов. До настоящего времени знаменитый ныне «Зубр» остается самым крупным и быстроходным в мире амфибийным десантным кораблем. Уникальность «Зубра» сделала возможной небывалую для периода холодной войны ситуацию: спроектированные и построенные в России боевые корабли были куплены и поставлены на вооружение Греции, страны - участницы блока НАТО.

Конструкторскому коллективу ЦМКБ «Алмаз» удалось создать еще один ни на что не похожий проект. Ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч» вобрал в себя лучшие достижения отечественной науки и техники конца 1970-х годов. И сегодня ракетные корабли на воздушной подушке указанного проекта «Бора» и «Самум», - один залп которых по мощи сравним с ракетным крейсером, а максимальная скорость при этом превышает 50 узлов, - служат в составе Черноморского флота России. Равных им до сих пор не имеет ни одно иностранное государство.

Развитие военно-морского оружия в мире во второй половине 70-х годов прошлого века достигло такого уровня, что для решения задач ВМФ СССР требовалось большое количество ракетных катеров с улучшенными тактико-техническими элементами на замену устаревающим РКА более ранних проектов. Была проделана колоссальная работа, результатом которой стало создание ракетных катеров семейства «Молния» и развертывание их массового строительства.

За короткий промежуток времени союзники по Варшавскому договору и дружественные СССР страны получили более двух десятков современных мощных ударных катеров, которые за рубежом классифицировались как ракетные корветы. После распада СССР американцы смогли провести испытания одной из «Молний» из состава флота бывшей ГДР, обнародовав их результаты. В июне 1992 г. газета New York Times так оценила работу ЦМКБ «Алмаз»: «Этот корабль является плавучей кладовой технологии для морских специалистов… и одним из самых быстрых и смертоносных кораблей своего класса в мире». Заложенные конструктивные решения оказались столь удачными, что строительство модификаций «Молнии», ставшей наиболее массовым российским экспортным кораблем, продолжается и поныне.

Трудности начала 1990-х годов наше бюро преодолело благодаря накопленному научно-техническому потенциалу и умелому руководству. В 1998 г. ЦМКБ «Алмаз» присоединяет Западное ПКБ, полностью сохранив его наработки. Разумная стратегия - зарабатывать, проектируя корабли на экспорт, и работать на перспективу - позволила коллективу ЦМКБ «Алмаз» победить в конкурсе на создание для Военно-морского флота России корабля ближней морской зоны - корвета. Со строительства головного корвета «Стерегущий», который был сдан флоту в 2007 году, практически началось возрождение отечественного судостроения, потому что это был первый крупный кораблестроительный проект после развала Советского Союза. Корабли этого проекта обладают мощным ударным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием, несут авиационное вооружение и по своим тактико-техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам. Создание корвета в 2010 году было отмечено премией правительства РФ.

На протяжении всей 70-летней истории приоритетной государственной задачей для инженеров и конструкторов бюро являлось создание кораблей и катеров для Морской пограничной охраны. Долгие годы основу морских пограничных сил составляли «Тарантулы», «Молнии», «Грифы» и «Светляки», спроектированные ЦМКБ «Алмаз».

В конце 1990-х годов, понимая, что техническое состояние большинства катеров пограничного флота требует замены, бюро инициативно разрабатывает проекты скоростных патрульных катеров «Мираж», а затем «Соболь», где впервые в мире реализован комплекс автоматически управляемых днищевых интерцепторов, позволивших значительно улучшить их мореходные качества, - моряки- пограничники получили новую передовую технику.

Огромное значение Арктического региона для экономики и военной безопасности России в условиях обострения международного соперничества за влияние в Арктике обусловило принятие руководством страны целого ряда решений, а перед морскими пограничниками поставлены новые задачи по охране исключительной экономической зоны. Для их решения понадобились новые корабли, способные действовать в арктических морях.

4Головной-корабль-Полярная-.jpg

Выиграв в объявленном заказчиком конкурсе, ЦМКБ «Алмаз» разработало проект «Океан». Это патрульный корабль неограниченного района плавания, предназначенный для эксплуатации в ледовых условиях. Он оборудован бортовыми спускоподъемными устройствами для скоростных жестко-надувных дежурных шлюпок, имеет авиационно-технический комплекс, предназначенный для доставки на суда-нарушители досмотровых групп, визуального наблюдения за надводной обстановкой, доставки пассажиров и грузов и поисково-спасательного обеспечения. В настоящее время головной корабль «Полярная звезда» несет службу в Береговой охране ПС ФСБ России в Арктике. Строительство серии продолжается.

Новейшие отечественные и зарубежные разработки в области спасения экипажей подводных лодок воплощены в проекте спасательного судна «Дельфин», по составу технических средств и оборудования не имеющего аналогов ни в одном флоте мира. Это же можно сказать и о судах специального назначения семейства «Звездочка», создатели которых в 2018 г. удостоены премии правительства РФ, океанографических исследовательских судах проекта «Крюйс», строящихся по заказу Главного управления глубоководных исследований МО РФ.

В 2015 году командованием ВМФ России перед ЦМКБ «Алмаз» была поставлена задача: спроектировать корабль весьма ограниченного водоизмещения, обладающий высокой мореходностью и автономностью, эффективной ПВО, ударным ракетным вооружением, который мог бы быть быстро освоен отечественной промышленностью, а за счет относительно невысокой цены - построен достаточно крупной серией.

4Головной-МРК-проекта-Карак.jpg

Уникальный опыт, полученный в ходе создания «Оводов», позволил в кратчайшие сроки спроектировать и начать строительство крупной серии МРК нового поколения - проекта «Каракурт», вооруженных получившим мировую известность ракетным комплексом «Калибр».

Проектирование кораблей противоминной обороны (ПМО) являлось одним из важнейших направлений деятельности Западного ПКБ, а затем и ЦМКБ «Алмаз». С упадком судостроительной отрасли в начале 90-х годов прошлого века печальная участь постигла и корабли ПМО: флот их не заказывал и не строил.

С началом возрождения российского флота и усилением минной опасности на вероятных морских театрах военных действий со всей остротой встал вопрос об оснащении ВМФ серией кораблей ПМО, имеющих современное минно-тральное вооружение. И тут оказались востребованными наш опыт и уникальные наработки. Работа бюро над созданием проекта «Александрит» завершилась передачей флоту в декабре 2016 года головного корабля.

Корабль имеет корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии, что позволило снизить уровень физических полей и увеличить объем полезной нагрузки, повысить взрывостойкость и срок службы корпуса в сравнении с корпусами из маломагнитной стали. На корабле создан противоминный контур с применением новейших образцов оружия, гидроакустических станций, движительно-рулевого комплекса и автоматизированной системы управления противоминными действиями.

За семьдесят лет по проектам, разработанным коллективом ЦМКБ «Алмаз», построено более 26 тысяч катеров, кораблей и судов различного назначения. Более 40 стран мира имеют в составе своих флотов спроектированные в бюро катера и корабли, количество же построенных на экспорт превысило тысячу единиц. Узкие рамки газетной статьи не позволяют рассказать обо всех уникальных разработках ЦМКБ «Алмаз». Можно лишь упомянуть о правительственных яхтах, телеуправляемых катерах специального назначения, не имеющих мировых аналогов спасательных судах, плавучих доках.

Заслуги ЦМКБ в деле обеспечения безопасности морских рубежей России высоко оценены государством. Создание боевых катеров и кораблей на протяжении всей 70-летней истории ЦМКБ отмечалось Ленинскими, Государственными и правительственными премиями и государственными наградами наиболее отличившихся сотрудников.

Своим успехом ЦМКБ «Алмаз» обязано конструкторам-корабелам нескольких поколений, среди которых Е. И. Юхнин, П. Г. Гойнкис, Л. Л. Ермаш, В. М. Бурлаков, Ю. Ю. Бенуа, И. П. Пегов, В. Н. Устинов, Д. И. Рудаков, В. И. Немудров, Ш. А. Мустафин, В. И. Блинов, В. С. Сергеев, М. В. Кошкин, Р.Е. Путилин, М. К. Горшков, Л. А. Петраков, А. Г. Минаев, М. А. Ловягин, Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов, В. А. Абрамовский, А. П. Городянко, К. Ж. Аванесов, В. П. Липиёв, Ю. В. Арсеньев, А. Л. Ивченко, Н. А. Серков, И. Я. Баскаков, Ю. Ф. Оглоблин, Л. В. Ельский, И. Н. Иванов, А. А. Форст, Г. Д. Коронатов, А. Н. Осинкин, Д. Е. Цымляков, Б. А. Лейкис, В. А. Шималович и многие другие, а также руководители - Е. И. Юхнин, А. В. Шляхтенко, А. Г. Соколов, Н. П. Пегов, Г. А. Мангаев, Ю. А. Ляпунов, А. М. Лазарев, К. Г. Голубев.

Впереди у ЦМКБ «Алмаз» решение новых важных задач. Действующий и перспективный портфель заказов бюро в большей части состоит из продукции военного кораблестроения. Сильный кадровый потенциал, мощная производственная и испытательная базы позволяют бюро оперативно реагировать на требования времени и потребности заказчика, создавать высокотехнологичные, наукоемкие и конкурентоспособные проекты в области военного и гражданского судостроения.

Александр ШЛЯХТЕНКО, генеральный директор, профессор, д. т. н.

    ФОТО предоставлено ЦМКБ «Алмаз»

#судостроение #промышленность #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6551) от 22.10.2019 под заголовком «Создавая корабли будущего».


Комментарии